Два Возрождения из частных коллекций

Aug 23, 2023 16:36

Искусственные параллели по средам



Живопись Италии, Фландрии и Нидерландов XIV - XVI веков из частных собраний

Неделю назад мы посмотрели шедевры искусства Германии и Нидерландов XV-XVI веков из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. В параллель к этой экспозиции предлагаю познакомиться с живописью Итальянского и Северного Возрождения этого же периода из частных собраний, которые были представлены в "Центре Искусств. Москва".
Итальянских художников всегда было много. В Сиене, Флоренции, Венеции, Северной Италии: Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Николо ди Пьетро, Мастер Сан Якопо а Муччиана, Санти ди Тито, Франческо Бенальо, Никколо ди Пьетро Джерини, Джованни Беллини, Никколо ди Томмазо, Джорджо Скьявоне… Одни расписывали Сиенский собор и храмы города, другие - знаменитые таволетты, третьи находились долгое время в тени современников и последователей. Несомненно одно, их работы всегда - красота и удивление.



В Италии именно в эпоху Ренессанса утверждается пейзаж в живописи. Флорентийские и сиенские произведения XIV - начала XV веков отмечены использованием золотого фона, средневековой, условной манерой и некоторым проявлением натурализма в трактовке образов. Несмотря на появление светских сюжетов в искусстве, художники эпохи Возрождения не отказывались и от религиозных сюжетов.



Итальянский мастер (около середины XV века). Распятие. Темпера, дерево

Североитальянская живопись эпохи Раннего Возрождения представлена уникальной композицией Франческо Бенальо "Христос с орудиями Страстей", где подробное изображение орудий Страстей и использование темперы совмещены с натуралистичными тенденциями в изображении пейзажа и пространственным построением. Настоящее имя Франческо Бенальо - Франческо ди Пьетро делла Бьяда, отсылает к профессии его отца - торговца зерновыми из Бергамо. Фамилия "Бенальо" вероятнее всего свидетельствует о его покровителях из этого знатного бергамского рода. В историю искусства Франческо Бенальо вошел как мастер, способствовавший переходу североитальянской, а именно падуанской, школы живописи от позднеготических традиций к изобразительному языку Ренессанса. "Христос с орудиями Страстей" - один из вариантов распространенной на западе в эпоху Ренессанса иконографии "Муж скорбей". Представленная работа является одной из самых сложных с точки зрения символической насыщенности в творчестве Франческо Бенальо. Ангелы поддерживают Христа в гробнице на фоне величественного пейзажа. Над ним на веревке размещены предметы, связанные со Страстным циклом: нож святого Петра, медный таз с уксусом, из которого его давали Христу, руки людей, насмехающихся над ним, сумка с тридцатью серебряниками, голова Иуды, белая туника Христа, белая повязка для его глаз.



Франческо Бенальо (около 1432 - 1492). Христос с орудиями Страстей, около 1460 года. Темпера, дерево

Уникальным памятником декоративно-прикладного искусства и живописи является триптих, выполненный в технике пастильи, совмещающий художественные традиции византийской школы и привнесенное из Франции готическое наследие.



Андреас Рицос (мастерская) или Николаос Рицос. Мастерская Кливлендской шкатулки. Венеция или Феррара, конец XV - середина XVII вв. Триптих из жизни Христа. Икона "Богоматерь с младенцем", до 1503 года. Темпера, дерево, пастилья, позолота

