Выставка "Выбор Надежды Добычиной". Неслучившееся

Jul 28, 2023 10:15




Личная коллекция Надежды Добычиной
Художественное бюро Н. Е. Добычиной
Художественное бюро Н.Е. Добычиной работало в 1910-е годы - драматическое десятилетие русской истории: Первая мировая война и две революции не могли не повлиять на его деятельность. На протяжении 1914-1917 годов хозяйке Бюро пришлось перекраивать выставочные планы и отказываться от многих интересных проектов: и гастролей русского искусства на Западе, и привозных экспозиций из Европы, Азии и Ближнего Востока. Из европейских живописцев галеристка мечтала показать в своем Бюро работы Пабло Пикассо и даже ездила вести переговоры в Париж. Выставка Наталии Гончаровой была устроена Добычиной как замена нереализованному показу живописи испанца Игнасио Сулоаги. Владелица Художественного бюро планировала персональные экспозиции Льва Бакста, Василия Кандинского, Николая Рериха, Сергея Судеикина, Василия Шухаева. Работала Добычина и над выставками французского, испанского, японского и даже персидского искусства. Актуальными обещали стать тематические проекты Надежды Добычиной "Провинция в изображении русских художников", а также "Город-сад, или Жизнь на лоне природы", где планировалось рассказать о концепции Эбенизера Говарда и показать преимущества английской и западно-европейской системы городов-садов "взамен тех каменных мешков, которые служат нам жилищами в настоящее время". Этим планам, увы, не суждено было сбыться. Экспозиция на третьем этаже Музея русского импрессионизма позволяет представить, что могли увидеть гости таких "неслучившихся" проектов и оценить широту замыслов Надежды Добычиной. О
Русская провинция, 1914
Одной из самых интересных выставок, задуманных Надеждой Добычиной, обещал стать проект о русской провинции. В комитет по устройству выставки планировали войти художники Николай Рерих, Мстислав Добужинский, Натан Альтман, а в экспозиции предполагалось представить нестоличные виды - от городских до деревенских - авторства широкого круга художников: академистов, импрессионистов, авангардистов. Показ «русской провинции» был запланирован на январь 1914 года и мог бы стать первой тематической выставкой живописи в Художественном бюро. Позже его отложили до марта, но весной галеристка показала персональную выставку Наталии Гончаровой, которая также стала заменой еще одному неслучившемуся проекту - монографической экспозиции популярного испанского художника Игнасио Сулоаги. Газета "День" в частности сообщала: "В марте же месяце в бюро предполагается выставка И. Зулоага, картины которого теперь впервые в России выставлены в Москве. Если с этой выставкой выйдут затруднения и устроить ее не удастся, то вместо нее, по всей вероятности, будет устроена выставка Гончаровой".



Фальк Роберт. Пейзаж со свиньями. 1912. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник.



Борис Кустодиев. В имении Евгения Шварца "Успенское" в Старой Ладоге. Этюд. 1908. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительской объединение



Арнольд Лаховский. Козы на лугу. 1911. Картон, масло. Пермская государственная художественная галерея

Николай Рерих, 1914
Надежда Добычина неоднократно искала возможность провести в Художественном бюро выставку мирискусника Николая Рериха (1874-1947) - живописца, сценографа и исследователя истории Древней Руси. В начале 1900-х годов в путешествии по России Рерих пишет серию этюдов "Памятники русской старины", а позднее в жанре пейзажа создает обобщенные эпические панорамы. К 1910-м годам Николай Рерих был признан как в России, так и в Европе - его персональные экспозиции прошли в Праге, Вене, Венеции и Париже. Добычина мечтала не только показать работы художника в стенах своего Бюро в Петрограде, но и представить их в Мюнхене, Берлине и Париже. Персональная выставка Николая Рериха у Добычиной, увы, не состоялась. При этом его фактически монографическая экспозиция в Бюро прошла в ходе работы очередной экспозиции "Мира искусства" в 1917 году: 40 работ мастера были представлены в первом большом зале. В том же 1917 году Рерих эмигрировал из России.



Н.К. Рерих. Ярославль. Церковь Рождества Богородицы, 1903. Фанера, масло. Государственный музей Востока



Н.К. Рерих. Юрьев-Польский. Георгиевский собор, 1903. Фанера, масло. Государственный музей Востока



Николай Рерих. Озерная деревня. 1915-1916. Картон, темпера. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Лев Бакст, 1914
В самом начале 1914 года выставочная программа Художественного бюро отличалась особенной насыщенностью: кроме выставок Игнасио Сулоаги и "Русской провинции", галеристка сообщала о показах "Еврейской графики" Натана Альтмана и графических портретов Ильи Гринмана. Все четыре проекта в итоге не состоялись. В апреле 1914-го, после выставки Наталии Гончаровой, Надежда Добычина собиралась устроить персональную экспозицию Льва Бакста (1866-1924) - блестящего рисовальщика и живописца, художника театра и книги, члена объединения "Мир искусства". Но в это время Бюро переезжает в новое помещение на Марсовом поле - и выставка Бакста откладывается до осеннего сезона. В июле 1914-го начинается Первая мировая война, а в августе в не` вступает Россия. К осени показ в Петрограде работ Льва Бакста стал невозможен - еще в 1910 году художник уехал из России во Францию, где работал над оформлением постановок "Русских сезонов" Сергея Дягилева, в том числе балетов "Карнавал" и "Нарцисс". В личной коллекции Добычиной находилось несколько произведений Бакста, однако участвовать в выставках Бюро ему уже не пришлось.



