Хуго ван дер Гус. Выставка в Берлине

Jun 21, 2023 17:02

Искусственные параллели по средам



Exhibiition view, Gemäldegalerie 2023 © Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker

До 16 июля в Берлинской картинной галерее проходит выставка "Хуго ван дер Гус. Между страданием и блаженством". Эта выставка через 540 лет после кончины художника представляет почти все сохранившиеся картины и рисунки Хуго ван дер Гуса - около 60 произведений, в том числе предметы из 38 международных коллекций. В то время как почти все известные голландские художники XV и XVI веков за последние несколько десятилетий участвовали в монографических выставках, Хуго ван дер Гус был исключен из выставочного плана музеев. Вероятно, это связано с тем, что сохранилось не так много работ мастера, а также с их большим форматом, делающим транспортировку невозможной. Основное внимание уделяется двенадцати картинам, которые теперь приписываются ван дер Гусу, и двум рисункам, которые являются автографами. Кроме того, композиции мастера, некогда известные, но утраченные в оригинале, представлены в современных повторах и копиях. Наконец, выставка показывает подборку выдающихся работ, на которые явно повлиял стиль Хуго ван дер Гуса.
Из истории жизни Хуго ван дер Гуса (1440-1482) известны лишь отрывочные сведения. Неизвестно даже откуда он происходил. Работал он как независимый мастер в Генте с 1467 года, но внезапно прервал свою успешную светскую карьеру по неизвестным причинам в середине 1470-х годов и поступил мирянином в монастырь под Брюсселем. Именно там было создано большинство его сохранившихся произведений. Однако, проведя несколько лет в монастыре, Хуго внезапно заболел таинственным психическим заболеванием, о котором позже сообщил его собрат: живописец считал себя проклятым и пытался покончить с собой. Поэтому в конце XIX века Ван дер Гуса считали прототипом "сумасшедшего гения". Его работы и сейчас поражают своей монументальностью и насыщенными красками, а также удивительной близостью к жизни и эмоциональной выразительностью.

Хуго ван дер Гуса знали не только в Нидерландах, итальянцы заказывали ему алтари. Считается, что появление во Флоренции так называемого "алтаря Портинари", который сейчас находится в галерее Уффици, оказало видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения. Его размер - 253 × 588 см. Боковые створки алтаря сделаны закрывающимися. Их наружные поверхности расписаны монохромно (гризайлью), с эффектами светотени и представляют сцену Благовещения.



Хуго ван дер Гус. Алтарь Портинари в закрытом виде "Благовещение". Левая створка - Дева Мария, правая створка - Архангел Гавриил

Ван дер Гус с предельной чуткостью передавал эмоции своих героев - и райское блаженство, и земную боль. Это, по-видимому, было связано и с его собственной жизнью. Художник позднего средневековья до сих пор кажется удивительно современным. Триптих из Галереи Уффици не подлежит транспортировке, и его пришлось заменить полноразмерной фотографией.



Хуго ван дер Гус. Алтарь Портинари, 1477-1478. Дерево, масло. Уффици, Флоренция

Кураторы выставки утверждают, что алтарь Портинари был написан несколько позже, чем считает ряд исследователей. По мнению кураторов, даже если алтарь и предназначался для Гента, создавался он в стенах монастыря.



Фрагмент. Пастухи из триптиха Портинари.



Фрагмент. Деталь переднего плана

"Мученичество Святого Ипполита" - картина-триптих, также известная как "Алтарь Ипполита". Несмотря на то, что большую часть данной работы нарисовал Дирк Баутс (1415-1475), вполне вероятно, что ему помогал Хуго ван дер Гус. Особенно сильно это заметно на левой панели. На картине изображена сцена ужасной казни. Ипполит Римский (годы жизни 170-235 нашей эры) пал жертвой римских гонений на христиан в III веке.



Дирк Баутс. Мученичество Святого Ипполита. Левая створка - Хуго ван дер Гус, 1468. Кафедральный Собор Святого Сальватора (Брюгге, Бельгия)

Диптих с изображением Благовещения в Берлинской картинной галерее обычно считается поздней копией утерянной работы Хуго ван дер Гуса.



Мастер 1499. Диптих "Благовещение" ( Гавриил и Дева Мария ), Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie



Портрет молящегося мужчины с Иоанном Крестителем, 1475. Уолтерс арт мьюзеум, Балтимор

Берлинская картинная галерея является хранительницей двух монументальных панно Хуго ван дер Гуса, именно вокруг них построена экспозиция. Это "Алтарь Монфорте. Поклонение волхвов" (около 1470 года) и "Рождество Христа" (около 1480 года). За последние двенадцать лет обе работы были отреставрированы и предстали в своем изначальном виде.



Хуго ван дер Гус. Алтарь Монфорте. Центральная часть триптиха. Поклонение волхвов, 1470.  Дерево, масло. Берлинская картинная галерея



Алтарь Монфорте. Фрагмент



Алтарь Монфорте. Фрагмент



Алтарь Монфорте. Фрагмент



Алтарь Монфорте. Фрагмент



Хуго ван дер Гус. Поклонение пастухов. Фрагмент "Рождество", около 1480. Берлинская картинная галерея



Фрагмент. Поклонение пастухов



Шедевр Ван дер Гуса "Успение Богоматери"  из Городского музея изящных искусств в Брюгге впервые покинул Фландрию и представлен на выставке.



Хуго ван дер Гус. Успение Богородицы, 1480. Дерево, масло. Картинная галерея Брюгге.



Фрагмент. Успение Богородицы



Хуго ван дер Гус. Венский диптих. Грехопадение. Оплакивание Христа, 1477-1479



Фрагмент. Грехопадение



Хуго ван дер Гус. Портрет мужчины, около 1475/80. Дерево, темпера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Хуго ван дер Гус. Святой Георгий и поверженный дракон. 1460-е гг. Рисунок. Национальная галерея, Вашингтон.



Хуго ван дер Гус (1430/40 -1482). Иосиф и Асенат. 1475 г. Рисунок. Музей Эшмола, Оксфорд, Англия.

Значительное влияние на исследования жизни и творчества ван дер Гуса оказал датируемый началом XVI века рассказ о его загадочной депрессии и предполагаемой попытке самоубийства, найденный в 1860-х годах и проиллюстрированный в знаменитой картине 1872 года кисти Эмиля Ваутерса.



Эмиль Ваутерс. Безумие Хуго ван дер Гуса, 1872.

Источники информации: www.smb.museum , magazineart.art , 34travel.me

Берлин, Европа, нидерландская живопись, искусственные параллели, выставки

Previous post Next post
Up