Кроме
Новодевичьего монастыря, ещё один очень важный в истории и культуре России монастырь - Ново-Иерусалимский, прошёл длительный и сложный период многоэтапной реставрации. Последняя 10-летняя реставрация-реконструкция-восстановление (не знаю, как правильно назвать) завершилась уже в наше время, к концу 2019 года. И вот только теперь, в конце лета мы дважды съездили в Истру. Первый раз снимали внутри монастыря и в Воскресенском соборе, второй - с крепостной стены и за ней.
Монастырь построен на горе, и на подъезде к Истре издалека видны его золотые купола и бирюзовые шатры башен крепостной стены. Оценивать результат реставрации я не берусь - уже многие профессионалы и знатоки сломали копья в этих дискуссиях, а наша цель просто запечатлеть результат. Хотя явное расхождение формы главы восстановленных колокольни и ротонды, с существующими до 1941 года, не может не вызывать вопросов. Но давайте отвлечёмся от проблем современной реставрации, и просто посмотрим на обновлённый Ново-Иерусалимский монастырь. Входим через Святые ворота.
1.
Святые ворота с Иерусалимской надвратной церковью (1694-1697)
В советский период Ново-Иерусалимский монастырь реставрировался несколько раз. Собственно, работы по восстановлению монастыря (разрушенного немецко-фашистской дивизией СС) начались сразу в послевоенный период, а затем в 1960-1980 годы велись неспешно и кропотливо профессиональными советскими реставраторами. Реставрация монастыря шла с 40-х годов и к началу 90-х почти весь монастырь был восстановлен, кроме взорванной колокольни. В те времена довелось общаться с непосредственным участником этого процесса - архитектором Галиной Фёдоровной Быковой, подробно рассказывающей о состоянии монастыря и ведущихся работах.
2.
Входим через Святые ворота, и пред нами открывается вид на совершенный архитектурный ансамбль, в центре которого стоит Воскресенский собор, созданный по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
3.
Собор состоит из четырёх взаимосвязанных частей: cобственно собор Воскресения Христа - четырехстолпный крестово-купольный храм, завершающийся главой. К собору с восточной стороны примыкает подземная церковь во имя святых Константина и Елены, которая заглублена на 6 м. С юга поставлена колокольня, разрушенная в 1941 году, но восстановленная в ходе последней реставрации по старым чертежам. Западная часть собора - ротонда, возведена над часовней Гроба Господня.
4.
Воскресенский собор (1658-1685), Церковь Трех Святителей Великих, Церковь Константина и Елены
На первом плане - церковь Константина и Елены.
5.
Купола собора - вид от Святых ворот, в центре возвышается Большая глава.
6.
Вид с восточной стороны
Колокольня была полностью разрушена в 1941 году, а восстановлена в 2011-2016 годах.
7.
Ротонда и колокольня
8.
Ротонда
9.
Колокольня
10.
Стены и башни Новоиерусалимского монастыря построены в 1690-1694 годах известным зодчим Яковом Бухвостовым.
11.
Братский корпус, башня Варуха, башня Иноплеменничья
Фасады и интерьеры собора украшает архитектурная керамика. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
12.
13.
Здание церкви Рождества Христова примыкает к Трапезным палатам. Постройка в стиле московского барокко на высоком подклете, первый ярус - двусветный четверик, два верхних - глухие восьмерики, выглядит очень нарядно. Углы четверика, барабанов, окна декорированы тонкими колонками, традиционным украшением зданий московского барокко.
14.
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова (конец XVII в.)
15.
Крепостные стены
16.
17.
Теперь зайдём в Воскресенский собор. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
18.
Праздничный вид собору придают изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
19.
Купол большой главы.
В центральной части Воскресенского храма можно увидеть новый 24-метровый 12-ярусный иконостас. Прежний был утрачен в годы войны, воссоздали иконостас по открыткам и фотографиям.
20.
Воссозданный изразцовый иконостас
Это место в Воскресенском соборе называется "кувуклия", в переводе с греческого - "царская опочивальня".
21.
Главная святыня Нового Иерусалима - часовня Гроба Господня
Вход в часовню очень низкий, так что каждый входящий должен склонить голову - поклониться. Сама часовня сохранилась практически в первозданном виде.
22.
Кувуклия
Много разногласий было по поводу реконструкции шатра ротонды. Вот так он выглядит сейчас изнутри.
23.
Шатёр ротонды
24.
Подземная церковь Константина и Елены находится на глубине шести метров. Именно на такой глубине царица Елена и ее сын, император Константин, обрели Животворящий крест.
25.
26.
Подземная церковь соединяется с собором лестницей в тридцать три ступени, ведущей из заалтарной части. В 1750-1754 годах мастерами Иваном Петлюхиным, Гаврилой Серебрениковым и Иоганном Думом был создан иконостас из медных пластин, декорированных чеканкой и украшенных позолотой.
27.
28.
Всход на Святую Голгофу
29.
30.
31.
Здесь же можно увидеть ажурные царские врата в стиле рококо, люстру в форме тернового венца.
32.
33.
Кипарисовый крест с фигурой Спасителя был изготовлен по заказу патриарха Никона из кипариса, привезенного из Палестины, "в меру креста Господня", высотой в 3 метра 40 сантиметров.
34.
Крест Господень
Очень подробно об истории Ново-Иерусалимского монастыря в дружественном журнале
vladimirdar.livejournal.com .
Далее - вокруг монастыря...