Художник XV века Юрай Чулинович, известный как Джорджо Скьявоне, был представителем венецианской школы, учеником Франческо Скварчоне из Падуи. Под аркой, расписанной растительным орнаментом в стиле Андреа Мантенья, изображены женщина с ребенком, который сидит на подушке и опирается на парапет. Несмотря на отсутствие нимба большинство атрибутов указывают но то, что это Мадонна и младенец Иисус. Во-первых, это одеяния красного и синего цветов, которые стали серыми из-за химических реакций пигмента, во-вторых - божественные атрибуты младенца. Вокруг его головы еще заметны красноватые следы нимба, в руках он держит щегла с красной головой - аллюзия крови Христовой, пролившейся во искупление человеческих грехов. По сторонам от них - женские фигуры, святая Кьяра в монашеском одеянии, основательница ордена клариссинок и святая Екатерина Александрийская с колесом в руках, символом ее мученичества. Небольшой формат произведения указывает на то, что оно использовалось как частный, домашний алтарь, а его простота и некая аскетичность позволяют предположить, что икона находилась в монашеской келье клариссинок. Работа "Мадонна с младенцем и святыми Кларой и Екатериной Александрийской" несет в себе основные черты стиля Скьявоне: извилистые линии, насыщенные "мраморные" цвета, спокойствие и монументальность фигур. Последнее отличало его от других коллег из мастерской Скварчоне, и, возможно, связано с косвенным влиянием Пьеро делла Франческа и феррарской школы.



Джорджо Скьявоне. Мадонна с младенцем и святыми Кларой и Екатериной Александрийской, около 1475-1480. Темпера, дерево

Сано ди Пьетро - итальянский художник и миниатюрист раннего Возрождения. В начале ХХ века его работы были одними из самых востребованных на антикварном рынке. Произведение "Мадонна с младенцем, св. Иеронимом и св. Бернардином Сиенским, окруженные шестью ангелами" из экспозиции "Центра Искусств. Москва" написано около 1460 года. Лик Святого Бернардина вероятнее всего написан по его посмертной маске. Сано ди Пьетро в своих работах уделял образу святого патрона родного города особое внимание. Святой Иероним представлен справа от Девы Марии. Он одет в серую рясу и в руках держит четки - аллюзия на его отшельничество в пустыне Синая. Шесть ангелов в коронах из цветов окружают Мадонну с младенцем. Один из них возлагает корону из репейника на голову маленького Иисуса, символ будущих Страстей Христовых. Поражает красота мантии Девы Марии и невесомость покрывала, в которое она нежно оборачивает младенца. Сано ди Пьеро был искусным мастером миниатюры и эти способности также были реализованы в его живописных работах.



Сано ди Пьетро (1406-1481). Мадонна с Младенцем и святыми Иеронимом и Бернардином Сиенским, окруженные шестью Ангелами, около 1460 -1470. Дерево, темпера, позолота

Лоренцо ди Никколо Джерини и Лоренцо ди Никколо ди Мартино, согласно недавно обнаруженным прижизненным документам, являются одним и тем же лицом. Первоначально "Мадонна с младенцем на троне и музицирующими ангелами" являлась частью триптиха или полиптиха. Живописное поле обрамляет типичная рельефная арка на витых колоннах. Произведение принадлежит к сравнительно ранним образцам западноевропейской станковой живописи, в которых присутствует изображение музыкальных инструментов. На этих инструментах играют ангелы, которые прославляют Богородицу пением, игрой на лютне и фидели (прообраз скрипки). Ангелы персонифицируют небесный хор, исполняющий хвалебный гимн во имя Марии и Христа.



Лоренцо ди Никколо Джерини (возможно, Лоренцо ди Никколо ди Мартино, работавший во Флоренции). Мадонна с младенцем на троне и музицирующими ангелами, начало XV века. Темпера, дерево, позолота

Мастер Сан Якопо а Муччиана - условное имя, данное мастеру искусствоведом Ричардом Оффнером по триптиху из церкви Святого Якопо в местечке Муччиана. Стилистически мастер принадлежал к флорентийской школе эпохи Проторенессанса. Мастер входил в круг живописцев, испытавших влияние Аньоло Гадди. Наследие Мастера Сан Якопо а Муччиана отличает соединение художественных достижений Джотто и готических тенденций. Представленная работа является частью триптиха, выполненного, по всей видимости, в качестве изображения индивидуального благочестия. В основании композиции приведена первая строка католической молитвы: "Радуйся, Мария, благодати полная!".



