По залам Пушкинского музея

Feb 09, 2024 16:50

Свидетели великих перемен



Монеты ренессансной Италии - удивительные памятники своей эпохи. С их помощью можно составить своеобразную карту итальянских государств и городов, которые были основными участниками и инициаторами политических и культурных событий того времени. Монеты были свидетелями важнейших событий, происходивших в Италии, но свидетелями не безучастными. В этих небольших предметах отразились эстетические поиски эпохи Возрождения, политические, династические и экономические перемены. С помощью монет можно представить своеобразную карту Италии и показать государства и города, которые были основными участниками и инициаторами политических и культурных событий того времени.

Весь юг Апеннинского полуострова находился под властью Неаполитанского королевства, где господствовала Арагонская династия. Даже в мелких бронзовых монетах времени Фердинанда I Арагонского (1458-1494) заметны веяния новой эпохи: портрет короля на лицевой стороне индивидуален и выразителен, хотя и несовершенен. На оборотной стороне очаровательное изображение идущего коня, из-за чего эти монеты получили название «cavallo» («конь»). Привычная для жителя средневековой Европы монета - это маленький плоский кружок с простейшими символами и иногда очень условными изображениями правителей. Однако в эпоху Возрождения люди открыли для себя античные монеты - крупные, рельефные, с яркими портретами и живыми образами на оборотных сторонах. Это не могло не повлиять на облик монет XV-XVI веков.
Центр Италии занимали области, находившиеся под светской властью пап. Золотой дукат папы Евгения IV (1431-1447) был свидетелем Ферраро-Флорентийского вселенского собора 1438-1439 годов - встречи Востока и Запада, значение которой для европейской истории и культуры трудно переоценить. Папские монеты в XVI веке испытывают большое влияние медальерного искусства. На монетном дворе в Риме работали лучшие резчики, создававшие на монетах настоящую историю папства. Крупные серебряные монеты становились частью этой необычной летописи. На них помещались портреты понтификов, а на оборотных сторонах - изображения святых, сцены из Нового Завета, гербы и другие символы. Например, на серебряной монете папы Льва Х (1513-1521) изображение Христа, благословляющего апостолов, и легенда на латинском языке "pacem meam do vobis» («Мир Мой даю вам»), представляющая собой цитату из Евангелия от Иоанна.



Карта Италии 1570 года из географического атласа "Theatrum Orbis Terrarum" Абрахама Ортелия (1528-1598), составленная Джакомо (Якопо) Гастальди (около 1500 - 1566)

Болонья входила во владения Римской Церкви, однако в конце XV - начале XVI века ее фактическим правителем был Джованни II Бентивольо (1494-1509). При нем город стал культурным и университетским центром. Штемпели для очень редкой монеты достоинством в два дуката вырезал Франческо Франча (около 1450 - 1517), о котором Вазари писал: "В течение всей своей жизни он бессменно заведовал болонским монетным двором и делал для него штампы всех монет во время правления Бентивольо".
Феррара в период правления дома Эсте становится центром культуры и родиной медальерного искусства. Скудо начала XVI века, отчеканенный в период правления Альфонсо | д'Эсте (1505-1534), - истинное произведение монетного искусства. На его оборотной стороне изображен крест и девиз «in hoc signo vinces» (Сим победиши). Это изображение отсылает к легенде о загадочном сне будущего римского императора Константина. Ободряющее обещание победы, осененной крестом, прочно вошло в коллективную память христианской Европы и часто возникало в европейском искусстве, особенно на фоне растущей угрозы со стороны Османской империи в XV-XVI веках.
Миланское герцогство переживало в этот период большие династические перемены. Начиная с XIII века правителями там были герцоги дома Висконти. Однако в 1447 году умер последний представитель этой династии Филиппо Мария Висконти (1392-1447). Франческо Сфорца (1401-1466) был кондотьером у него на службе, женился на его дочери, а в 1449 году занял престол и основал новую династию. В середине XVI века Миланское герцогство утратило независимость и подпало под власть Испании, которая имела тогда огромное геополитическое влияние. Герцогством управлял назначенный испанским королем губернатор, а на монетах чеканился портрет Филиппа II с титулом герцога Миланского.
Итальянские республики - Флоренция, Генуя и особенно Венеция - были чрезвычайно консервативны в отношении монетных типов. Монеты там - предмет практической необходимости, а однажды избранные и неизменные изображения - символ устойчивого республиканского правления. Венеция на протяжении нескольких столетий была крупным политическим игроком не только в Италии, но и в Европе. Ее монетные типы восходили к византийским образцам и сохранялись неизменными на протяжении столетий. На лицевой стороне изображался Христос в миндалевидном нимбе, а на оборотной - сцена передачи знамени от апостола Марка к дожу, имя которого указывалось в надписи. Легенда на лицевой стороне гласила: "О Христос, да будет Тебе посвящено герцогство, коим Ты правишь". Слово «ducatus» (герцогство) дало название золотой монете - дукат. Монеты этого периода стали свидетелями того, как менялась роль Венеции в мире, где изменились торговые пути после открытия Нового Света.
Монеты Флоренции - флорины и гроссо, с XIII века носят изображение ириса - герба этого города. Они были свидетелями славы Донателло, Брунеллески, Боттичелли… В середине XVI века такие монеты сменятся чеканкой великих герцогов Медичи.



