Иван Леонидов. Памятник последнему солдату, погибшему в последней войне. Из серии "Город Солнца", 1943-1959. Карандаш, темпера, бронзовый порошок, свинцовые белила и лак на фанере
Идея "Города Солнца" родилась у архитектора Ивана Ильича Леонидова во время Великой Отечественной войны в 1942 году в боях под Воронежем.
Этот проект представлен на выставке "Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937" в Центре Зотов. По мысли Леонидова, Город Солнца - это центр мира, место, где собираются лучшие умы земли, ученые и художники для выработки общей стратегии развития, основанной на идеалах творчества, красоты, науки и мира. Леонидов последовательно разрабатывал этот проект на протяжении всей жизни в отдельных работах и конкурсных проектах. Он проектировал форумы, общественные центры, где каждый человек мог прикоснуться к знаниям и творчеству.
Программный проект, вдохновленный трактатом "Город Солнца" итальянского философа эпохи Возрождения Томмазо Кампанеллой, был утопией лишь отчасти. К началу 1930-х Леонидов отошел от простой геометрии авангарда, усложняя формальные решения и изобретая новые, но от принципов конструктивизма, определяющих не только форму, но и функцию, не отказался. Архитектор всю жизнь пытался начать строить Город Солнца, предлагая его фрагменты, "филиалы" для разных конкурсов, в том числе для конкурса на здание Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в 1947-1948 годах.
И.И. Леонидов. Проект «Город Солнца». Композиция с башнями, 1943 - 1959. Перспектива. Фанера, лак, темпера, серебряная краска, белила, бронзовый порошок
Особая техника подачи отличала проекты Леонидова, работавшего как иконописец на досках по левкасу, а также блестяще делавшего чертежи и макеты. Леонидов смог придумать невиданные сооружения, не срисовывая их с каких-либо аналогов, хотя хорошо знал проекты своих коллег и многое перенял от своего учителя Александра Веснина. Он во многом опередил своё время.
Сооружения Города Солнца имели сложные формы: параболоид вращения, многоступенчатые пирамиды, шатры. Архитектор стремился преодолеть аскетизм конструктивизма, работая с пластикой и формой, а не добавляя декоративные элементы прошлого. Леонидов определил функцию нового города так: это место, где куется счастье всей Земли. И, несмотря на всю невероятность этой идеи, у архитектора родились конкретные формы, потенциал которых не исчерпан спустя многие десятилетия.
И.И. Леонидов. Проект «Город Солнца». Городской пейзаж, 1943 - 1959. Эскиз. Фанера, картон, карандаш, белила, темпера, гуашь, акварель
Проект Леонидова выходит за временные границы конструктивизма. В начале тридцатых это направление проиграло соцреализму. Человек из центра Вселенной превратился в винтик большого механизма. А "Город солнца" стал фантазией на тему того, куда мог бы прийти конструктивизм, если бы ему не мешали развиваться дальше. Леонидов стал одной из первых жертв травли авангардистов, которая началась на стыке 1920-1930-х годов. В печати даже существовал термин "леонидовщина", обозначавший нечто оторванное от реальности. И действительно, после развернувшийся против него кампании архитектор так практически ничего не построил.
Иван Леонидов родился в семье лесника на хуторе Власиха под Старицей в Тверской области. В 1920 году поступил в Свободные художественные мастерские Твери, а в 1921 году - на живописное отделение ВХУТЕМАСа в Москве, но далее перешел на архитектурное отделение в мастерскую Александра Веснина и защитил диплом архитектора в 1927 году. Студентом Леонидов успешно участвовал в профессиональных конкурсах, а его дипломная работа "Институт библиотековедения им. Ленина" поразила современников своим новаторством и стала одним из самых прославленных произведений архитектуры авангарда. Автор многих фантастических проектов Иван Леонидов с его масштабными замыслами предопределил облик современных городов. В любом мегаполисе земного шара можно увидеть элементы архитектуры, созданные Иваном Леонидовым на многочисленных эскизах и чертежах. В своё время публикации проектов Леонидова в журнале СА гремели на весь мир. По свидетельству очевидцев, на одной из встреч с московскими архитекторами, Ле Корбюзье произнёс фразу: "Есть люди с абсолютным музыкальным слухом. Так вот ваш Иван Леонидов обладает абсолютным архитектурным слухом". Однако, по иронии судьбы по его грандиозным проектам не было построено ни одного здания, кроме лестницы в кисловодском санатории имени Серго Орджоникидзе.
Фото из интернета