Искусственные параллели по средам
НачалоАктивное формирование художественной коллекции в Перми началось в то время, когда в отечественном музейном деле происходили важные реформы, у истоков которых стоял И.Э. Грабарь - издатель первой многотомной истории русского искусства, руководитель Третьяковской галереи. Идеи Грабаря, что музей не просто хранит памятники прошлого, но разворачивает перед зрителем непрерывную картину эволюции искусства, где нет разницы между старым, новым и новейшим, что пополнение коллекции должно быть открыто современным художественным процессам, были в полной мере восприняты основателями пермской коллекции.
В течение многих лет Пермский художественный музей пользовался советами и консультациями Грабаря. Благодаря этому общению с самого начала 1920-х годов из Государственного музейного фонда в пермское собрание, наряду с произведениями мастеров европейской живописи XVII-XIX веков и отечественных художников двух предшествующих столетий, стали поступать работы, представлявшие новые течения в русском искусстве.
Другим источником поступления стали выставки современных уральских художников, которые с 1925 года начал проводить Н.Н. Серебренников, с 1925 года возглавлявший Пермский художественный музей. Он не был, по отзывам знавших его, особым ценителем авангардных течений. Однако он прекрасно понимал их значение для истории искусства и планомерно пополнял музейное собрание произведениями этих направлений. Важнейшим вкладом в развитие коллекции русского авангарда стал осуществленный, как очевидно, по его инициативе и при непосредственном участии в 1935 году межмузейный обмен со Свердловским художественным музеем. Тогда в пермское собрание пришло более полутора десятка прекрасных работ, в том числе полотна художников объединения "Бубновый валет". В Свердловский музей обширная коллекция работ авангарда попала благодаря тому, что еще в 1920 году из Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса для Екатеринбургских свободных государственных художественных мастерских были привезены произведения, представляющие новейшие течения в живописи. Мастерские так и не появились, а работы начали путь по местным музейным фондам, оказавшись в конце концов в Свердловской областной картинной галереe. В обмен на часть из них Пермская галерея передала Свердловской произведения иконописи, пермской скульптуры, живописи, в том числе часть иконостаса, выполненного Николаем Рерихом.
Василий Чекрыгин. Три фигуры, 1920-1922, Холст, масло
Пётр Келин. Женский портрет, 1914. Холст, масло
Александр Осмёркин (1892-1953). Натюрморт. Стеклянная посуда, 1919. Холст, масло
Борис Анисфельд. Портрет итальянского рыбака, 1911-1912. Холст, масло
Борис Анисфельд. Автопортрет, 1910. Холст, масло. Дар В.К. Тетерина в 1986, Ленинград
Борис Анисфельд. Летний вечер. Меланхолия, 1910-1911. Холст, масло
Александр Шевченко. Лучистая композиция, 1914. Холст, масло
Александр Родченко. Натюрморт, 1918. Холст, масло
Иван Клюн. Супрематическая композиция, 1916. Холст, масло
Любовь Попова. Портрет, 1916. Холст, масло
Роберт Фальк. Пейзаж. Старая Руза, 1913. Холст, масло
Надежда Бом-Григорьева. На задворках, 1910-е. Холст, масло
Алексей Грищенко. Архитектурный пейзаж, 1917. Холст, масло
Дело расширения коллекции продолжили следующие поколения сотрудников Пермской галереи. Особенно активным процесс стал в 1970-1980-е годы, когда музеи получили возможность не только получать работы через централизованные государственные фонды, но и приобретать их самостоятельно. Пермские музейщики искали контакты и налаживали общение с коллекционерами и наследниками художников в Москве и Ленинграде, вели переговоры, покупали и получали в дар работы. Нередко они успешно конкурировали с коллегами из центральных музеев, в том числе Третьяковской галереи. Результатом уже вековой деятельности специалистов Пермской галереи стала коллекция произведений отечественного искусства, позволяющая представить яркую и достаточно полную картину его развития.
