Выставка "Триста лет Перми. От иконы к авангарду"

Oct 11, 2023 16:29

Искусственные параллели по средам



Выставка проходит в Новой Третьяковке до 25 февраля 2024 года. Пермская государственная художественная галерея - один из крупнейших региональных художественных музеев России. В 2022 году она отметила свое 100-летие, однако история ее собрания восходит еще к 1906 году, когда активно развивавшийся Пермский научно-промышленный музей начал формировать коллекцию изобразительного искусства и обратился к художественной общественности с просьбой подарить свои работы. Поступившие в ответ на призыв произведения художников В. П. и П.П. Верещагиных, А.А. и П.А. Сведомских, изделия Императорского фарфорового завода и другие стали основой собрания художественного отдела Научно-промышленного музея. Коллекции произведений живописи, народного, декоративного искусства разрастались, и в 1922 году благодаря стараниям первого заведующего музеем А.К. Сыропятова (1882-1954) в Перми был открыт художественный музей, в 1936-м получивший название «Пермская государственная художественная галерея». К ее созданию Сыропятов относился как к «большому серьезному делу, значение которого… надлежит оценивать в широком, общереспубликанском, но отнюдь не в одном только местном, пермском масштабе».
Эту позицию полностью разделял следующий руководитель галереи - H.Н. Серебренников (1900-1966), имя которого невозможно отделить от истории музея, где он проработал почти 40 лет - научным сотрудником, директором, главным хранителем. Благодаря его энтузиазму и усилиям в ходе многочисленных музейных экспедиций были сформированы основные коллекции галереи, и прежде всего уникальное собрание пермской деревянной скульптуры, строгановской иконы, золотного шитья. Дело Серебренникова продолжили следующие поколения музейных сотрудников.



За 100 лет собирательской работы галерея стала обладательницей ценнейшей коллекции произведений искусства. В настоящее время ее фонды насчитывают около 55 тысяч единиц хранения и включают произведения разных видов и жанров изобразительного искусства русских и европейских художественных школ, стран Востока. Самые древние памятники относятся к периодам Среднего и Нового Царства Древнего Египта и к античности. Самые молодые - произведения зарубежных и отечественных художников - созданы в XXI веке. Галерея обладает значимыми по объему и качеству коллекциями итальянского, голландского, фламандского, французского и австро-немецкого изобразительного искусства XV-XIX веков. Но, безусловно, наиболее значительная часть собрания - работы отечественных мастеров. На выставке представлены произведения из нескольких титульных коллекций Пермской государственной художественной галереи - собраний древнерусского искусства, пермской деревянной скульптуры, русской живописи первой половины ХХ века, позволяющие почувствовать уровень и своеобразие этого музея.



Произведения древнерусского искусства, хранящиеся в собрании Пермской художественной галереи, в подавляющем большинстве происходят из деревень, сел и городов края. Они были привезены в музей экспедициями 1920 -1930-х годов, поступили из закрывшихся церквей. Самые ранние памятники датируются XVI веком, когда земли в верховьях Камы - Перми Великой - начали активно осваиваться, в чем значительную роль играла семья знаменитых солепромышленников Строгановых. Строгановы не только развивали в своих новых камских вотчинах солеваренный промысел, строили укрепленные городки, снаряжали дальше на восток отряд Ермака, но и принесли в земли Перми Великой высокого уровня художественную традицию. В своей родовой вотчине в Сольвычегодске они организовали мастерские, в которых создавались иконы, драгоценная богослужебная утварь, переписывались книги, вышивались золотными и серебряными нитями пелены и плащаницы… Помимо этого, Строгановы заказывали иконы лучшим русским иконописцам - мастерам Оружейной палаты в Московском Кремле. Созданные в собственных мастерских и по заказам произведения вкладывались в храмы и монастыри, в том числе в пермских вотчинах; такие вклады называли «строением». На Каме главным храмом Строгановых стала церковь Похвалы Богородицы в их административной столице - Орле-городке. Её «строению» Строгановы уделяли большое внимание. В Пермской художественной галерее находится комплекс предметов из Похвальской церкви. В их числе - памятники лицевого шитья.



