Выставка русской француженки Марии Васильевой

Dec 08, 2023 12:06




Amedeo Modigliani. Marie Vasilieff. 1918

В Московском музее современного искусства, в здании на Гоголевском бульваре, до 10 декабря ещё можно увидеть работы художницы-авангардистки Марии Васильевой из частной коллекции. "Возвращение домой" - так назвал выставку коллекционер Эдуард Мордухович, сумевший вывезти коллекцию картин Марии Ивановны Васильевой (1884-1957) из Франции перед самым закрытием границ.
Впервые в России с творчеством Марии Васильевой - ученицы Анри Матисса, представительницы "Парижской школы", приятельницы классиков той эпохи, от Модильяни до Пикассо, и участницы многих выставок, в том числе знаменитой "0,10" в Петербурге, можно было познакомиться два года назад в Пушкинском музее на выставке "Музы Монпарнаса".



Один зал экспозиции был полностью посвящён парижанке, родом из Смоленска, Марии Васильевой. Кроме живописи были показаны и знаменитые куклы, которые делала Васильева. Шесть картин на ту выставку предоставил коллекционер Эдуард Мордухович, вспомним эти работы:





Мария Васильева. Сципион-африканец,1916. Холст, масло. Собрание Франсуазы Ливинек, Париж



Мария Васильева. Обнаженная, 1910-е. Коллаж. Частное собрание, Париж



Мария Васильева. Цирк. 1920-е. Холст, масло. Собрание А. Чистякова



Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание



Мария Васильева. Крыши. 1915. Холст, масло. Собрание В. Царенкова, Лондон



Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание

В 1920-е годы мастерская неподалёку от вокзала Монпарнас, была знакома любому местному обитателю. В ней обосновалась русская художница Мари Васильефф. Она приехала в Париж, получив стипендию на учёбу, успела пожить в одном пансионе с Соней Делоне, а в 1909 стала одной из первых русских воспитанниц академии Матисса. В 1911 году она превратила собственную небольшую мастерскую в Русскую академию - скорее вольный клуб, чем место строгого обучения. А в 1915-м, когда началась Первая мировая война, поддержала бедных художников, открыв доступную столовую. За столами здесь встречались и знаменитости, такие как Пикассо, и будущие герои Парижской школы - Модильяни, Кислинг, Фужита...



Макет мастерской и академии Марии Васильевой в Париже на улице дю Мэн, дом 21

Роль центра на Монпарнасе сохранилась за Васильевой и в 1920-е. На художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру её новых картин и коллажей. На празднествах её ждали как танцора, душу компании и даже как гадалку, эксцентричную и непредсказуемую. А многие модные гостиные, куда она вошла с лёгкой руки Поля Пуаре, украсили её знаменитые куклы, в которых встретились экзотика неевропейских культур и память о России. Среди этих кукол особенной популярностью пользовались гротескные объемные портреты её знаменитых друзей: Анри Матисса, Гийома Аполлинера, Пабло Пикассо и других.



Для изготовления кукол Васильева использовала разнообразные материалы: ткань, кожа, шелк, жемчуг, стекло, кружево, шерсть, пряжа, чулочная ткань, хлопок, картон и так далее.





Мария Васильева. Куклы: 1920-е. Ткань, кожа, шелк. Музей Монпарнаса, Париж



Мария Васильева. El Moulk. 1920-е. Смешанная техника. Галерея "Минотавр", Париж



Мария Васильева. Декоративная лампа, 1920-е. Дерево. Собрание семьи, Париж

В экспозицию в Музее современного искусства вошли более 50 живописных​ и графических​ работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов.





Мария Васильева. Без названия. 1930. Смешанная техника



Портрет, 1945. Карандаш, бумага



Мария Васильева. Пьер Васильев. 1956. Холст, масло





Мария Васильева. Невеста из Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло



Портрет Марии Лауры Ноэйль. 1946. Дерево, масло



Мария Васильева. Внуки художницы за рисованием. 1949. - Ребёнок с игрушками. 1920-е. Обе: Холст, масло



Мария Васильева. Материнство, 1920-е. Дерево, гуашь



Мария Васильева. Портрет Ивонн де Галль. Французская опера. 1925. Фанера, темпера





Мария Васильева. Портрет. Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло



Мария Васильева. Дама, пьющая чай на морском берегу. 1940-е. Холст, масло





Мария Васильева. Два поэта. 1928. Бумага на доске, смешанная техника



Мария Васильева. Любитель искусства. 1927. Холст, масло



Мария Васильева. Натюрморт с головой телёнка. 1940-е. Холст, масло. Мария Васильева. Постер к балету Жана Берлина. 1923. Дерево, масло



