Внутри дома в усадьбе Остафьево есть изумительный по красоте двусветный овальный зал для торжественных приёмов: нежно-розовые стены, полуколонны из искусственного мрамора, много света и пространства. Это центральное помещение, войти в которое можно через среднюю дверь парадной прихожей, а расположено оно в апсиде со стороны парка. Овальный зал является одним из лучших образцов парадного зала в русской усадебной архитектуры начала XIX века. Зал дошел до нас в большей сохранности, чем все остальные помещения дома. Это стоит увидеть...
В начале декабря музей-усадьба Остафьево отметил свой 35-летний юбилей. Однако история Остафьево как музея началась ещё в 1898 году, когда владельцем усадьбы стал граф Сергей Дмитриевич Шереметев. При нём в Остафьеве был открыт один из первых в России мемориальных музеев, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина. С тех пор прошло 125 лет!
На фото видны семь дверей Овального зала, выходящие в парк
Музей в Остафьево пережил национализацию, гражданскую войну и был ликвидирован в 1930-м. Его богатейшая коллекция и архив были частично распределены в другие музеи, а частично утрачены. И только в 1988 году, благодаря усилиям общественности, усадьбе вернули статус музея, он стал филиалом Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке, спустя год музей открылся для посетителей. На момент открытия фонд музея был пуст, а сейчас он насчитывает 30 000 экспонатов. Его реставрация продолжалась без малого 20 лет и завершилась в 2016 году.
Овальный зал Остафьева - архитектурная кульминация, разрешение всех интерьерных перспектив дворца. Помещение в форме овала состоит из двух ярусов, вторым является высокий купол с оконными проемами. Нижний ярус имеет семь больших дверных проемов с двумя створками каждый. Торжественность ему придают шестнадцать коринфских полуколонн из искусственного мрамора, а стены раньше украшал декоративный фриз. Над входом находилась ниша с хорами для оркестра.
Считается, что именно здесь, в Овальном зале, А.С. Пушкин читал П.А. Вяземскому десятую главу романа "Евгений Онегин". Сейчас в этом зале часто проводятся концерты, литературные чтения - акустика здесь великолепная.
Перед началом реконструкции паркетное покрытие пола Овального зала считалось утерянным, только находка одного из фрагментов позволила определить и использовать ту же самую породу дерева. В зале практически нет мебели, только концертный рояль.
Использована характерная для церковной архитектуры форма алтарной апсиды, но с другой ориентацией по сторонам света и с большим доступом естественного освещения.
Прямой доступ в парковую зону через открытые летом двери делает сходство с храмовыми строениями совсем незаметным. В ходе реставрации восстановлены дверные проемы, превращенные в советское время в окна.
Интересная информация опубликована на сайте музея: в 80-е годы XIX века П.П. Вяземский вместе с художником из Италии Сан-Джованни расписал плафон овального зала изображениями родных и знакомых, одетых в маскарадные костюмы.
Характер и вкусы нового владельца отразились и во внутреннем убранстве дома. Личное художественное дарование Павла Петровича проявилось в росписи плафона самой большой и торжественной комнаты дворца - Овального зала. В соавторстве с итальянским художником Сан-Джованни Павел Петрович выполнил декоративное оформление плафона. Роспись производила необычное впечатление. Центр плафона представлял собою небо в белых облаках, на прикрепленном холсте по всему периметру написаны были многочисленные фигуры в маскарадных костюмах. Возможно, пример подобного оформления Павел Петрович видел в Венеции, однако в росписи плафона Овального зала все персонажи были реальны. По словам самого художника роспись была автобиографична.
В обширной многофигурной композиции можно было видеть родных и знакомых князя Вяземского, несколько женских портретов - его былые увлечения, оркестр румын, одетый в белые ливерные фраки с гербом Вяземских. Себя Павел Петрович изобразил в костюме людоеда. Видимо, именно в этом костюме он как-то выступал на маскараде, о чем князь Петр Андреевич писал в одном из писем своей двенадцатилетней внучке Кате: «А знаете ли вы, что ваш тятенька представлял людоеда… на маскараде княгини Кочубей…». Отдельные лица и излюбленные детали художник повторял. Дважды, например, была написана падчерица Павла Петровича - Мария Ивановна Ламздорф - дочь от первого брака его супруги Марии Аркадьевны. Сама Мария Аркадьевна не пожелала, чтобы ее изображение находилось в столь многочисленном и несколько смущавшем женском обществе, по этой причине ее изображение было записано. Для каждой группы фигур найдены точные средства художественной выразительности. Персонажи написаны были столь реалистично, что создавалось полное ощущение их присутствия, словно зрители находились в Овальном зале неотлучно. Иллюзию довершали ткани, шали, платки, развешанные по велению князя на балюстраде.
Любовь князя Павла Петровича к «милому Остафьеву» проявилась в той увлеченности, с которой он работал над росписью плафона. Екатерина Павловна, его дочь, писала мужу: «Папа очень занимается потолком и целый день сидит в зале почти безвыходно».
Роспись Овального зала не сохранилась. Холст обветшал, его сняли и дальнейшая судьба полотна неизвестна. Но, благодаря письменным свидетельствам и фотографиям, персонажи, запечатленные когда-то на нем, незримо присутствуют на плафоне.
Автор: Ю.Е. Ковалева. «Видимое и невидимое Дворца усадьбы Остафьево…»
В парадную прихожую усадьбы (вестибюль) можно попасть из парка с центральной входной лестницы. Она оформлена в светлых тонах, дальнюю от входа сторону украшают четыре полуколонны. Между ними расположены три двери в центральный Овальный зал.
Вестибюль и Овальный зал являются композиционным центром дома, что видно на плане дома.
Слева - вестибюль, справа - план дома
Источник информации:
www.ostafyevomuseum.ru