Почти век эскизы росписей интерьеров Казанского вокзала, выполненные князем Сергеем Щербатовом - известным меценатом, коллекционером и художником, считались работами неизвестного художника. Они хранились в архивах Бахрушинского музея с момента их поступления в 1928 году. Эскизами по-настоящему заинтересовались сотрудники Бахрушинского музея только во время недавней сверки музейных коллекций. Эти работы были атрибутированы и впервые показаны в Доме-музее М.Н. Ермоловой на выставке "Князь Сергей Щербатов. Неосуществленный проект для Казанского вокзала".
О Сергее Александровиче Щербатове (1875, имение Нара, Московской губернии - 1962, Рим) - князе, коллекционере, художнике и меценате, и его супруге, красавице Полине Ивановне Щербатовой, я уже подробно рассказывала в публикации
Дом князя Щербатова на Новинском бульваре.
Щербатов был видной фигурой в художественно-общественной жизни России начала ХХ века. С ранних лет он увлекался живописью, брал уроки у Л.О. Пастернака, А. Ашбе и И.Э. Грабаря. Он дружил со многими мирискусниками, открыл салон "Современное искусство", оказывая поддержку московским музеям и плодотворно занимался собирательством. Среди художников Сергей Александрович особенно выделял А.Я. Головина. В 1914-1917 годах С.А. Щербатов работал над проектом оформления зала ожидания 1-2 классов Казанского вокзала, но осуществить задуманное помешала революция.
В 1919 году Щербатову с супругой пришлось эмигрировать. Его собрание попало в Государственный музейный фонд, откуда в дальнейшем распределялось по музеям страны. Заграницей Сергей Александрович продолжая заниматься творчеством, периодически выставлялся, публиковал заметки об искусстве, состоял в эмигрантском обществе "Икона". В 1955 году в Нью-Йорке были изданы его мемуары "Художник в ушедшей России". В мемуарах даны подробные описания сюжетных композиций панно и последовательность авторской работы над ними. Важным источником информации стали надписи и штампы на самих произведениях, а также сведения, сохранившиеся в старых Книгах поступлений и Инвентарных книгах Бахрушинского музея. Окончательно утвердиться в правильности сделанных выводов помогли старинные черно-белые фотографии двух эскизов С.А. Щербатова, опубликованные историком архитектуры Сергеем Колузаковым в журнале "Третьяковская галерея".
"На другой стороне торговка ситцами… Фигуры на белом ((слегка патинированном) фоне; они скомпонованы в длинные овалы, составленные из стилизованных в барочном стиле жирных стеблей и листьев… Вся стена оранжевого цвета (кадмий с охрой). По оранжевому полю раскинуты в виде орнаментальных пятен на довольно больших расстояниях друг от друга птицы и предметы из деревенской жизни. Над обеими арками дверей в столовую я задумал расписать огромное полотенце над каждой - одно малиновое, другое синее, с декоративными складками, свисающие полукругом (как в церковной росписи) над арками и с богатым орнаментом на висящих концах".