Аристарх Лентулов. Клязьма. Деревья, 1918. Холст, масло
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы, 1919 (?). Холст, масло
Аристарх Лентулов. Церковь в Солнцедаре, 1913. Холст, масло
Елена Бебутова. Портрет Демидовой, 1920-е. Холст, масло
Василий Васильевич Каменский (1884-1961) - одна из самых ярких фигур русского авангарда. Родившийся, по его рассказам, на пароходе между Пермью и Сарапулом, он был наделен многими талантами и невероятной жизненной энергией. С детства писал стихи, в 16 лет, оставив школу, работал конторщиком, публиковался в газете, был актером, репетитором, вел революционную агитацию, побывал за нее в тюрьме, путешествовал по Турции и Ирану. В 1906 году приехал в Москву, годом позже - в Санкт-Петербург, где отучился на агронома и получил диплом. Каменский быстро вошел в литературные круги, начал регулярно печататься. Вскоре он познакомился с Велимиром Хлебниковым, Давидом и Владимиром Бурлюками, Михаилом Матюшиным, Еленой Гуро, Николаем Кульбиным и в 1910-м принял участие в издании альманаха "Садок судей", ознаменовавшего рождение поэтического футуризма. Каменский стал одним из самых ярких представителей направления. Его поэмы "Константинополь", "Танго с коровами", построенные на синтезе слова и изобразительной графики, давно признаны классикой визуальной поэзии. Параллельно с поэзией Каменский страстно увлекся авиацией. Он обучился летному делу, купил моноплан "Блерио XI", устраивал показательные полеты, в том числе над Камой; первым стал называть аэроплан самолетом; пережил крушение, чудом остался жив. Поэт и авиатор выступал как также художник. В 1909 и 1910 годах его работы были представлены в Санкт-Петербурге на выставках "Импрессионисты" и "Треугольник - Венок - Стефанос", организованных Н.И. Кульбиным. В 1913-м Каменский сам выступил организатором, открыв первую в Перми выставку современных художников. Был участником выставки № 4, "Выставки картин левых течений" (1915), "Последней футуристической выставки картин 0.10" (1916), выставки "Бубновый валет" (1917). В 1932 году Каменский поселился в селе Троица недалеко от Перми. Он сблизился с Николаем Серебрениковым и передал в Пермскую художественную галерею ряд своих работ, а также произведения друзей-футуристов - Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Виктора Пальмова.
Давид Бурлюк. Уральский пейзаж, 1910-е. Холст, масло. Дар В.В. Каменского в 1934
Виктор Пальмов. Балерина, 1910-е. Холст, масло. Дар В.В. Каменского в 1935
Василий Каменский. У монастырской ограды, 1920-е. Холст, масло. Дар В.В. Каменского в 1935
Адольф Мильман. Город, середина 1910-х. Холст, масло
Пётр Иванович Субботин-Пермяк (1886-1923) родился в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии в семье мельника. В 1907-1914 годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве и одновременно занимался в мастерской К.Ф. Юона. К этому времени относится появление первых полотен, а также псевдонима "Пермяк", который подчеркивал принадлежность автора к коми-пермяцкому народу. После блестящего окончания Строгановского училища Субботин-Пермяк получил в нем должность преподавателя. Будучи уже сложившимся и достаточно традиционным художником, он воспринял идеи Казимира Малевича, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, что сказалось не только на его искусстве, но и на готовности активно включиться в новое культурное строительство. В 1919 году руководство Отдела ИЗО Наркомпроса направило художника в Пермь для организации в крае художественно-промышленных мастерских. Открыв мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре, разработав для них программу и систему преподавания, Субботин-Пермяк заложил основы профессионального художественного образования в Прикамье. Он также основал в 1921 году в Кудымкаре Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей, носящий сегодня его имя. Был заведующим изоотделом при областном отделе народного образования, руководил декоративным факультетом при Высших государственных мастерских Перми. Наряду с активной организационной и преподавательской деятельностью Субботин-Пермяк продолжал заниматься творчеством - писал картины в духе кубизма и футуризма, создавал теоретические труды о новом искусстве. Художник умер в возрасте 36 лет от туберкулеза легких. Его последним желанием было, чтобы на похоронах звучала только веселая музыка.
Пётр Субботин-Пермяк. Натюрморт с булками и посудой, 1921. Холст, масло
Кузьма Петров-Водкин. Портрет мальчика, 1913. Холст, масло
Пётр Кончаловский. Натюрморт, 1910-е. Холст, масло
Сергей Кольцов. Парад победителей-инвалидов в Париже 11 ноября 1928 года, 1932. Картон, масло
Илья Машков. Натюрморт с ананасом, 1940. Холст, масло
Александр Шевченко. Портрет художника Клицкого, 1939. Холст, масло
Александр Шевченко. Натюрморт с грушей, 1920. Холст, масло
Магдалина Брониславовна Вериго (1891-1994), художница, поэт и переводчик, родилась в Санкт-Петербурге. Она получила прекрасное образование, владела несколькими языками. Живописи училась в Одесском художественном училище, затем поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, где преподавал Николай Рерих. В 1912-1913 годах посещала Академию Рансона в Париже, в 1915 году в Москве занималась в студии Ильи Машкова.
