Коллекция моделей памятников в Третьяковке

Sep 18, 2024 16:47

Искусственные параллели по средам



Третьяковская галерея обладает небольшой, качественной коллекцией моделей памятников, на основе которой можно проследить все этапы развития отечественной монументальной скульптуры с конца XVIII до начала XX века.  Монументальная скульптура - особый вид искусства со своими законами и традициями. На принципы построения пластической формы влияют особенности городской среды, учитываются стиль и назначение места, на котором будет установлен памятник, его функция и смысловая нагрузка. Этот вид скульптуры допускает утрировку черт и пренебрежение мелкими деталями. Все это художник должен учитывать еще в своей мастерской на этапе работы над станковой моделью. Работа над памятником начинается с организации конкурса, где жюри выбирает статую победителя из станковых моделей, присланных скульпторами на смотр. Популярность целого ряда монументов вызвала к жизни новое направление в отечественной кабинетной скульптуре - уменьшенное повторение наиболее знаменитых памятников.

Художественное решение монумента всегда зависит от его программных задач. В памятниках императорам и общественным деятелям на первый план выходит не столько физиогномическое сходство с моделью, сколько сама идея государственности. Эпоха классицизма заимствовала много внешних атрибутов власти из античных иконографических схем - основы канона царских памятников были заложены еще в Древнем Риме. Императоры, как правило, хотели походить на своих римских предшественников. Традицию конного монумента, восходящую к римскому памятнику Марку Аврелию, продолжают памятники Петру I (1782) Э.М. Фальконе и Николаю I (1862) работы П.К. Клодта.



Этьен Фальконе(1716-1791). Пётр I, 1782. Бронза

Создавая памятник для городской среды, мастер уделяет много внимания силуэту и тому, как его творение будет вписано в архитектурный контекст площади или смотреться на фоне неба. Поэтому очень важным элементом памятника становится постамент. Именно гром-камень усилил ощущение порыва и движения "Медного всадника" (1782), а памятник Николаю I (1856), будучи водруженным на сложный постамент, выглядит своеобразной рифмой куполу Исаакиевского собора.



П. К. Клодт фон Юргенсбург (1805-1867). Первоначальная модель памятника конной статуи для памятника Николаю I в Петербурге, 1856. Бронза



Скульпторы одевали своих героев в римские тоги, украшали их головы лавровыми венками, тем самым ставя в один ряд с античными героями.



Михаил Козловский (1753-1802). Александр Васильевич Суворов, 1801. Бронза

Памятник А.В. Суворову был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти великого полководца. Уменьшенное повторение памятника, выполненное литейщиком В.П. Екимовым параллельно с работой над самим монументом, находится в собраниях ряда российских музеев, в том числе Третьяковской галереи.



Иногда скульпторы ограничивались лишь намеком или стилизацией: современный плащ М. С. Воронцова (1861-1864, скульптор Н.С. Пименов), накинутый на манер тоги, не закрывает, однако, медали и знаки отличия на груди князя.



Николай Пименов (1812-1864). Михаил Семёнович Воронцов ,1861-1864. Бронза

Памятник Михаила Микешина "Тысячелетие России" - один из самых ярких и известных монументов середины XIX века. Установить его было решено в связи с исполнявшимся в 1862 году тысячелетием призвания варяга Рюрика на княжение в Новгород. Инициатором установки стал сам император Александр II. Был объявлен конкурс. Победителем стал молодой живописец Микешин, который памятник "сочинял на бумаге", оставив его воплощение большому коллективу профессиональных скульпторов.



Микешин Михаил (1835-1896). 1000-летие России, 1862. Бронза





В 1872 году в Риме М.М. Антокольский создал монументальную статую "Пётр I" и показал её в Москве на Всероссийской политехнической выставке, организованной к 200-летию со дня рождения императора. Скульптор запечатлел Петра I в мундире Преображенского полка, ботфортах и треуголке. В постановке фигуры, развороте корпуса, решительном шаге читается несгибаемая воля и целеустремленность Петра. Когда в 1883-м первая статуя по этой модели была установлена в Петергофе перед дворцом Петра I Монплезир, критик В.В. Стасов так оценил её: "Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина". Фигура Петра I неоднократно отливалась в разных размерах и установлена в Петергофе (1883), Петербурге - два памятника (1909 и 1910), в Таганроге (1903), Архангельске (1911).



Марк Антокольский (1843-1902). Петр I, 1872. Бронза



Неизвестный автор. Император Павел I, 1796. Бронза



Марк Антокольский (1842-1902). Ермак, 1891. Бронза

Во второй половине XIX века в России наряду с памятниками, прославляющими идеи государственности, появляются более камерные образы писателей и общественных деятелей. Меняется и постамент: он становится ниже, тем самым приближая изображенного к зрителю. Скульпторы увековечивают новых героев иначе, основываясь в первую очередь на их литературных образах, на том, какой мир они создавали в своих произведениях. Герои внимательно всматриваются в лица прохожих или удобно сидят в креслах).



Р.Р. Бах (1859-1933). Николай Гоголь, 1902. Бронза

Памятник Николаю Гоголю (1809-1852) на Никитском бульваре (первоначально Пречистенский бульвар) в Москве стал самым известным памятником писателю. Модель памятника Н.В. Гоголю из собрания Третьяковской галереи была выполнена по проекту памятника 1906 года специально по заказу Ильи Остроухова для его музея в 1928 году. Писатель изображен сидящим в сгорбленной позе, закутанным в плащ, в момент его душевного кризиса. Пьедестал памятника обрамлен бронзовыми рельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя.



Николай Андреев (1873-1932). Николай Васильевич Гоголь, 1906. Бронза

Константин Ушинский об отечественном образовании высказывался так: "Мне кажется, что благоденствие России, а следовательно, и счастье ее монарха заключается не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающего из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания угоняться за Западом".



М.Г. Манизер. Константин Дмитриевич Ушинский, 1916. Бронза



А.С. Голубкина (1864-1927). Александр Николаевич Островский, 1923. Бронза

Источники информации - этикетаж, кураторский текст, my.tretyakov.ru

музеи, #выставка, Третьяковка, искусственные параллели, выставки, скульптура

Previous post Next post
Up