Это произведение Антонио Пизанелло - первая в мире настоящая медаль. Она была создана в 1438/39 году. В это время Феррара, а потом Флоренция принимали Вселенский собор и встречали его участников и гостей. Прибыл и император Византии Иоанн VIII Палеолог со свитой. Пизанелло сделал много рисунков колоритного высокородного гостя и исполнил по ним небольшой круглый рельеф. На лицевой стороне портрет с легендой на греческом языке: «Иоанн, царь и самодержец римлян, Палеолог». На оборотной - император верхом на коне перед распятием. По кругу авторская подпись на латинском и греческом языках: «Работа художника Пизана». Оригинальные произведения Пизанелло чрезвычайно редки. Чуть больше распространены отливки разного времени, некоторые очень ранние. Есть основания считать, что медаль из коллекции Пушкинского музея - ранняя отливка.



Антонио ди Пуччо Пизано, прозванный Пизанелло (1392/95-1455). Медаль в честь Иоанна VIII Палеолога, 1438. Ранняя копия (?). Бронза

Никколо Пиччинино (1386-1444) был отважным и беспринципным кондотьером и в эпоху итальянских войн служил то у флорентинцев, то у миланцев. В Лувре в Кодексе Валларди хранится рисунок Пизанелло, представляющий портрет Пиччинино в такой же высокой шляпе. Изображение на оборотной стороне медали довольно загадочно: самка грифона в ошейнике с надписью «PERVSIA» («Перуджа»). Грифон - геральдический зверь Перуджи, откуда был родом Пиччинино. Грифон кормит двух младенцев, которых отождествляют с самим Пиччинино и его наставником кондотьером Браччо да Монтоне, их имена помещены по сторонам от изображения.



Антонио ди Пуччо Пизано, прозванный Пизанелло (1392/95-1455). Медаль в честь Никколо Пиччинино Около 1441 Копия Бронза

Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (1417-1468) - бесстрашный кондотьер и «волк Римини», одержимый идеей вечной славы. Медали были важнейшей деталью создаваемого им «механизма бессмертия». Он заказал блестящему Маттео де Пасти целый ряд медалей: на строительство крепости в Римини, на реконструкцию Темпьо Малатестиано, несколько портретов своей возлюбленной Изотты дельи Атти. Он приказывал копировать эти медали и замуровывать в стенах своих построек целые клады из них. Главное творение его жизни - Темпьо Малатестиано - тоже содержит вмурованные в стены и колонны свидетельства тщеславия своего заказчика. Храм остался незаконченным, но на медали мы можем видеть, как он должен был выглядеть по проекту Леона Баттисты Альберти.
Доменико Малатеста (1418-1465)- младший брат Сиджизмондо Пандольфо Малатесты. Он был кондотьером и владетелем Чезены и Фано. Его самая большая историческая и культурная заслуга - основание Библиотеки Малатестиана, первой в мире муниципальной библиотеки. На лицевой стороне медали можно увидеть единственный его прижизненный портрет. Легенда: «Малатеста Новелло, господин Чезены, выдающийся вождь рыцарей».



