Выставка Гейнсборо в Пушкинском

Jan 09, 2020 18:34



В Музее изобразительных искусств проходит выставка Томаса Гейнсборо, британского живописца XVIII века. В Москву привезли 100 работ из 11 ведущих музеев Великобритании. В коллекциях российских музеев произведений британских живописцев очень мало. К тому же, выставки Гейнсборо никогда не было в России. Так что имеем уникальную возможность увидеть портреты, пейзажи и гравюры Гейнсборо.

Томас Гейнсборо (1727-1788) на момент своей смерти считался одним из величайших живописцев Великобритании. Однако в 1727 году, когда художник появился на свет в городке Садбери графства Саффолк, идея серьезной британской живописной школы только зарождалась. Сын ткача, обанкротившегося, когда будущему художнику было всего шесть лет, Томас Гейнсборо был девятым ребенком в семье. Началом своей карьеры он обязан матери, которая увлекалась живописью, а также родственникам и друзьям семьи, рано заметившим талант мальчика. Благодаря их поддержке в возрасте двенадцати лет он покинул родной город и начал самостоятельную жизнь и обучение в Лондоне.
В лондонском художественном мире 1740-х годов царил Уильям Хогарт, возродивший Академию Святого Мартина, в которой работали и учителя Гейнсборо - французский график Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло, и британский живописец Фрэнсис Хейман. Гейнсборо учился, помогая наставникам в работе в их мастерских. В июле 1746 года Гейнсборо женился на Маргарет Берp (1727-1798), внебрачной дочери герцога Бофорта. В 1749 году он вернулся в родной Садбери, где вскоре родились его дочери Мэри и Маргарет, которые с самого детства стали любимыми моделями художника. Но уже спустя два года семья перебралась соседний город Ипсвич, а в 1758 году обосновалась в Бате - модном курорте и крупнейшем центре светской жизни за пределами Лондона. Он подарил ему друзей-художников, арт-дилеров и, главное,- состоятельных и образованных клиентов. Благодаря им Гейнсборо получил доступ к крупным коллекциям европейской живописи, влияние которой вскоре отразилось в его творчестве. Его мастерская процветала, а в 1768 году Томас Гейнсборо вошел в число первых почетных членов лондонской Королевской академии художеств. Поначалу он продолжал регулярно ездить в Лондон из Бата, однако стремление получить покровительство королевской семьи и стать ведущим живописцем британской столицы в 1774 году привело его к неизбежному возвращению в Лондон.



Томас Гейнсборо (1727-1787). Автопортрет, около 1787. Холст, масло

Хотя Гейнсборо ясно осознавал, что за Королевской академией - будущее британского искусства, он никогда не был по-настоящему преданным членом этой организации. Этому способствовали и серьезные творческие разногласия между Гейнсборо и его неизбежным конкурентом - президентом Королевской академии художеств, Джошуа Рейнолдсом. Летом 1774 года Гейнсборо снял помещение в престижном районе, на улице Пэлл-Мэлл. Это было идеальное место для выставочного зала и студии, и оно блестяще выполнило обе эти функции, когда художник, вошедший в конфронтацию с академией, создал в своей галерее альтернативное выставочное пространство для экспонирования своих шедевров.



В Лондоне к мастеру пришли успех и заслуженное признание. Среди заказчиков Гейнсборо были актеры и музыканты, видные политические деятели и члены королевской семьи. Вместе с тем, его творчество стоит особняком от распространенного в этот период торжественно-парадного стиля, который представлял его coперник Джошуа Рейнолдс. Произведения Гейнсборо, в первую очередь, его пейзажные работы, отличаются эмоциональностью и лиризмом, в полной мере оцененными уже художниками следующего столетия. Спонтанная живописная манера мастера, порой непонятная в его эпоху, принесла ему всемирную известность и любовь зрителей.



Слева - Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом, 1779-1785

На протяжении многих лет Томас Гейнсборо тесно общался с крупнейшими представителями британской культуры. Одаренный музыкант-любитель, он был хорошо знаком с известными британскими композиторами и ведущими исполнителями, дружил с выдающимися иностранными музыкантами. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании гeоргианской эпохи.
Музыкальные занятия оставались для Гейнсборо главным увлечением всей его жизни. Обладая прекрасным слухом, он, по свидетельству современников, мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте. Гейнсборо брался за новые для него инструменты с поразительной смелостью, стремясь попробовать все новые и новые тембровые краски и при этом совершенно не ставя перед собой цели научиться играть профессионально. Скорее, музыкальный инструмент существовал для него как самоценный эстетический объект, совершенный по звучанию и форме. В живописных работах Гейнсборо встречаются практически все распространённые музыкальные инструменты его времени.
Портрет талантливой арфистки и щедрой покровительницы музыкантов Луизы Скрайн (1760-1809) был написан по заказу её мужа, сэра Томаса Кладжа, через год после свадьбы.



