Выставка в Берлине "Франс Хальс: Мастер момента"

Oct 16, 2024 15:00

Искусственные параллели по средам



Берлинская картинная галерея. Фото commons.wikimedia.org

Продолжим обзор осенних художественных выставок в Европе. Ретроспективная выставка "Франс Хальс: Мастер момента" в Берлинской картинной галерее, организованная совместно с лондонской Национальной галереей и амстердамским Рейксмюсеум, открыта до 3 ноября. В экспозиции представлены 75 полотен, включая около 50 наиболее значимых работ Хальса, а также картины немецких импрессионистов, вдохновленных Хальсом. Показаны различные грани его искусства: семейные портреты, групповые портреты офицеров и важных горожан, изображения неизвестных простолюдинов: детей, актеров, музыкантов.

Франс Хальс (1582/83-1666) входит, наряду с Рембрандтом и Вермеером, в число самых выдающихся голландских художников XVII века. Его картины, выполненные свободными и смелыми мазками, оказали влияние на художников конца XIX века, а импрессионисты считали Хальса одним из своих предшественников. Франс Хальс родился в Антверпене в семье торговца тканями, откуда вместе с семьёй переехал в Харлем. Возможно, он был учеником Карела ван Мандера. Несомненно то, что он к 27 годам был принят в Харлемскую гильдию Святого Луки. Художник создал сотни индивидуальных и групповых портретов, ему позировали чиновники, ученые, философы и даже Рене Декарт. Расцвет творчества Франса Хальса пришёлся на 1620 год.



© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker

Хальс редко писал картины на религиозные темы. Возможно, причина кроется во влиянии Реформации на Нидерланды. На выставке представлено лишь три таких работы, в том числе апостолы Лука и Матфей из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства.



Справа - Франс Хальс. Евангелист Матфей, около 1625 года. Одесский музей западного и восточного искусства.

Цикл из портретов четырех евангелистов Хальс написал предположительно в середине 1620-х годов по частному заказу. В 1771-м они были приобретены Екатериной II для коллекции Эрмитажа. Чудом добравшись до Петербурга - корабль чуть не утонул во время шторма - они были сочтены не выдающимися и попали в запасники. После Отечественной войны 1812 года Александр I передал евангелистов «для украшения католических храмов Таврической губернии». В неразберихе Крымской кампании цикл распался: «Святой Иоанн» и «Святой Марк» перешли в руки неприятеля (первая работа с 1997 года в музее Гетти в Лос-Анджелесе, вторая в 2013-м была куплена для ГМИИ). А «Святой Лука», по легенде, всплыл только в начале 1950-х на одесской Староконке, где какая-то старушка продавала его за шесть рублей. Картину отправили в запасники местного музея, где нашлась похожая.
moskvichmag.ru
Это тот самый "Святой Лука", который был похищен весной 1965 года на выставке в Пушкинском музее. На след преступников случайно вышли только через полгода. Об этом похищении потом сняли фильм "Возвращение Святого Луки" с Олегом Басилашвили в одной из главных ролей.



Франс Хальс. Евангелист Лука, около 1625 года. Одесский музей Западного и Восточного искусства



Франс Хальс. Святой Иоанн Богослов, около 1625-1628. Холст, масло. Музей Гетти, Лос-Анджелес

В 1869 году "Малле Баббе" была показана на первой Международной художественной выставке в Мюнхене и так впечатлила Гюстава Курбе, одного из ключевых представителей французского реализма, что он написал копию. Ее тоже можно увидеть в Берлине. На следующем фото справа - "Малле Баббе", около 1640-46 года. Метрополитен музей, слева - Густав Курбе, "Малле Баббе", копия по Хальсу, 1869 год. Гамбургская художественная галерея.



© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker.

В качестве модели "безумной Барбары" Хальс использовал историческую личность - Барбару Клаас из Харлема, заключенную в тюрьму в 1646 году за безнравственное поведение. Но Хальс не предстает судьей, он отрывочными мазками показывает её безудержный смех. Барбара, сидящая за столом с совой на плече, будто смеется над всеми обвинениями в свой адрес.