Мастер Сан Якопо а Муччиана (работал во Флоренции между 1390 - 1420). Мадонна с младенцем во славе со св. Иоанном Крестителем, Юлианом Странноприимцем и двумя мучениками, 1410-е. Темпера, дерево, позолота



Андреа ди Бартоло (Сиена, 1360/1370 - 1428). Триптих с Мадонной, Младенцем, святыми и сценой Благовещения и Распятия



Лоренцо ди Никколо Джерини. Мадонна с младенцем, св. Иоанном Крестителем, св. Домиником, апостолами Павлом и Петром, около 1370-1380. Дерево, темпера.

Никколо ли Томмазо - итальянский живописец, работавший во Флоренции, Неаполе и Пистойи. Сведений о нем сохранилось немного. Исследователи нашли записи о том, что в 1346 году художник вступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей, а в 1366-67 годах работал вместе с Нардо ди Чионе и другими художниками над фресками собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Его единственное подписанное и датированное 1371 годом произведение - триптих "Святой Антоний на троне, окруженный ангелами" сейчас хранится в Национальном музее Каподимонте. Именно с помощью этой работы искусствоведы смогли подтвердить авторство многих других произведений Никколо ди Томмазо. В центральной части "Триптиха" изображены Дева Мария с младенцем на троне в окружении Святого Петра, Иоанна Крестителя, епископа и неизвестного святого. На левой створке художник расположил сцену Рождества Христова и Ангела Благовещения в навершии, на правой створке - Распятие с Девой Марией, Иоанном Богословом и Марией Магдаленой и сцену Благовещения в пинакле. Представленный триптих является прекрасным по своему художественному воплощению памятником личного благочестия, созданным для одного из знатных флорентийских заказчиков. Особенно ценно то, что памятник сохранился в своём полном ансамбле с тремя створками. Надпись в нижней части центральной створки гласит: "Ave, Maria, gratia plena" ("Радуйся, Мария, благодати полная"). В центре композиции Дева Мария держит розу, которую пытается взять Младенец. В эпоху античности роза считалась цветком, связанным с иным миром. С XII века, времени распространения культа Богоматери в средневековой Европе, этот цветок стал одним из её символов: появляются витражи-розы, молитвы, читаемые Деве Марии по чёткам. Мистическая роза появляется в "Божественной комедии" Данте. В популярном в ту эпоху "Романе о розе", как и в куртуазной литературе в целом, роза являлась отсылкой к возлюбленной. Черты лика Марии трактованы особенно мягко и женственно. Более конкретным иконографическим прообразом Богоматери с розой в руке является французская готическая скульптура. Во флорентийском контексте она также может отсылать к кафедральному собору Санта-Мария-дель-Фьоре (Собор Святой Марии в цветах). Триптих предназначался для домашнего алтаря и по своей функции родственен иконе. На это указывает надпись в центральной створке "Ave Maria gratia plena". Это начало молитвы Деве Марии, широко распространившейся в Европе с начала XII века. Это произведение - образец ранней ренессансной живописи. Никколо ди Томмазо обращается в своем творчестве к традиции Джотто.



Никколо ди Томазо. Триптих. Начало 1360-х годов. Дерево, темпера, позолота.

Живопись Высокого Возрождения представлена работой венецианского мастера Джованни Беллини. Именно Беллини, одним из первых в Италии, начал использовать масляные краски для создания полупрозрачной световоздушной среды, большей живописности и иллюзии глубины пространства. Представленная работа относится к циклу собственноручных работ мастера, служащих образцом для его мастерской. Считается повторением знаменитой "Мадонны дельи Альберетти".



Джованни Беллини (1430/1433-1516). Мадонна с младенцем, около 1486 (?). Дерево, масло

По другую сторону Альп в эпоху Возрождения с XV века происходили схожие процессы обновления изобразительного искусства: впервые были использованы масляные краски, в живописи получил распространение пейзаж. Но искусство Северного Возрождения отличалось доминированием готического наследия в изобразительном языке, а Реформация обновила иконографию. В экспозиции представлены работы Яна Корнелизона Вермеена, Мастера Святой Крови, Мастера Портретов Принцев, Питера Классенса Младшего, представителей швабской и австрийской школ.