Томас Гейнсборо. Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж, 1778. Холст, масло



Фрагмент



Фрагмент

Гейнсборо писал парадные портреты по шесть часов в день длинными кистями, и только стоя.
Джордж Байям (1734-1779), владелец крупных плантаций на Антигуа, запечатлён вместе со своей супругой, урождённой Луизой Батерст, и дочерью Селиной.



Томас Гейнсборо (1727-1788). Портрет семьи Джорджа Байяма, 1762-1786. Холст, масло



Фрагмент



Блестящий портретист, ван Дейк создал тип сословного аристократического портрета, ставшего образцом прежде всего для британской художественной школы.



Антонис ван Дейк (1599-1641). Леди Д'Обиньи и графиня Портленд, конец 1638-начало 1639. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина





Карл Фридрих Абель (1727-1787) - друг художника, композитор и последний виртуоз-исполнитель на виоле да гамба, в тот период окончательно уступившей место виолончели.



Томас Гейнсборо. Портрет Карла Фридриха Абеля, около 1765 года. Холст, масло

Собаки принадлежали Карлу Фридриху Абелю. Картина была преподнесена ему автором в качестве платы за уроки игры на виоле да гамба.



Томас Гейнсборо. Померанский шпиц и щенок, около 1777. Холст, масло



Фрагмент



Фрагмент



Томас Гейнсборо. Холмистый пейзаж с пастухами, овцами и коровами, около 1783. Бумага, мел

На протяжении всей своей жизни Томас Гейнсборо изучал, копировал, реставрировал и даже дополнял картины старых мастеров. Гейнсборо не довелось совершить образовательную поездку на континент, однако, когда круг его клиентов расширился, он смог получить доступ к блестящим собраниям европейской живописи, хранившимся в особняках его заказчиков. Влияние этих полотен наиболее ярко отразилось на развитии его живописного стиля 1780-х годов. Уже в ранних пейзажах Гейнсборо проявилась его увлеченность голландской школой.



Однако постепенно мастер начал отдавать предпочтение творчеству Якоба ван Рейсдала - одного из самых тонких и философски мыслящих представителей голландской пейзажной живописи, видевшего в первозданной, не обжитой человеком природе проявление вечно мудрых законов мироздания. Пейзажи Гейнсборо, созданные в начале 1780-х годов, представляют cобой живописные воплощения драматического царства природы, особый мир, эмоционально созвучный натуре. В этот период художник был увлечен не только полотнами голландских живописцев XVII столетия, но и пейзажами их великого современника, фламандца Петера Пауля Рубенса.



Художник обратился к морской тематике, вероятно, под влиянием друга - живописца Филиппа Джеймса де Лютербурга (1740-1812), прославившего морскими пейзажами.



Томас Гейнсборо. Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками, 1780-1781. Холст, масло



Томас Гейнсборо. Крестьяне, едущие на рынок, 1770-1774. Бумага, мел, гуашь, размывка тушью.

Произведение относится к циклу картин, исполненных Гейнсборо под впечатлением от путешествия в Озёрный край, предпринятого им летом 1783 года.



Томас Гейнсборо. Скалистый пейзаж, 1783. Холст, масло

Работа основана на воспоминаниях художника о горных и холмистых пейзажах Озёрного края, который он посетил летом 1783 года.



Томас Гейнсборо. Пейзаж с холмами и лесными просторами, около 1786. Холст, масло



Фрагмент

Одно из наиболее значительных произведений Гейнсборо начала 1780-х годов, вдохновлённое живописью Клода Лоррена, Гаспара Дюге и Сальватора Розы.



Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со стадом у водоёма. Впервые выставлена в 1782. Холст, масло



Фрагмент

Это один из последних пейзажей, созданных Гейнсборо. Он отказался от выверенной панорамной композиции, сосредоточившись на прихотливо изгибающихся природных формах.