В 1912 году в Париже был издан первый сборник стихов Магдалины Вериго "Каменья и металлы", в дальнейшем её поэтические произведения регулярно публиковались в журналах и альманахах. С 1913 года Вериго принимала участие в художественных выставках. В 1917-м художница переехала в Пермь, где ее отец, известный биофизик Б.Ф. Вериго, стал заведующим кафедрой физиологии в Пермском университете. До 1919 года она преподавала в Пермских высших художественно-промышленных мастерских; в 1919-1921 возглавляла секцию ИЗО Томского отдела народного образования, затем вернулась к преподаванию в Перми.
В 1926 году Магдалина Вериго переехала в Москву. Она продолжала заниматься живописью, однако в выставках не участвовала. Делала переводы, написала воспоминания об Александре Блоке. На портрете изображен Борис Владимирович Властов (1893-1964) - муж художницы, биолог, в 1918-1926 годах работавший в Пермском университете. Он близко знал многих выдающихся деятелей науки. В Москве в 1928-1938 годах заведовал отделом и был заместителем директора по научной работе в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева, затем возглавлял кафедру дарвинизма в Военно-ветеринарной академии, преподавал в Московском университете.
Магдалина Вериго. Портрет Б.В. Властова, 1922-1923. Холст, масло
Александр Куприн. Натюрморт. Цветы и фрукты, 1910-е. Холст, масло
Александр Куприн. Натюрморт. Цветы, 1920-е. Холст, масло
Николай Тырса. Портрет женщины в жёлтой блузке, 1930-е. Холст, масло
Владимир Лебедев. Женский портрет, 1935. Холст, масло
Одним из первых в стране Пермский музей в 1929 году открыл отдел советского искусства. Он пополнялся в том числе и работами художников группы ОСТ. В 1938 году в галерею поступили эскизы панно Александра Дейнеки для оформления Советского павильона на Всемирной выставке в Париже."Стахановцы (Знатные люди страны Советов)" Александра Дейнеки - эскиз одноименного панно, заказанного художнику для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Тема панно была связана с важными в то время государственными идеологемами - образом дружной семьи советских народов и образом страны героев, в которой высшим свершением были трудовые подвиги. Среди персонажей Дейнеки - шахтер Алексей Стаханов, ударницы-ткачихи сестры Виноградовы, авиатор Валерий Чкалов, герой перелета через Северный полюс, чье лицо было известно всему миру.
Александр Дейнека. Стахановцы, 1937. Эскиз панно Знатные люди страны Советов для Всемирной выставки в Париже (не сохранилось). Холст, масло
Художнику предстояло исполнить огромный холст (7 × 12 м), замыкавший анфиладу советского павильона. По замыслу Дейнеки, композиция должна была стать продолжением реального пространства зала, что определило особенности ее художественного решения: масштаб и ритм движения фигур соотносились со зрителями, цвет неба, светлых одежд перекликался с белыми стенами, четкий лаконичный рисунок легко считывался на расстоянии. Герои панно шествуют в некоем идеальном мире, где реальная башня Кремля соседствует с увенчанным огромной фигурой Ленина зданием Дворца Советов - проекта-мечты, который так и не был осуществлен. Критика отмечала, что композиция полна темперамента и победного духа. За свою работу Дейнека был награжден золотой медалью.
Александр Дейнека. 1917. Эскиз панно для Всемирной выставки в Париже. Холст, масло. Поступило в 1938 с Всемирной выставки 1937 в Париже
Хранящиеся в Пермской государственной художественной галерее эскизы композиций "1917" и "1937", возможно, связаны с двумя другими панно, планировавшимися к экспонированию во вводном зале, - "Гражданская война" и "Социалистическая стройка". Судьба панно после выставки неизвестна. Сегодня эскиз из Пермской галереи и меньший по размеру вариант, находящийся в Тверской областной картинной галерее, - единственные оставшиеся свидетельства окончательного замысла художника.
Александр Дейнека. 1937. Фанера, масло. Поступило в 1938 с Всемирной выставки 1937 в Париже
Одной из больших удач музея стало приобретение в 1977 работы ленинградского художника Александра Русакова "Порт".
Александр Русаков. Порт, 1927. Холст, масло
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.