Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника

May 07, 2024 16:20

ФотоОбзор выставки



В открывшемся после ремонта Мультимедиа Арт Музее (МАММ) до 15 июля проходит выставка "Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника". В экспозиции представлены многолетние эксперименты, которые проводил художник в поисках единственно верного художественного решения - 130 живописных работ и рисунков. Среди них, например, 19 рисунков-проектов к картинам, которые Булатов только планирует написать. Выставка подготовлена совместно с Фондом культуры "Екатерина", галереей pop/off/art и частными коллекционерами. Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева, Мария Лаврова. Продолжением знакомства с творчеством Булатова станет выставка иллюстраций детских книг, которые создавали Эрик Булатов и Олег Васильев.

К 90-летию художника, ставшего классиком мирового современного искусства, в России прошли две его выставки: в нижегородском Пакгаузе - проект "Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова", подготовленный Мариной Лошак, и выставка "Exit - Exit" в галерее pop/off/art - на Винзаводе. Вообще, его работ в музеях страны совсем немного: раньше их не покупали, а потом - Булатов стал очень дорогим художником.



Эрик Булатов - один из основателей соц-арта и важнейшая фигура московского концептуализма. До середины 1980-х Булатов был художником андеграунда, не имевшим в России ни одной персональной выставки. Давно живя во Франции, он остаётся русским художником, о чём часто говорит сам, крайне редко употребляет в своих произведениях какие-либо иностранные слова, а русский пейзаж в его произведениях остаётся любимым. Часто работы Булатова представляют собой исследование взаимодействия шрифта и живописи, пространства и перспективы.



Тучи растут, 2007. Холст, масло. Третьяковская галерея. Дар автора
Тучи растут, 2003. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора

Выставка "Живу дальше. Лаборатория художника" показывает, какой путь проходит художник в своих поисках. В фокусе внимания оказались рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом, светом и горизонтом. Русский авангард (Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис) ещё в начале ХХ века  использовали слово как сюжет художественного произведения. Эрик Булатов пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков эти шрифты в смысловом отношении работают по-другому. Смыслы зависят от того, в какую позицию ставит себя наблюдатель картины.



Основной принцип подобных текстовых работ Эрика Булатова - взгляд сквозь слова, которые по замыслу художника являются своеобразными помехами или преградами как текстовые барьеры.



Свобода есть свобода, 1996. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора



Париж, Кремль, 2002. Бумага, цветной карандаш. Частное собрание. Портрет Наташи, 2007. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора. Автопортрет с горизонтом, 2011. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора. Цветы, травы,1978. Бумага, цветной карандаш. Собрание автора



Разрез, 1965-66. Холст, масло. Собрание Третьяковской галереи. Приобретено у автора

На картине "Странник" в первом зале путник оказывается между пространством пейзажа и плоскостью плаката. Он словно выходит из картин передвижников и из советских афиш прямо навстречу зрителю. Странник, дорога, пейзаж, слова и эмблемы - среди постоянных героев картин Булатова.



Эрик Булатов. Странник, 1990-2003. Холст, масло. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных. Надписи на обороте: Олег Васильев (зачёркнуто), Дорога (зачёркнуто), Идущий по дороге (зачёркнуто), Весна (зачёркнуто), Всё-таки весна (зачёркнуто)

Интересно, что первые персональные выставки в конце 1980-х - начале 1990-х годов состоялись у Эрика Булатова за рубежом. В 1988 году в Центре Помпиду в Париже выставка Булатова имела огромный успех. Французские зрители и пресса были загипнотизированы картинами художника, но не могли без перевода на этикетках картин понять смысла слов, написанных кириллицей.



Диалог с Мондрианом, 2000. Холст, масло. Музей искусства авангарда



То-то и оно, 2001. Холст, масло

Эрик Булатов часто использует в своих работах поэзию Всеволода Некрасова, но вносит в нее художественные "правки". Например, "живу и вижу" Некрасова превращается у Булатова в "живу - вижу". Нельзя назвать рисунки Булатова эскизами к картинам, даже если некоторые из них на первый взгляд такими кажутся. Это законченные произведения, как правило с детальнейшей проработкой пространства. На создание картины “Живу-вижу” из серии “ВОТ” (1999, находится в собрании Музея искусства авангарда; в Третьяковской галерее представлен эскиз 1999 года) Эрика Булатова вдохновило стихотворение его друга поэта Всеволода Некрасова:
я хотя не хочу
и не ищу
живу и вижу
Художник изображает коридор из слов ЖИВУ и ВИЖУ, который устремляет внимание зрителя сквозь крыши московских домов куда-то вдаль.



Живу - вижу, 1999. Бумага, картон, графитный карандаш, цветной карандаш. Третьяковская галерея. Дар автора



Живу - вижу. Холст, масло. Музей искусства авангарда



Горизонт (вариант картины 1971-1972 годов), 1982. Бумага, цветной карандаш, гуашь. Собрание Владимира Антоничука



Живу дальше, 1998 год. Бумага, цветной карандаш. Собрание Бориса Исаенко



Эскиз к картине "Стой - иди" (вариант), 1974. Бумага, цветной карандаш. Собрание Дениса Химиляйне





Свобода есть свобода, 1997-1998



Всё не так страшно, 2019



Откуда я знаю куда, 2009. Холст, масло, цветные карандаши. Собственность автора



Эскиз к картине "Входа нет - Вход" (вариант), 1974. Бумага, цветной карандаш. Собрание Дениса Химиляйне



В фильме "Живу и вижу" Анатолий Малкин провел несколько дней в диалогах с Эриком Булатовым в его московской и парижской мастерских, в Центре современного искусства Жоржа Помпиду.

image Click to view



Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург), куда его отец на некоторое время был направлен по работе. Булатов - москвич, семья его вернулась в столицу в 1936 году, где он живет с того времени (с 1989 по 1991 - в Нью-Йорке, с 1991 по настоящее время - в основном в Париже). В 1952-1958 годах учился в Суриковском институте. На протяжении 1950-х годов регулярно общался с Робертом Фальком и Владимиром Фаворским, которых считает своими учителями. С 1967 года - член союза художников СССР (как иллюстратор детских книг, над которыми работал в соавторстве с Олегом Васильевым). В СССР практически не выставлялся (выставка в Курчатовском институте в 1964 году сразу закрыта властями, 1968 - однодневная выставка в кафе "Синяя птица"). Первая персональная выставка - в 1988 году в Музее изобразительных искусств Цюриха, сразу после - в Центре Жоржа Помпиду (первым среди русских современников). Булатов - участник Венецианской биеннале, Биеннале в Кванчжу (1997, премия). Живет и работает в Париже, часто приезжает в Россию.



Источники информации: 10 хрестоматийных работ Эрика Булатова , mamm-mdf.ru

русские художники, #современное искусство, #выставка, #выставкивмоскве, искусственные параллели, #русские художники

Previous post Next post
Up