Малая Никитская улица, №18. Особняк А.К. Ферстер
В собственность супругам Леман земельный участок между Гранатным переулком и Малой Никитской улицей попал в конце XIX века. Про семью Леман известно немного - по крайней мере, это была очень обеспеченная семья, чтобы купить большое владение в районе Никитских ворот, где земля была одной из самых дорогих в Москве, а возвести там особняк считалось очень престижным. Дом был оформлен на Анну-Луизу Леман - супругу почётного гражданина Москвы, банкира Роберта-Нильса Карла Лемана. Уже в феврале 1896 года Городская Управа утвердила проект по разделу владения на два участка между Анной Леман и Анной Ферстер. Участок Леман выходил на Гранатный переулок, а участок Ферстер на Малую Никитскую улицу. Особняки на обоих участках были построены под руководством известного московского архитектора шведского происхождения Адольфа Эрихсона.
Весной 1896 года все здания на участке Леман в Гранатном переулке снесли и начали строительство. Оно завершилось в рекордно короткие сроки - к концу 1896-го двухэтажный особняк был готов. Эрихсон вносил правки в свой проект буквально на ходу, за счёт чего результат сильно отличался от первоначальных эскизов. Главный особняк был стилизован под готику, ему соответствовали и хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня и ограда. Особняк сложен из красного кирпича, с которым контрастируют окрашенные в белый цвет декоративные элементы: аркатурные пояса, лопатки, отделка ризалитов и переплеты окон. Неоготика подчеркнута в экстерьере стрельчатыми окнами, арками крыльца, парапетами и столбами ограды.
Гранатный переулок, №7. Особняк А. Леман
Сама семья Леман прожила в этом особняке недолго. В 1911 году особняк был продан московскому губернскому предводителю дворянства Петру Базилевскому. После революции особняк национализировали и передали в распоряжение сначала Реввоенсовету, а потом Центральному бюро по обслуживанию иностранцев. Бюро задержалось на этом месте с 1920 по 1933 годы, после чего в здание переехала канцелярия посольства Франции. В 1937 году здесь расположился Союз советских архитекторов, что стало логическим продолжением аналогичного объединения, созданного в конце XIX века при участии Шехтеля. Первоначальный облик здания полностью сохранился до настоящего времени.
Архитектор А.Э. Эрихсон - крупный мастер модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве. Эрихсон происходил из купеческой семьи выходцев из Швеции. Окончил МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры, стажировался за границей, где изучал архитектуру североевропейских стран. В Москве по его проектам построено порядка семидесяти объектов: особняков, доходных домов, общественных зданий. Эрихсон начинал с эклектики, позже использовал ордерную классику (аптека Феррейн, особняк Леман). Торговый дом И. В. Юнкера на Кузнецком мосту - это первый проект Эрихсона в стиле модерн. В 1910-е годы архитектор разработал стиль на основе неоклассицизма и московского ампира. Мастерская Эрихсона располагалась на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка, затем была переведена на Петербургское шоссе. После 1917 года А.Э. Эрихсон предположительно жил в эмиграции в Швейцарии и Франции. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. По некоторым данным скончался в Париже в 1940 году.
О московское наследие архитектора Адольфа Эрихсона уже рассказывала ранее.
Малая Никитская улица, 18, особняк А.К. Ферстер - Михельсона
Одноэтажный особняк по Малой Никитской улице был построен немного позже - в 1899 году, также Адольфом Эрихсоном. Считается, что это одно из первых зданий Москвы в стиле модерн. Вытянутый за небольшим палисадником одноэтажный фасад с двумя выступающими ризалитами, облицован плиткой. Это явная черта нового стиля, а вот лепные украшения заимствованы из эклектики и предвосхищает московскую неоклассику 1907-1914 годов. О модерне напоминают также размеры больших оконных проемов, выходящие за рамки классических пропорций. Эрихсон не противопоставлял в этом здании один стиль другому, демонстрируя гармонию старого и нового, предваряя переход от эклектики к модерну.
Фасад украшен лепниной: крылатые кони с туловищем змеи, львиные маскароны, факелы, лавровые венки. И только женские маскароны, венчающие капители, которые украшают рамы угловых окон, имеют очертания, более характерные для модерна. Вероятнее всего такой декор был обусловлен пожеланиями заказчиков
В 1912 особняк на Малой Никитской приобрёл углепромышленник Лев Михельсон. После 1917 года особняк был национализирован и передан Наркомату иностранных дел. Сегодня в особняке располагается посольство Лаоса.