Силуэт и Фасад. Палладио в Виченце

Jul 31, 2019 12:00



Если ехать в Виченцу на машине, то уже с дороги можно увидеть виллы, которые строились вокруг города начиная с XVI века. Они то вдруг показываются на холмах, то прячутся среди деревьев. Вот так и мы увидели первый раз на вершине одного из холмов Ротонду. Ту самую виллу, которая считается  кульминацией в поисках Палладио абсолютной красоты и гармонии. Остановились, чтобы сделать пару кадров этого единства природы и архитектуры.

1. Ротонда так естественно вписывается в сельский пейзаж, возвышаясь над холмом, что кажется - всё это было создано вместе и сразу. Все линии пологого холма сходятся у лестниц портиков, с четырёх сторон открытых пространству. Лестница каждого портика украшена статуями античных божеств, а сами портики поддерживают по шесть колонн ионического ордера.Четырежды повторённый фасад - это не просто дань симметрии, но и прекрасный приём, связывающий здание с ландшафтом.



2. В 1565 году священник Паоло Альмерико решил вернуться из Ватикана в родную Виченцу и выстроить себе там сельский особняк. Этот дом и стал одним из самых великих и знаменитых творений Палладио в мире архитектуры. Вилла была построена в 1551-1591 годах, достраивал её Скамоцци - ученик и последователь Палладио. Сейчас она тоже является частной собственностью.



Центральный круглый зал перекрыт плоским куполом, освещённым световым фонарём. По углам квадратного в плане здания расположены четыре больших зала. Они соединены между собой анфиладой небольших проходных комнат, идущих вокруг здания. Фактически вилла представляет собой некий вариант бельведера, так как жилых помещений в ней немного, и они разместились в невысоком аттике. С четырёх сторон здания расположены стройные портики, к которым ведут пологие лестницы, со скульптурой над фронтоном. В плане вилла Ротонда абсолютно симметрична.



Фото: commons.wikimedia.org , plan by Bertotti Scamozzi, 1778

Макет этой виллы, как и всех других творений Палладио, можно увидеть во дворце Барбарано, сейчас это музей архитектора и Международный центр изучения архитектуры Андреа Палладио.



Фото: www.vicenzatoday.it

3. Внутри находятся деревянные модели и отливки, сделанные в ходе выставки Палладио в семидесятых годах, компьютерные модели, мультимедиа и исторические документальные фильмы о Палладио и реставрации.



Сам дворец был построен в 1570-1575 годах для местного аристократа Монтано Барбарано. Это единственный большой дворец в Виченце, полностью возведённый самим Палладио, и кроме того - одно из типичных произведений зодчего. В первом этаже принят ионический ордер, во втором - коринфский, ещё есть аттиковый этаж. Вместо пилястр приняты полуколонны. Симметрия фасада сбита аркой.



Фасад палаццо Барбарано - музея Палладио. Фото

4. Нижний этаж рустован; над окнами первого этажа применены филенки с барельефами, над окнами же второго этажа - чередующиеся треугольные и дугообразные фронтончики с находящимися на них фигурами; под окнами - небольшие балкончики, поставленные на выступ карниза. Выглядит роскошно, но рассмотреть его на узкой улице трудно.



5. Известно, что Барбарано просил Палладио принять во внимание различные строения, принадлежавшие семейству рядом со строительством. Более того, уже после завершения проекта дворца, Барбарано приобрел ещё один дом, что как раз и стало причиной асимметричного расположения главного портала.



6. Палладио не оставил на здании ни одной гладкой поверхности: даже простенки между оконными наличниками и ордерами украшены гирляндами и предметами военного снаряжения.



7.



8. Темы орнаментальных мотивов на фасаде взяты из античности.



9.



Каменщик, который стал основателем классического стиля в архитектуре, Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. В 1524 году переселился в Виченцу, где вступил в цех каменщиков и с помощью мецената, гуманиста Джан-Джорджо Триссино начал изучать архитектуру. Ездил в Верону, в Рим и другие города, где обмерял и зарисовывал античные и современные сооружения, памятники, учил наизусть "Десять книг об архитектуре" Витрувия. Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Триссино. Настоящее имя - Андреа ди Пьетро делла Гондола, показалось Триссино неинтересным для талантливого молодого архитектора. Тогда он вспомнил про Палладион - легендарную скульптуру Афины Паллады.



Портрет Палладио из музея. Фото

10. И ещё несколько зданий Палладио в Виченце. В самом центре на площади Дей Синьори возвышается знаменитая Базилика Палладио (1549) - его первое самостоятельное произведение и гордость Виченцы.



11. Ядро здания составляет незавершённый Палаццо делла Раджоне XV века, похожий на падуанский. По предложению Палладио, старое здание было окружено двухъярусной галереей. Лес колонн, ритм арок - создают двойной эффект: здание кажется монументальным и в то же время лёгким, изысканным.



12. На верхней балюстраде над капителями колонн расположены скульптуры, они придают всему зданию парадную торжественность.



13. В ансамбль площади входят и дворцы напротив базилики. Один из них Палаццо дель Капитанио (1571) - поздняя работа Палладио. Это традиционное для Северной Италии здание с открытой лоджией внизу и залом на втором этаже. Дворец не был закончен, но его фрагмент оставляет впечатление завершённости.



14. Неподалёку от Базилики находится Палаццо Кьерикати (1550-1558). Его фасад открыт двумя ярусами глубокой лоджии.  Сейчас здесь находится муниципальный музей Виченцы, в коллекции которого преобладают произведения художников Северной Италии.



15. Серию дворцов в конце Корсо Андреа Палладио завершает довольно странный Палаццо Порто-Бреганце, который построил Скамоцци по проекту Палладио. Всего лишь три колонны на высоком основании несут могучий карниз. Дворец выглядит как фрагмент большого здания, однако в нём налицо все признаки стиля Палладио.



Источники информации:
famous.totalarch.com , www.admagazine.ru , www.palladiomuseum.org

Палладио, #виченца, Италия, архитектура, #италия, Виченца, путешествие

Previous post Next post
Up