Томас Гейнсборо. Рыночная повозка, 1786. Холст, масло



Фрагмент



Модель, в 1755 году ставшая женой будущего 6-го виконта Трейси, принадлежала к семье Батерс, имевшей огромное политическое влияние на западе страны в середине XVIII века.



Томас Гейнсборо. Портрет Гарриет, виконтессы Трёйси (1722-1795), около 1763. Холст, масло



Левая часть парного портрета дочерей Гейнсборо, представлявшего их в образах крестьянских девочек. Местонахождение второй части, с изображением Мэри, неизвестно.



Томас Гейнсборо. Маргарет Гейнсборо, собирающая колосья, конец 1750-х.Холст, масло



Фрагмент



Фрагмент

На портрете изображена младшая дочь художника Маргарет в возрасте 25 лет. Взгляд Маргарет обращён вверх, напоминая об изображениях святых, взывающих к небесам.



Томас Гейнсборо. Портрет Маргарет, дочери художника, около 1772 года. Холст, масло



Фрагмент



Гертруда, урождённая Дурнфорд, была шестой дочерью доктора богословия. В 1753 году она обвенчалась с Роулендом Алстоном (1725-1791), полковником и будущим бароном.



Томас Гейнсборо. Портрет Гертруды, леди Алстон (1731-1807), около 1787

Портреты мальчика и девочки были когда-то одной картиной, близкой по манере Уильяму Хогарту, чьё творчество оказало влияние на ранние работы Гейнсборо.



Томас Гейнсборо. Портрет девочки, около 1744. Холст, масло



Фрагмент

Вероятно, портрет племянника и ученика художника, Гейнсборо Дюпона (175401797). Питминстер - деревня в графстве Сомерсет, где мальчик мог ассистировать мастеру.



Томас Гейнсборо. Портрет Питминстерского мальчика, 1769. Холст, масло

Усвоив приёмы своего великого предшественника, Лоуренс создал галерею блестящих женских образов и нередко работал для того же круга заказчиков, что и Гейнсборо.



Томас Лоуренс (1769-1830). Портрет Марии Сиддонс, около 1797. Холст, масло. ГМИИ им А.С. Пушкина



Фрагмент



Томас Гейесборо. Портрет Абеля Мойси, не ранее октября 1771 года. Холст, масло

Офицер британского военно-морского флота Джон Уитмор Четвинд изображён в возрасте около тридцати лет, когда он был капитаном корабля Её Величества "Экспедиция".



Томас Гейнсборо. Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда (1754-1788), около 1785



Фрагмент



Творчество великого фламандца Петера Пауля Рубенсв оказало огромное влияние на развитие британской живописи. Работа Гейнсборо "Снятие с креста" является копией центральной части одноимённого алтарного триптиха Рубенса из собора Богоматери в Антверпене. Это один из немногих примеров непосредственного обращения британского живописца к творчеству фламандского мастера.



Томас Гейнсборо. Снятие с креста, 1765-1770. Копия с картины Петера Пауля Рубенса (1577-1640). Холст, масло



Петер Пауль Рубенс (1577-1640). Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пейзаж, написанный в Бате, великолепно передаёт свет заходящего солнца. Композиция полотна основана на рисунке из Музея Ашмолеан, воспроизведённом почти без изменений.



Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали, около 1763-1767. Холст, масло



Фрагмент

Ранний интерес Гейнсборо к портретному и пейзажному жанрам нашёл своё отражение в произведениях так называемого разговорного портрета. Эти работы небольшого формата, исполненные на пейзажном фоне, предоставили мастеру уникальную возможность проявить способности пейзажиста.
Изящный портрет миссис и мисс Кобболд восходит к распространённому в XVIII веке живописному жанру сценки в пейзаже.



Томас Гейнсборо. Портрет миссис Мэри Кобболд и её дочери Энн с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа, около 1752. Холст, масло



Никола Ланкре (1690-1743). Концерт в парке. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Помимо живописи, Гейнсборо занимался графикой - здесь было большое поле для экспериментов. Начинал он с традиционной техники зарисовок свинцовым карандашом, а доходил до того, что вымачивал листы в обезжиренном молоке, чтобы у него по-особому на рисунке расходилась тушь и работа приобретала выразительный блеск.







Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с повозкой и фигурами, около 1786. Бумага, акватинта

Информация и текст кураторов выставки (в сокращённом варианте).

живопись, москва, музей изобразительных искусств, выставка

Previous post Next post
Up