Покровец. Распятие с предстоящими, 1620-е. Сольвычегодск. Мастерские Евдокии Нестеровны  Строгановой (?). Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1925 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Пелена подвесная. Святой Николай Чудотворец, Середина XVII века. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1925 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

На протяжении столетий это искусство оставалось в полном смысле слова элитарным: шитые золотными и серебряными нитями изделия создавались мастерицами при дворах знати, в первую очередь при великокняжеских и царских дворцах, а также в придворных монастырях. Однако в XVII веке именно мастерские неродовитых Строгановых стали ведущей школой в этом искусстве и в значительной степени определили его развитие на завершающей стадии. Художественный уровень произведения лицевого шитья определяется соединением таланта знаменщика - мастера, создающего рисунок, и искусности вышивальщиц. Пример такого соединения - пелена «Положение во гроб», где вышивальщицами тонко передана представленная художником выразительность ликов, жестов и поз участников драматической сцены.



Воздух. Положение во гроб с 12 апостолами, 1670-1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Рисунки для двух пелен из Орла-городка - «Царевич Димитрий» и «Убиение царевича Димитрия» - созданы одним знаменщиком. Вышитые в мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова, и изображающие небесного покровителя ее супруга, они являются благочестивым выражением любви и заботы.



Пелена подвесная. Убиение царевича Дмитрия, 1650-е. Сольвычегодск. Мастерские Анны Никитичны Строгановой.  Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1941

Со временем художественные мастерские, в том числе лицевого шитья, появились и в пермских вотчинах Строгановых. В них были исполнены такие памятники, как воздух «Положение во гроб», покровцы «Се агнец», «Спас» и другие.



Воздух. Положение во гроб, третья четверть XVII века. Сольвычегодск. Мастерские Анны Никитичны Строгановой (?)



Пелена подвесная. Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская), 1620 - начало 1630-х. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Плащаница. Положение во гроб, последняя четверть XVII века. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из Пермского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Поступила в 1923



Покровец. Распятие, с предстоящими и избранными святителями, 1670-1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Пелена подвесная. Богоматерь Казанская, 1630 - 1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Покровец. Святой агнец, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Воздух. Положение во гроб, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Покровец. Спас, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Гордость иконописного собрания Пермской художественной галереи - иконы, создававшиеся по заказам Строгановых «государевыми иконописцами» и мастерами московской Оружейной палаты, в числе которых были Истома и Никифор Савины, Симон Ушаков, Иван Максимов. «Кормовым» иконописцем палаты числился работавший по заказам Строгановых Семён Хромой - мастер, известный сегодня только по пяти произведениям. Четыре из них хранятся в Перми, два включены в экспозицию - «Неделя всех святых» и «Рождество Иоанна Предтечи».



Неделя всех Святых, между 1611-1616. Семён Хромой. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Воскресения Христова в селе Кишерть (вклад Никиты Григорьевича Строганова). Поступила в 1933 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Рождество святого Иоанна Предтечи, между 1611-1616. Семён Хромой. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке (вклад Никиты Григорьевича Строганова). Поступила в 1941

Не менее уникальный памятник - икона «Троица Ветхозаветная», подписанная мастером Оружейной палаты Ильёй Филипповым. Сегодня это единственный известный памятник руки данного изографа. И образы Семёна Хромого, и «Троица» Ильи Филиппова - вклады Строгановых в свой главный пермский храм, церковь Похвалы Богородицы в Орле-городке.



Святая Троица, 1675. Илья Филиппов. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городе. Поступила в 1941

С семьей Строгановых связана и икона «Великомученица Варвара со святыми женами (святцы)». Недавно датировка этого памятника XVII веком была поставлена под сомнение: в процессе реставрации специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря пришли к выводу, что его средник выполнен в конце XV века. Это делает образ Святой Варвары одной из старейших икон собрания Пермской государственной художественной галереи.