Мария Васильева. Ваза с цветами, 1947. Холст на картоне, гуашь



Мария Васильева. Жан Кокто. 1930. Коллаж, смешанная техника



Мария Васильева. Эскиз тарелки с обнажённой девушкой. 1945. Картон, гуашь



Мария Васильева. Натюрморт. 1940-е. Холст, масло







Мария Васильева. Без названия, 1930-е. Металл, смешанная техника. Портрет, 1930-е. Карандаш, бумага



Мария Васильева. Монстр. 1950-е. Дерево, масло



Мария Васильева. Без названия. Смешанная техника, 1950



Мария Васильева. Распятие Иисуса, 1950-е. Холст, масло



Вторая слева - Мария Васильева. Голубая мадонна, 1930-е. Смешанная техника



Мария Васильева. Синяя птица. 1950. Дерево, масло



Мария Васильева. Черная дева с птицей, 1930-е. Смешанная техника



Мария Васильева. Любовь, 1939. Смешанная техника



Louise Nelson. Marie Vasilieff

Краткая биография Марии Васильевой. За успехи на художественном поприще и для продолжения образования в Париже в 1905 году Мария Васильева получила стипендию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. С этого времени, с небольшими перерывами, творческая и личная жизнь Марии Васильевой была связана с Парижем. Она была талантливой художницей, чье станковое творчество не раз отмечали на различных выставках, а занятие прикладным искусством позволило пережить самые сложные времена. В 1909-1914 Мария Васильева много путешествовала по Западной Европе, Скандинавии, Румынии, Польше. В 1912-1913 познакомилась с Л.С. Поповой и Н.А. Удальцовой. В 1914 сопровождала полевой госпиталь французского "Красного Креста". В 1915-1916, несмотря на войну, посетила Россию, чтобы принять участие в выставке "0,10" в Петрограде (экспонировала шесть своих кубистических работ), а также в выставке "Магазин" в Москве (было представлено одиннадцать кубистических работ), организаторами которых выступили К.С. Малевич и В.Е. Татлин. В 1915-1917 превратила свою Академию в столовую, чтобы помогать друзьям в условиях военного времени. В 1918 после заключения Брест-Литовского мирного договора, как гражданка России, была выслана из Парижа в Фонтенбло. В 1919 вернулась в разграбленную в её отсутствие мастерскую. По заказу П. Пуаре продолжила серию кукол-портретов. В 1920-1925 исполнила театральные костюмы и маски для Шведского балета Рольфа де Маре. В 1927 выполнила росписи в кафе-ресторане "La Coupole" на Монпарнасе. В 1929 работала в театре марионеток "Радуга" венгерского режиссера Гёзы Блатнера. В 1930 исполнила графическую серию "Кукольные портреты людей, которые заслуживают лучшего". Провела несколько персональных выставок, в том числе в магазине П. Пуаре "Martine" (1922), в своей мастерской (1924) и в галерее Zak (1928). Участвовала в групповых выставках русских художников в Париже в Café Parnasse (1921), "Танец в живописи" в Международном архиве танца (1934), галерее-магазине Soleil (1935), галерее Zak (1936), "Балерины, корифеи, акробаты" в зале на rue Vital, 6 (1937), а также в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921). Работы Васильевой экспонировались на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925, образцы стильной мебели с росписью и украшениями из дорогих материалов) и Всемирном конгрессе марионеток в Чикаго (1931). В 1937 работала для театра Луизы Лара "Искусство и действие", создала светящиеся костюмы для спектакля "Сонет гласных" (по мотивам поэзии А. Рембо), показанного на Международной выставке в Париже.  Создала панно для Монпарнасского вокзала. В 1938 художница поселилась на юге Франции, после Второй мировой войны (в 1945-м) вернулась в Париж. Художница была неотъемлемой частью большого творческого сообщества Парижа. Последние годы жизни она провела в доме для престарелых живописцев в Ножан-сюр-Марн. Скончалась 14 мая 1957 года, похоронена на местном кладбище в Nogent-sur-Marne. В 1998 году выставка "Мария Васильева в своих стенах" в помещении мастерской на 21 Allee du Maine открыла Musée du Montparnasse (работал до 2013 года). В 2016 году по этому же адресу начала работать резиденция для художников и исследовательский центр "Вилла Васильев" (Villa Vasilieff).

Источники информации: artinvestment.ru , www.buro247.ru

Мария Васильева, Монпарнас, авангард, музей современного искусства, выставка

Previous post Next post
Up