Забытая история

Mar 24, 2020 13:29



Давно это полуразрушенное сооружение рядом с автостоянкой привлекало наше внимание, но для чего оно предназначалось и какая за ним стоит история было неизвестно. И тут в конце февраля на сайте мэра Москвы прошло сообщение о том, что в Серебряном бору собираются отреставрировать проездную башню, построенную ещё в середине XVIII века. И это строение причислено к памятникам культурного наследия регионального значения.

1. Новость послужила толчком к тому, чтобы узнать подробнее историю этого места, осмотреть территорию вокруг, сфотографировать всё, что можно. Как знать, что получится после восстановления памятника далёкого прошлого...



2. Памятник архитектуры расположен по адресу: ул. Таманская, 2, стр.8. Оказывается, что в этом самом месте, где сейчас конечная остановка троллейбуса № 20, пять веков назад начиналась история русского коневодства. Сведений о коневодстве в России до середины XVIII века сохранилось очень мало из-за того, что в 1737 году во время пожара в Кремле сгорел весь архив Придворного конюшенного ведомства. Однако считается, что первый государственный конный завод в России был основан при Иване III во второй половине XV века именно в селе Хорошево.



3. Известно, что Конюшенный приказ был основан в 1511 году и занимался тем, что обеспечивал лошадьми непосредственно государя. С 1584 года приказом руководил царский конюший Борис Годунов, который после смерти Фёдора Иоановича (1557-1598) занял царский трон. И вот при Годунове Хорошево стало бурно развиваться. На обрывистом берегу появились деревянный дворец и каменный храм.



4. Храм во имя Троицы Живоначальной сохранился до настоящего времени. Предполагается, что он был возведён в 1598 году. Расположенный на высоком подклете храм с симметрично поставленными приделами Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата завершался устремлёнными вверх рядами кокошников и высокими световыми барабанами.



5. В Смутное время начала XVII века Хорошево стало ареной военных действий. Что и отразилось на состоянии конного дела.



6. В 1730-х годах государственное конное дело в России вступило в пору своего расцвета. Было основано около 30 новых заводов, на обустройство которых государство щедро выделяло деньги.



7. Устроение заводов было получено российскому государственному деятелю и дипломату Артемию Петровичу Волынскому (1689-1740), человеку высоких дарований и трагической судьбы. Среди новых заводов числился и Хорошевский. Возникшая одновременно с заводом Конюшенная школа была основана по указу императрицы Анны Иоанновны (1693-1740) от 31 марта 1735 года. (В результате интриг Волынский был обвинён в заговоре против императрицы Анны Иоановны и казнён.)



Императрица Анна Иоановна. Луи Каравак. Портрет неизвестного с камергерским ключом (предположительно Артемий Волынский), 1743. Хойзер (?) Генрих Готлиб.

8. Сначала для содержания породистых лошадей попытались приспособить старые холодные, немощеные конюшни без потолков.



9. Однако требовались новые, более удобные и комфортные помещения для содержания лошадей привозных европейских пород - датских, английских и других. Предстояло перестроить старые хорошевские конюшни.



10. Поэтому одновременно началось строительство нового конюшенного комплекса чуть подальше, за ручьем y границы нынешнего Серебряного Бора. Для подготовки места под строительство в 1737-1739 годах здесь вырубили более трех тысяч деревьев - почти целую рощу. Новые строения завода возводились долго: в 1760-90-е годы. Кроме школы комплекс включал в себя конюшни, казармы, фуражный двор, сараи, амбары, смотрительский дом, заводское управление и кузницу.



11. Вторая половина XVIII века стала для Хорошева временем значительных изменений. Здесь возвели каменный конный завод. Все строения традиционно располагались по периметру большого владения и образовывали замкнутый двор-каре.



12. На плане села Хорошёва, составленном Е.П. Ключарёвым, схематично изображены храм, старый дворец, конюшенный двор, Крестьянская и Конюховая слобода, дорога на Москву, пашни, река и пруд. Конный завод был выстроен в виде замкнутого четырёхугольника с внутренним двором и парадными воротами. Рядом располагался дом шталмейстера.



13. В 1770 на въезде была возведена трехъярусная башня, придавшая заводу парадный вид. Первый этаж её был каменным, два следующих - деревянными, причем второй был сложен из бревен, а третий обит тесом. Башня закрывалась на створчатые ворота с калитками. По обе стороны от неё шли бревенчатые заборы, построенные в 1766 году.



14. В начале XIX века Конный завод по-прежнему играл важную роль в жизни села Хорошева. В Отечественной войне 1812 года село пострадало очень сильно, завод тоже получил колоссальный урон.



15. Конный завод, по-видимому, должен был и дальше сохраняться на этом месте, поскольку в 1835-36 годах архитектор Е.Д. Тюрин разработал вот этот проект Хорошевского конного двора.



16. Впоследствии территория Конного завода была отдана для размещения артиллерийских складов летнего военного лагеря, располагавшегося на Ходынском поле. Конюшенная слобода превратилась в Солдатскую.



17. Однако место это не потеряло и прежнего своего названия, которое периодически фигурировало в поздних документах.



18. В 1850-х деревянные ярусы башни убрали и вместо них сделали простую четырехскатную крышу. В башне разместили гауптвахту и комнату караульного. До наших дней от всего ансамбля конного завода сохранилось лишь одно каменное одноярусное здание - нижняя часть проездной башни с парадными въездными воротами.



19. Рядом на бывшей территории Хорошевского конного завода стоят старые хозяйственные и административные постройки.



20. В доме № 2а, стр.1 находится природоохранное управление Серебряного бора.



21. Рядом - Военный комиссариат СЗАО (Строгино, Хорошёво-Мневники, Щукино).



22. Всё-таки эта территория на протяжении нескольких веков так и остаётся связанной с военными.



Источники информации:
goldmustang.ru ; www.troitsa-horoshevo.ru ; mosopen.ru

москва, Северо-запад, конезавод, Серебряный бор, история России

Previous post Next post
Up