Франс Хальс. Малле Баббе, около 1640-46 года. Картинная галерея Государственных Музеев Берлина.

Молодой человек в дублете в красно-черную полоску, украшенном золотистыми помпонами, бросает озорной взгляд через плечо. Кажется, еще миг и он откинет каштановую прядь волос с лица и ударит пальцами по струнам лютни, заражая публику своим весельем. Это лишь один из портретов, представленных на выставке.



© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker



Франс Хальс. Игрок на лютне, около 1623 года. Музей Лувра, Отдел Живописи, Париж.

Быстро разработавший свой неповторимый стиль художник показывал не только элиту Харлема, где провел большую часть своей жизни. Халс не боялся нарушать классовые барьеры. Примером может служить портрет Катарины Хофт и ее кормилицы, в котором отчетливо видна сильная привязанность между девочкой из богатой семьи и ее няней. Хальс изобразил обеих независимо от разницы в социальном положении.



Франс Хальс. Портрет Катарины Хофт с кормилицей, 1619\20 г.  Холст, масло. Картинная галерея Государственного музея Берлина.



Франс Хальс. Портрет супружеской пары, вероятно, Исаака Абрахамса Массы и Беатрикс ван дер Лаен, около 1622 года. Рейксмузеум, Амстердам.



© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker



Франс Хальс. Молодой человек с черепом, около 1627 года. Национальная галерея, Лондон


Художник привнес в портреты быстрые, смелые и раскованные мазки, наделив своих персонажей необычайной выразительностью и придав каждому из них нотку индивидуальности. Будь то преуспевающий торговец, играющая с ребенком женщина или юноша с флейтой - они предстают перед зрителем в непринужденной обстановке, приветливые и живые.



Франс Хальс. Мальчик с флейтой, около 1627 года. Картинная галерея Государственных музеев Берлина



© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker

Театральность в целом свойственна работам Хальса. Он любил расшифровать тайные символы или изображать своих героев в активном взаимодействии. Например, Питер Корнелий ван дер Мерш, известный умением высмеивать людей, предлагает зрителю копченую селедку, напоминая о голландской пословице, согласно которой дать кому-то копченую селедку означало раскритиковать.



Франс Хальс. Портрет Питера Корнелиуса ван дер Мерша, 1616 год. Художественный музей Карнеги, Питтсбург

Над некоторыми работами живописец трудился не один. Так, именно он начал работу над впервые представленным в Германии полотном "Скудная компания", которое изображает группу военных. Но завершил монументальную картину Питер Кодде. Сам Хальс спустя несколько лет после получения заказа якобы отказался ездить в Амстердам и писать портреты каждого из персонажей, а заказчиков не устроило его предложение приезжать в Харлем и позировать.



Гильдия стрелков одиннадцатого округа Амстердама под командованием капитана Рейнье Ризля, известного как "Скудная компания", 1633 - 1637 годы. Рейксмузеум, Амстердам

Смех или улыбка - ключевой элемент его композиций. Хальс непревзойденно умел воспроизводить смеющихся и улыбающихся людей с максимальной реалистичностью.



Франс Хальс. Смеющийся кавалер, 1624 год. Коллекция Уоллеса, Лондон



Франс Хальс. Смеющийся мальчик, около 1625 года. Маурицхейс, Гаага

В картине "Веселый собутыльник" художник подчеркивает раскрасневшееся лицо мужчины под черными полями шляпы и приоткрытый рот. Зато одежда, по которой в персонаже можно распознать офицера стрелковой гильдии, лишь бегло набросана. Такой техникой живописец опередил свое время и проложил путь к импрессионизму.



Франс Хальс. Веселый собутыльник, около 1628 года. Рейксмузей, Амстердама



Франс Хальс. Молодая женщина. Цыганка, около 1630 года. Музей Лувра, Отдел живописи, Париж



Франс Хальс. Регентши Дома престарелых в Харлеме, 1664. Музей Франса Халса, Харлем



Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. 1627. Музей Франса Хальса в Харлеме

Источники информации фото:  klaudia.tourister.ru, www.dw.com, www.smb.museum, википедия

Европа, живопись, искусственные параллели, Франс Хальс, выставка

Previous post Next post
Up