Питер Классенс Младший вошёл в историю искусства как мастер, соединявший в своем творчестве достижения фламандской и итальянской школы. Его судьба и карьера типичны для успешного художника XIV - XVII века. Он был вторым сыном художника Питера Классенса Старшего, у которого начал обучение живописи. Работая в Брюгге, в 1570 году он стал членом гильдии Святого Луки, в которую должны были входить живописцы для осуществления профессиональной деятельности. Три раза Классенс Младший возглавлял гильдию: в 1587, 1600 и 1606 году. С 1581 по 1621 год мастер был официальным художником городам Брюгге. Живописная манера Классенса характеризовала школу Брюгге конца XVI- начала XVII века. Помимо частных заказов на религиозные полотна, Классенс создавал исторические, аллегорические и портретные работы. До сих пор несколько работ Питера Классенса Младшего находятся в Брюгге (Бельгия).



Питер Классенс Младший (Брюгге, около 1535 - 1623). Коронование Богоматери, с Иоанном Крестителем, святым Болдуином и донаторами, последняя четверть XVI века. Масло, дерево.

Мастер из Ревеля (Таллин) Михаэль Зиттов построил международную карьеру художника. Работал при дворе Изабеллы Кастильской, Кристиана II, Карла V Габсбурга, Маргариты Австрийской. Зиттов учился у одного из основателей традиции ранней нидерландской живописи Ханса Мемлинга. Работы Зиттова исполнены психологизма, отличаются пластичностью и мягкостью образов. В историю искусства он вошел как один из лучших портретистов своего времени. Представленная работа отражает творческий метод художника. Панель является вариантом картины Зиттова, ныне находящейся в Картинной галерее Берлина и отличается от оригинала орнаментами ковра. Исследователи считают, что в образе Мадонны в берлинской версии Зиттов написал портрет Екатерины Арагонской, дочери основателей испанского государства Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. На полотне младенец держит дрозда, являющегося символом Его грядущих страстей.



Михаэль Зиттов (Атрибутировано) (Ревель, около 1469 - 1525). Мадонна с младенцем, после 1515 года. Масло, дерево.

Художники из династии Баутсов сформировали лицо раннего нидерландского Возрождения. Многофигурные религиозные композиции более значительного формата реже встречались в творчестве Баутса, чем, например, изображения Христа-Страстотерпца. По крайней мере, именно такой вывод следует сделать из анализа дошедшего до нашего времени наследия мастера, часть из которого была утрачена во время иконоборческого движения второй половине XVI века. Неизвестный мастер из круга Альбрехта Баутса использовал только иконографический тип, некоторые черты трактовки фигур, лиц, изображения драпировок и принципы колористического решения. Триптих объединяет самые важные эпизоды из жизни Богоматери с начальным и конечным эпизодами, предшествующими Рождеству Христову и Распятию. На левой и правой створке изображена сцена Благовещения (Архангел Гавриил и Дева Мария). В центре - Распятие с Девой Марией и святым Иоанном. Таким образом, в очень лаконичном повествовании представлена вся история Спасителя. За счет лаконизма действия, ритмического чередования красного и белого цветов триптих производит монументальное впечатление.



Альбрехт Баутс (Круг. Левен, 1451/1454 - 1549). Триптих. В центре: Распятие с предстоящими Богоматерью
святым Иоанном. Левая створка: Архангел Гавриил. Правая створка: Дева Мария. Конец XV - вторая четверть XVI века. Дерево, масло



