Выставка натюрмортов в Пушкинском музее

Mar 14, 2024 17:00




Начало

Продолжим осмотр экспозиции итальянских натюрмортов на колоннаде. Имена, представленные на выставке: неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи. В конце (в зале №20) представлены картины европейских мастеров, приехавших из Голландии, Фландрии, Германии, и работавших в XVII веке в Риме.

Пожалуй, одним из главных открытий этой весенней  выставки в Пушкинском музее стало понимание того, насколько разным был итальянский натюрморт.





Творчество Кандидо Витали (1680-1753) в свое время было широко известно. Обучение живописи художник прошел у Лоренцо Пазинелли в Болонье, который стал его первым учителем, но специализация в области натюрмортной живописи пришла не сразу, а лишь в период пребывания в мастерской Карло Чиньяни в Форли, где он посвятил себя исключительно изображению животных, фруктов, цветов. В прошлом картина ГМИИ, имеющая неразборчивую подпись и дату - 1742, считалась работой неизвестного итальянского мастера конца XVII - начала XVIII века. Настоящая атрибуция, а также указание на парную композицию, принадлежат В. Э. Марковой.



Кандидо Витали. Натюрморт со спящим охотником, 1742. Холст, масло. ГМИИ



Кандидо Витали. Натюрморт с пастушкой, 1742. Холст, масло. Пермская художественная галерея



Кандидо Витали. Натюрморт с цветами и фруктами, 173... Холст, масло. ГМИИ



Антонио Джанлизи Старший. Натюрморт с виноградом и птичками. Холст, масло. Музей-заповедник Павловск.



Кристофоро Мунари (Монари). Натюрморт с письменными принадлежностями. Холст, масло. ГМИИ



Меффрен Конт. Натюрморт с серебряным блюдом и фарфоровой чашкой. Холст, масло. Коллекция Останкино

Карло Маджини (1720-1806) - итальянский живописец позднего барокко, в основном писал натюрморты, в основном специализируясь на завтраках или предметы стиля bodegón, изображающие, в основном, сервировку стола с различными, очевидно не связанными друг с другом, элементами в сопоставлении.



Карло Маджини. Натюрморт с хлебом и ветчиной. Холст, масло. ГМИИ.



Карло Маджини. Натюрморт с цветной капустой и телячьем ухом. Холст, масло. Моршанский музей им. П.П. Иванова



Карло Маджини. Натюрморт с бутылкой малаги, луком и яйцами. Холст, масло. Моршанский музей им. П.П. Иванова

Открытием выставки стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко - одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы. Во времы подготовки выставки Виктория Маркова установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. На картине из Эрмитажа была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.



Джузеппе Рекко. Натюрморт с рыбой и кошкой. Холст, масло. Эрмитаж







Якопо да Эмполи (1551-1640) - родом из Флоренции, представитель так называемого контрманьеризма, позаимствовавшего некоторые приёмы маньеризма, но сделавшего решительное возвращение к реализму и уравновешенности искусства Высокого Возрождения.



Якопо Кименти да Эмполи. Натюрморт с фруктами, зеленью, двумя неощипанными утками и сыром. Холст, масло. ГМИИ

Якопо Лигоцци (1547-1627) был выдающимся живописцем, миниатюристом и графиком. В конце 1570-х годов он переселился из Вероны во Флоренцию, где работал при дворе великих герцогов Тосканы. Эту традицию продолжил и его внук Бартоломео (1620-1695), специализирующийся по преимуществу на цветочных натюрмортах, а также на изображении фруктов и животных.



Якопо Лигоцци, мастерская. Аллегория бренности (Vanitas). Холст, масло. ГМИИ



Бартоломео Лигоцци. Ваза с цветами. Холст, масло. ГМИИ

Джованни Станки (1608-1675) - итальянский художник-натюрмортист и декоратор из семьи художников. В муниципальном архиве Рима есть упоминания трех художников с фамилией Станки, но все контракты заключались на имя Джованни. Вероятно, как старший брат он был ответственен за финансы семейной артели. Поэтому, определение какому из братьев принадлежит авторство той или иной картины всегда представляло определенные трудности.



Джованни Станки. Натюрморт с цветами, фруктами, артишоками и птичкой. Холст, масло. Частное собрание



Джованни Станки. Натюрморт с цветами, фруктами и фонтаном. Холст, масло. Частное собрание



Фрагмент







Христиан Беренц, Карло Маратта. Натюрморт с женщиной, собирающей виноград, 1699. Холст, масло. Эрмитаж



Максимилиан Пфайфер. Натюрморт с фруктами, ковром, мандолиной и белой скатертью, 1714. Холст, масло. Смоленский музей-заповедник



Фрагмент



Карел ван Фогелар. Букет тюльпанов в вазе  со скульптурным изображением женской фигуры. Холст, масло. ГМИИ



Фрагмент



Максимилиан Пфайлер. Натюрморт с восточным ковром, фруктами и музыкальными инструментами, 1691. Холст, масло. ГМИИ



Якоб ван Керкховен. Торговка рыбой. Холст, масло. ГМИИ



Франц Вернер фон Тамм. Натюрморт с арбузом и фруктами. Холст, масло. Музей истории литературы им. В.И. Даля



Абрахам Брейгель. Натюрморт с виноградом, фруктами и цветами. Холст, масло. ГМИИ



Давид де Конинк. Павлин и кролик среди цветов мальвы. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Абрахам Брейгель, мастерская. Натюрморт с фруктами, цветами, фигурой мальчика и путти. Холст, масло. ГМИИ



Джакомо Франческо Чиппер. Сцена на кухне. Холст, масло. Эрмитаж



Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж

Италия, натюрморты, живопись, искусственные параллели, музей изобразительных искусств, #музей, #италия, #культура

Previous post Next post
Up