Лабиринт духовный в коллекции музея "Новый Иерусалим"

Jun 13, 2024 18:35




Лабиринт духовный. Неизвестный иконописец. Конец XVIII - первая треть XIX века. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"

На выставке "Формула Руси17/20" в музее "Новый Иерусалим" увидела редкую икону "Лабиринт духовный". Таких икон в России всего две - ещё одна находится в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Обе относятся к XVIII веку. По исполнению новоиерусалимская икона больше похожа на гравюру или книжную иллюстрацию. Сам лабиринт написан очень графично, чётко прорисован геометрический узор. В изображении использовано много текста. Эти особенности и делают эту икону уникальным произведением иконографии. В музейном описании к этой иконе говорится, что произведения такого типа обычно связаны с толкованием богословской литературы и носят поучительный характер.

Изображение духовных поисков человека по лабиринту впервые появилось в западноевропейских гравюрах XVII века. Русские иконописцы обратились к подобному сюжету лишь столетием позже. Его часто копировали не только в иконописи, но и в народном творчестве. Но, где бы ни рисовали художники лабиринт, он почти всегда символизировал поиск духовного и физического спасения. Движение в таких лабиринтах происходит из центра в ад или рай, при этом путь спасения всего один, а дорожек в преисподнюю, изображенную под кругом, несколько.



Лабиринт Духовный, XVIII век. Неизвестный иконописец. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Пространство иконы "Лабиринт духовный" поделено на три части: верхнюю - рай с городом Иерусалимом, среднюю - земную жизнь и нижнюю - ад. В самом центре изображён лабиринт со множеством выходов. Два из них ведут в рай, ещё двенадцать - в ад, по одному выходу на каждый грех. Справа налево: блуд, уныние, алчность, пьянство, тщеславие, гордость, убийство, гнев, немилосердие, зависть, оклеветание, чревоугодие. Иконописец прибавил к семи смертным грехам ещё пять, усиливая назидательный характер иконы. В изображении использован приём обратной перспективы - удалённые объекты нарисованы более крупными.



Верхняя часть. Фото: commons.wikimedia.org

Внутри лабиринта находится круг, в котором показано, как начинается и заканчивается жизнь человека. Слева - новорожденный в колыбели, справа лежит уже мертвый человек. Его душу принимает ангел, однако рядом с ним стоит бес, у которого в руках список грехов. Сам жизненный путь христианина символизирует лестница: по ней идут мужчина с женщиной. В самом начале они ещё дети, а на последней ступени уже глубокие старцы, надписи над персонажами указывают их возраст - от одного до девяноста лет.



Центральная часть. На нижней левой ступени возраст детей  - 7 лет, на верхней ступени - 40 лет, на нижней правой - 90 лет



Левая нижняя часть. Бесы с оружием



Правая нижняя часть. Геенна огненная

В европейском Средневековье лабиринт служил символом духовного поиска. Новоиерусалимская икона "Лабиринт духовный" напомнила ещё один лабиринт, увиденный в одном из прошлых путешествий по Италии. Это было в Алатри в 100 км от Рима. Там, в бывшем монастыре Святого Франциска, где в настоящее время находится исторический музей, за ложной стеной во время реставрационных работ в 1996 году была обнаружена древняя фреска с изображением лабиринта Христа. Фреска датирована XIII - XIV веками. В апреле 2012 года после реставрации была открыта дверь в пространство, где находится фреска. Самые последние исследования подтверждают гипотезу о том, что она находилась в зале более древней церкви.



На фреске изображен Христос Вседержитель (Пантократор) с бородатым лицом и нимбом вокруг головы, в темной тунике и золотом плаще. Левой рукой Христос держит закрытую книгу, возможно, Книгу Жизни или Священное Писание, а правой рукой указывает на вход в лабиринт. Диаметр лабиринта составляет 140 см, а диаметр центра - 75 см. Уникальность фрески заключается в том, что это первое в истории искусства изображение Христа Вседержителя в центре архаичного изображения лабиринта. Лабиринт уникурсален, то есть вход и выход на путь совпадают; он состоит из двенадцати черных кругов, ограничивающих белые коридоры. Лабиринт в Алатри идентичен знаменитому лабиринту на полу Шартрского собора. В Италии другой лабиринт того же типа найден на столбе портика собора Святого Мартина в Лукке. Такие примеры лабиринтов, получивших название шартрского типа, известны в Европе с X века. Автор фрески неизвестен, но предполагается, что её появление связано с пребыванием тамплиеров на территории Алатри.



Фото: www.alatriturismo.it

На стенах двух комнат, разделенных аркой, разворачивается декор в технике фрески: в первой комнате - изображение лабиринта; во второй - занавес и ряд геометрических и растительных символов, таких как спирали, звезды, сферы, цветы жизни.







С историей лабиринта от Античности до наших дней можно подробно познакомиться в обзоре:
Обитель Минотавра, любви и греха: культурная история лабиринта - от римских мозаик до храмового ар-нуво

Источники информации: njerusalem.ru, vk.com, veronavisita.it, templi.ru
Фото: commons.wikimedia.org, www.alatriturismo.it

иконы, культура, музей Новый Иерусалим, история

Previous post Next post
Up