Дирк Баутс. Рождество, XV век. Масло, темпера , дерево

Условное имя "Мастер портретов принцев" получил от группы стилистически однородных произведений, основу которой составляют небольшие по размерам портреты бургундских герцогов, их родственников и придворных, хранящихся в настоящее время в музеях Парижа, Румилье, Амстердама, Брюгге и Лондона. Судя по иконографии и стилю своих произведений, он сформировался в ближайшем окружении прославленного Мастера Легенды о Святой Екатерине, сквозь призму творческих принципов которого приобщился к искусству гения ранней нидерландской живописи - Рогира ван дер Вейдана. Подобно другим своим коллегам, специализировался на создании сравнительно небольших по размерам складней, предназначенных для частного благочестия. Работы, как правило, состояли из нескольких створок. Близкая по композиции работа мастера "Мадонна с младенцем" представлена в Музее изящных искусств в Генте. В трактовке образа Богородицы, кормящей грудью младенца Христа, восходящей к иконографии раннехристианской фрески, нидерландские художники стремились подчеркнуть кроткое смирение и открытость мольбам простых смертных. В изображениях выражался культ Богоматери-заступницы.



Мастер портретов принцев (работал в Брюсселе в конце XV века). Мадонна с младенцем,1490-е годы. Масло, дерево

В историю искусства Иоахим Патинир вошел как один из основоположников европейской пейзажной живописи. Для его величественных религиозных сцен местом действия служил горный среднеевропейский пейзаж. Представитель так называемой "Дунайской школы живописи" способствовал утверждению жанра пейзажа в европейском искусстве. Живопись Патинира приобрела много последователей. Общая живописная манера, некоторые элементы визуального повествования (корзина, крестьянский двор на дальнем плане) характерны для работ Иоахима Патинира, однако автор представленной работы сконцентрировался на религиозном повествовании, тогда как типичной чертой произведений Патинира является монументальный, бесконечный пейзаж с характерной трехцветной колористической схемой (коричневый, зеленый, голубой).



Иоахим Патинир (Круг) (Динан, 1475/1480 - 1524, Антверпен). Отдых на пути в Египет, вторая треть XVI века. Дерево, масло

Мастер Святой Крови - один из ведущих мастеров, определивших лицо ранней нидерландской школы в первой четверти XVI века. Это условное имя он получил по большому триптиху "Оплакивание Христа", созданному для капеллы братства Святой Крови в Брюгге. Изображение Святого Семейства (Мадонна, младенец и святой Иосиф Обручник с книгой) на фоне райского сада - распространенная иконография ранней нидерландской школы XV-XVI века. Яблоко в руках Богоматери - символ первородного греха и искупительной жертвы Христа во имя грешного человечества. Фонтан на втором плане олицетворяет собой живительную силу христианской веры. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический смысл: церковь - духовное возвышение над мирской суетой; скала справа на заднем плане - непоколебимую твердь христианской веры. Картину относят к лучшим образцам ранней нидерландской живописи, хранящимся в художественных собраниях России.



Мастер Святой Крови (работал в Брюгге в первой четверти XVI века). Святое Семейство, 1510-1520-е годы. Масло, дерево

Следующая работа выполнена в стилистике антверпенских маньеристов, соединяющей в себе ещё актуальные позднеготические формы и художественную образность живописи Ренессанса. В работе есть и заимствования: образ Богоматери, поза Иосифа вторят гравюре Альбрехта Дюрера "Дева Мария с младенцем и пятью ангелами", а замок и горы - "Посещение Марией святой Елизаветы" того же Дюрера.



Мастер Антверпенского маньеризма (круг Адриана ван Овербека). Святое семейство с ангелами и святыми Екатериной и Варварой, около 1530. Дерево, масло

Ян Вермеен (1500-1559) - голландский живописец, работал в Мехелене и других местах, в основном как придворный портретист регентов Нидерландов Маргариты Австрийской и Марии Австрийской. Также работал для императора Карла V, которого сопровождал на Тунисской войне 1535 года. На портрете изображён видный протестант Давид Йорис с черепом, напоминающем о бренности жизни. Провозгласив себя мессией, Йорис проповедовал радикальные общественно-религиозные воззрения.



Ян Корнелизон Вермеен (1500-1559). Портрет дворянина с бородой, 33-х лет (Портрет Давида Йориса). 1534. Дерево, масло

Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

возрождение, частные коллекции, искусственные параллели, центр искусств

Previous post Next post
Up