Сергей Судейкин. Эскиз занавеса. Кукольный театр. 1914. Картон, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Сергей Судейкин, 1914
В ряду авторов, чьи персональные экспозиции Надежда Добычина планировала провести осенью 1914 года, значился символист Сергей Судейкин (1882-1946) - член объединения "Мир искусства", живописец и театральный художник, автор красочных натюрмортов и других композиций - утонченных и изысканных или смелых и почти гротесковых. В 1914-м персональный показ Судейкина у Добычиной не состоялся, но пути живописца и галеристки пересекутся еще не раз: художник представит более 15 своих работ на благотворительной выставке в пользу Лазарета деятелей искусства и будет неоднократно участвовать в экспозициях мирискусников в Бюро. В 1910-х Сергей Судейкин с женой - актрисой и танцовщицей Ольгой Глебовой-Судейкиной - жил в доме Адамини, куда осенью 1914 года переехали залы Художественного бюро. Он же оформлял культовое для эпохи Серебряного века литературно-артистическое кабаре "Привал комедиантов", открывшееся в подвале в этом же доме на Марсовом поле. Осенью 1916 года Александр Бенуа сообщал о работе Судейкина с видом гуляния в Михайловском саду: "Мотив пейзажа взят из окон Добычиной".



Сергей Судейкин. Павлины. 1911. Бумага, гуашь. Собрание семьи Мамонтовых, Москва



Сергей Судейкин. Натюрморт. Цветы и папоротник в вазе. Конец 1900-х - первая половина 1910-х. Картон, масло. Собрание семьи Мамонтовых, Москва



Сергей Судейкин. Цветы. День войны. 1914. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник



Сергей Судейкин. Композиция по мотивам балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Около 1910. Холст, масло. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Василий Шухаев, 1915
Первой выставкой 1915 года в добычинском Бюро должна была стать экспозиция живописи и графики Василия Шухаева (1887-1973) - художника-неоклассика и выдающегося рисовальщика. Недавний выпускник петербургской Академии художеств, ученик Дмитрия Кардовского, Василий Шухаев провел два года - с 1912 по 1914-й - в пенсионерской поездке в Италии. Это путешествие, которое отказалась спонсировать Академия, было оплачено русским Кружком поощрения молодых художников в Риме. Уже тогда излюбленным материалом Шухаева стала сангина - именно в этой графической технике он делает натурные зарисовки и создает самостоятельные произведения. Надежда Добычина неоднократно поддерживала молодого художника: еще в 1913 году на «Постоянной выставке» она показала выпускную работу Шухаева - "Вакханалию", а также несколько рисунков к ней. Осенью 1914-го художник выполнил обложку для добычинской выставки в пользу Лазарета деятелей искусства. Секретарем этой экспозиции выступила его супруга, Елена Шухаева, позднее неоднократно работавшая с Надеждой Добычиной.



Василий Шухаев. Голова зебры. Московский музей современного искусства, 1914. Сангина



Портрет Лидии Рыбаковой. Собрание семьи Рыбаковых, Москва, 1914. Бумага, сангина

Выставка японского искусства, 1915
В 1914 году многие проекты, задуманные Надеждой Добычиной, превратились в почти несбыточные мечты. На протяжении следующих военных и революционных лет планы галеристки работать с европейским - французским и испанским - искусством сменились подготовкой выставок искусства Востока: японского и персидского.
В январе 1915 года в Художественном бюро был прочитан доклад "О японском искусстве", а в сентябре прошел вечер японской музыки с токийскими музыкантами, вызвавший большой интерес публики и прессы. К этому времени японское искусство стало популярно как в Европе, так и в России. Художественные работы из прежде изолированной страны оказали влияние на многих мастеров конца XIX и начала XХ веков: Клода Моне и Винсента Ван Гога, Анну Остроумову-Лебедеву и Ивана Билибина. Живой отклик у художников, зрителей и коллекционеров получают японские цветные гравюры укиё-э с изображениями сцен из повседневной жизни.
Сохранилась программа японской выставки, задуманной Надеждой Добычиной. Хозяйка Художественного бюро планировала продемонстрировать столичной публике развитие искусства Японии от средневековья до современности, но привезти выставку в Петроград не удалось.





Персидская выставка, 1916-1917
Персидское искусство в начале XХ века набирало популярность в Европе, одним из его ценителей был Анри Матисс. "Персидская выставка" в Художественном бюро Н.Е. Добычиной задумывалась как масштабный проект, в ее организации принимала участие персидская миссия в Петрограде. В экспозиции, кроме живописных и графических работ, планировалось показать коллекцию современных кустарных изделий. Изначально вернисаж планировался на 1 сентября 1916 года, однако «из-за опоздания значительных транспортов художественных произведений с Кавказа и некоторых местностей Персии» его отложили на полмесяца. Позже проект перенесли на апрель 1917 года, о чем в газетах сообщалось: "В текущем сезоне в зале г-жи Добычиной будут устроены 2 редкие выставки: персидских художников, впервые выступающих перед петроградской публикой со своей совершенно своеобразной манерой писания картин и, главным образом, миниатюр и финляндских современных художников". Только одной из этих экспозиций - Выставке финского искусства - суждено было пройти в залах Бюро незадолго до его окончательного закрытия в начале 1919 года.



Неизвестный художник. Женщина со служанкой. - Танцовщица с бубном. Иран. Первая половина XIX в. Холст, масло. Музей Востока. Неизвестный художник. Битва Рустама с белым дивом. Иран. XIX в. Картон, бумага, клеевые краски, лак. Музей Востока



Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

русские художники, авангард, музей русского импрессионизма, искусственные параллели, выставки

Previous post Next post
Up