Маттео де'Пасти (1420-1467/68) Медаль в честь Сиджизмондо Пандольфо Малатесты, 1450 Бронза
Маттео де'Пасти (1420-1467/68). Медаль на строительство Темпьо Малатестиано в Римини, 1450. Бронза
Антонио ди Пуччо Пизано, прозванный Пизанелло (1392/95-1455). Медаль в честь Доменико Малатесты (Малатесты Новелло). Около 1445. Копия. Свинец, бронзирование



Неизвестный мастер. Медаль в честь папы Павла II на закладку Палаццо Венеция, 1465. Бронза
Капитолийская волчица. Италия, XVI век (?). Бронза, литьё, патинирование

Франческо Сфорца (1401-1466) был кондотьером на службе Висконти, герцога Милана, женился на его дочери, а после его смерти занял престол и основал новую династию. Констацо Сфорца (1447-1483) - племянник герцога Франческо Сфорца, контотьер и владетель Пезаро. В 1475 году он женился на Камилле Арагонской, внучке короля Неаполя Альфонсо V Арагонского. В Пезаро Констанцо построил крепость, которая в честь него называется Рокка Констанца.



Джанфранческо Энцола (работал в 1465-1470). Медали в честь  Франческо Сфорца, 1456 и Костанцо Сфорца, 1475

Матьяш Корвин (1443-1490) - венгерский король, при котором средневековое Венгерское королевство достигло расцвета. В 1476 году он взял в жёны Беатрису Арагонскую, дочь неаполитанского короля Фердинанда I. Их двор был центром ренессансной культуры. При своём дворе в Буде они принимали учёных, художников и гуманистов со всей Европы. Библиотека Корвина в его резиденции была одной из крупнейших в Европе.



Бертольдо ди Джовани (после 1420-1491). Медаль в честь Матьяша Корвина, короля Венгрии, 1490. Бронза

Джан Джакомо Тривульцио (1440/41-1518) был кондотьером и крупным миланским политиком и военным. В 1460-х годах он сражался на сторонеМилана в ряде крупных военных конфликтов, обусловленных борьбой за гегемонию в Италии. В 1483 году он  перешёл на службу к французскому королю Карлу VIII и через год стал маршалом Франции.



Кристофоро Фоппа, прозванный Карадоссо (около 1445-1527). В честь Джан Джакомо Тривульцио на завоевания 1499 года, 1499. Бронза

Антония дель Бальцо (1461-1528) происходила из одного из самых знатных неаполитанских родов. В 1479 году она вышла замуж за Джанфранческо Гонзага, а в 1501 году обосновалась в провинции Мантуя в Ломбардии, где создала ренессансный двор, при котором бывали знаменитые писатели и художники. в том числе Андреа Мантенья. Дама на второй медали не опознана, хотя некоторое время назад считалось, что это, возможно, Джулия Гонзага (1513-1566), знаменитая покровительница искусств и литературы. Недавно было выдвинуто предположение, что на медали может быть изображена Джулия Фарнезе - фаворитка папы Александра VI, которую называли просто La Bella.



Пьер Якопо Алари Бонаккольси, прозванный Антико (около 1460-1528). медаль в честь Антонии дель Бальцо на бракосочетание с Джанфранческо Гонзага ди Родриго, 1479. "Diva Julia", около 1490. Бронза

Лудовико Тревизан (1401-1465) - влиятельный прелат католической церкви, патриарх Аквилеи и генерал-капитан церкви, сыграл важную роль в организации военно-морской кампании - крестового похода против османов в 1455 году.
Оттавио Фарнезе (1524-1586) - герцог Пармы и Пьяченцы с 1551 года. Начало его правления было бурным. Ему пришлось бороться за герцогство, находясь в центре конфликта крупных противоборствующих сил - империи и папства и найдя союзника в лице французского короля. Отстояв право на власть он правил более тридцати лет, стремясь сделать герцогство процветающим и завоевать расположение народа. Он сделал Парму своей резиденцией, приглашал крупнейших архитекторов и художников для украшения города, занимался наукой и изучал Евклида.
Медаль Валерио Белли выполнена в стилистике античных монет. Она относится к серии , включающей более 50 медалей с портретами греческих и римских исторических и мифологических персонажей.



Кристофоро ди Джеремия (около 1430-1475). Медаль в честь кардинала Лудовико Тревизана, 1461. Бронза
Валерио Белли (1465-1546). Медаль "Марк Фурий Камилл". Из серии медалей с портретами античных персонажей, 1540. Бронза

В настоящее время коллекция нумизматики Пушкинского музея включает более 200 000 подлинников и слепков, в том числе около 11 000 древнегреческих монет, 15 000 римских и византийских, около 38 000 западноевропейских, 57 000 русских и советских, 27 000 восточных монет. Эти коллекции экспонируются иногда в цикле "Кабинет редкостей".
Источники информации: www.antic-art.ru , этикетаж и кураторский текст на стендах

искусство Италии, #италия, искусственные параллели, #искусство, по залам Пушкинского музея, #культура

Previous post Next post
Up