C.А. Щербаков
С.А. Щербатов. Эскиз панно. Проект росписи зала ожидания 1-2 классов Казанского вокзала, 1916-1917. Бумага на картоне, гуашь, темпера, тушь, перо, графитный карандаш, бронзовая краска. Театральный музей им. А.А. Бахрушина
"Мне хотелось дать богатый, радостный, кипящий жизнью торговый город, и вот как мне явился он в воображении: посреди центральный мотив - огромная белая лошадь - тяжеловоз (битюг), на нем черная сбруя и золотые бубны и бляхи на шлее… Коня ведет под уздцы рослый мужик… в красной рубахе, в черных сапогах и серо-голубоватых шароварах. Высокий воз занимает середину картины: поклажа - нагроможденные ящики, сколоченные из досок, цвета старой слоновой кости, кое-где серые линии веревок, перевязывающих ящики. Наверху воза мужик в красной рубахе со свисающими черными смазанными сапогами… За фурой другая… вороная лошадь с золотом бубенцов и блях. Поклажа - сизо-коричневые бочки, со ржавыми полосами железных обручей… Наконец, вдали рыжая лошадь, которой на пустой фуре правит, стоя, вожжами парень в красном… На первом плане две огромные фигуры разносчиков… с поднятыми вверх руками, придерживающими лотки на голове: у одного с красными яблоками, у другого - с золотыми апельсинами… Налево зеленые крыши лавок базара… Парни, девицы, ситцевые юбки, платки с орнаментами, черные пятна картузов и сапог, виднеющиеся под крышами товары давали богатый восточный орнамент с ритмом линий удлиненных, стилизованных фигур… На другой стороне вход в трактир с вывеской. В сенях парень в тускло-голубой рубахе с серыми мешками на плече, оборачиваясь, давал пластический силуэт. Слева, над базаром… желтый фасад торговых рядов… Справа… высилась на заднем плане высокая розовая масса строящегося дома в лесах…
Причудливым орнаментом город со своими пестрыми домами, улицами, серо-зеленой рекой с мостами заполнял всю поверхность панно и заканчивался… густым орнаментом фабрик, цвета розового коралла, с трубами, темными пятнышками окон и сизо-голубым дымом"
С.А. Щербатов
С.А. Щербатов. Эскиз панно "Город". Часть макета. Проект росписи зала ожидания 1-2 классов Казанского вокзала, 1916-1917. Картон, графитный карандаш, темпера, гуашь. Театральный музей им. А.А. Бахрушина
"Роспись двух последних стен я задумал таким образом. По обе стороны пролетов, на обеих стенах, огромные фигуры, своего рода кариатиды: молодая баба в красной рубахе с закинутой на голову смуглой рукой держит на голове золотой сноп, в опущенной руке серп. Ей соответствовала на другой стороне фигура парня-жнеца в серо-голубой рубахе и лаптях с косой на плече".
С.А. Щербатов
С.А. Щербатов. Эскиз панно. Проект росписи зала ожидания 1-2 классов Казанского вокзала, 1916-1919. бумага на картоне, гуашь, темпера, тушь, перо, графитный карандаш, бронзовая краска. Театральный музей им. А.А. Бахрушина
С.А. Щербатов. Эскиз панно "Промысел". Часть макета. Проект росписи зала ожидания 1-2 классов Казанского вокзала, 1916-1917. Картон, графитный карандаш, темпера, гуашь
С.А. Щербатов. Роспись сводчатого потолка. Часть макета
Строительство Казанского вокзала по проекту архитектора А.В. Щусева длилось с 1913 по 1940-е годы. Оно стало одним из ключевых событий в художественной и культурной жизни Москвы первой половины двадцатого столетия. На первом, дореволюционном этапе разработкой интерьеров занимались мастера из художественного объединения "Мир искусства". В 1914 году князь Сергей Щербатов при посредничестве своего друга Владимира фон Мекка получил заказ на роспись зала ожидания первого-второго классов, для которого им были задуманы пять декоративных панно: "Город", "Деревня" ("Поле"), "Промысел" и два бессюжетных панно с изображением крестьянских фигур. Как и идеи художников-мирискусников, проект князя Щербатова не был осуществлен в связи с изменившейся концепцией оформления Казанского вокзала после революции 1917 года и остался только в виде подготовительных эскизов.
А. В. Щусев. Казанский вокзал. Фасад зданий на Каланчёвской площади от восьмигранника до котельной. Вариант. 1914-1918. Калька, бумага, графитный карандаш, тушь, перо.
Работа Александра Головина из фондов Театрального музея им. А.А. Бахрушина принадлежала ранее князю Щербатову, - это эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов".
Александр Головин. Эскиз декораций к опере "Борис Годунов", 1908. Создан для постановки Сергея Дягилева в Париже.
В.Д. Кокорин. Виды частей постройки в лесах
В.Д. Фалилеев. Строительство Казанского вокзала. Вид перронного зала в лесах, 1916. МУАР им. Щусева