Великомученица Варвара со святыми жёнами (святцы), XVII век. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Михаила Архангела Очёрского завода (вклад в 1851 году графа С.Г. Строганова, ранее, вероятно - Благовещенский собор Сольвычегодска). Поступила в 1926 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Пермская деревянная скульптура - часть общерусской традиции деревянной храмовой пластики. Свидетельства о резных изображениях в русских церквях, игравших роль иконных образов, сохранились с XIV века. Однако история существования этой традиции была непростой. Скульптура в храме неоднократно оказывалась под запретом, ее изымали, даже уничтожали. Вместе с тем церковный собор 1677 года благословил завершать иконостасы скульптурными распятиями. Так или иначе, традиция храмовой объемной резьбы в русском изобразительном искусстве сохранялась и развивалась. XVIII-XIX века становятся периодом практически повсеместного распространения культовой деревянной скульптуры. Сегодня коллекции произведений сакральной пластики существуют во многих российских музеях - как в центральных (Государственный Русский музей, Музеи Кремля), так и региональных. В них представлены работы, собранные из разных областей страны. Однако говорить об уникальности этого явления применительно к Пермскому краю все же справедливо. Во-первых, коллекция Пермской художественной галереи - самое обширное собрание такого рода произведений: около 500 резных изображений XVII-XIX веков. Во-вторых, значительное число памятников, собранных в одном регионе, свидетельствует о существовании здесь большой художественной традиции с собственной спецификой. Пермскую деревянную скульптуру отличают высокий профессионализм исполнения, монументальная форма, яркая образность, своеобразие типажей. Практически полностью музейная коллекция сложилась в 1920-1930-х годах благодаря экспедициям научных сотрудников. Их активным организатором и руководителем был Н.Н. Серебренников, он же стал первым исследователем пермской скульптуры. Уже в 1928 году вышла его книга «Пермская деревянная скульптура», завершавшаяся каталогом музейного собрания, где были перечислены 280 памятников.



В экспозиции представлены произведения XVIII-XIX веков, времени расцвета пермской деревянной скульптуры, важным стимулом к которому стало влияние стиля барокко. Его яркие черты в переработке местного мастера демонстрируют фигуры четырех евангелистов из церкви Святой Троицы Юго-Камского завода, происходящие, очевидно, из композиции Царских врат.



Евангелисты, первая половина XIX века. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск. Поступило в 1934. Евангелист Матфей



Евангелист Марк



Евангелист Иоанн



Евангелист Лука

Черты барокко несут на себе многие пермские скульптуры, однако этот стиль активно трансформируется местными резчиками, создающими на его основе самые разные образные вариации. Примеры этому - «Страстной ангельский чин» из церкви Успения Пресвятой Богородицы в Чердыни, «Ангелы коленопреклоненные» из Троицкой церкви в том же городе, «Ангелы с рипидами» из кладбищенской часовни завода «Мотовилиха» и из Рождество-Богородицкой церкви в Перми. Ангелы входили в композицию «Распятие с предстоящими» - популярный сюжет деревянной скульптуры.



Ангелы коленопреклонённые, XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви г. Чердынь. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Ангелы с рипидами, XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение. Происходит из кладбищенской церкви завода Мотовилиха в Перми. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Ангелы с рипидами, конец XVIII века. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Рождество-Богородицкой церкви Перми. Поступило в 1929

Страстной ангельский чин из композиции Распятие с предстоящими, вторая половина XVIII века. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святого Николая  Чудотворца в селе Язьва (ранее в церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Чердынь).  Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Ангел с копьём



Ангел с гвоздём



Ангел с лестницей



Ангел с колонной



Ангел с гвоздём

Вероятно, самой большой популярностью в русской деревянной скульптуре Нового времени пользовался сюжет «Христос в темнице», пришедший в русскую традицию, по мнению большинства исследователей, из Западной Европы. Почти все русские скульптуры Христа в темнице датируются концом XVIII - началом XIX века и представляют собой вершину «натуралистической» линии русской церковной пластики, которая часто обозначается термином «стихийный реализм». «Христос в темнице» - самый высокий образец художественности и духовности в русской деревянной скульптуре.



Справа - Христос в темнице (Сидящий Спаситель), XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из часовни при церкви Святого Николая Чудотворца в селе Редикор. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Слева - Христос в темнице (Сидящий Спаситель), XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из часовни села Большая Коча. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея



Христос в темнице (Сидящий Спаситель). Конец XVIII в. Слева - происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь. XVIII в. Справа - происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж. Оба: Дерево, резьба, левкас, темпера

Еще один его пример на выставке - «Распятый Христос» из церкви села Шакшер, в котором образ полон драматической экспрессии.





Распятый Христос, XIX век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из церкви Богоматери Знамение села Шакшер. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

В Продолжении - авангард в коллекции Пермской государственной художественной галереи.



Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

иконы, деревянная резьба, Пермский музей, искусственные параллели, выставки

Previous post Next post
Up