Хузгунская поляна

Jul 16, 2018 07:17

Осмотрев древние "таврские ящики" - дольмены, наша компания двинулась дальше. Узкая тропинка вела через густой подлесок. Ветки кустарников и небольших деревьев тесно переплетались друг с другом, но это продолжалось недолго. Тропа влилась в довольно широкую грунтовую дорогу, ведущую на юго-запад от села Красносёловки.
Через некоторое время, эта дорога должна привести нас на Хузгунскую поляну.

Как я уже написала в предыдущей заметке, село Красносёловка расположено на юге Белогорского района, в чудесной предгорной местности. Оно удалено от города Белогорска на 14 километров. Туристические маршруты, начинаясь в Красносёловке, ведут на турстоянки Нижний и Верхний Кокасан, на гору Кара-Тепе, к Арпатскому водопаду, к Ускутским водопадам и, даже, на загадочное плато Караби-Яйла. Выбор немаленький! В этом году я, к тому же, узнала, что недалеко от Красносёловки находится высокогорная Хузгунская поляна. Поделившись этим открытием с братом и услышав от него, что там обязательно стоит побывать, я начала планировать поход. В апреле попасть на Хузгунскую поляну не получилось, но это и к лучшему: погода тогда была не очень хорошей. Зато в середине мая - другое дело! В прекрасный выходной день мы с Лёшей и Сашей, и Лёня с Машей выехали из Судака в сторону Белогорска. Предвкушение прогулки наполняло радостью!
На окраине Белогорска, от основной трассы отходит поворот на юг (ближайшее село - Криничное). Едем "вниз" до самой  Красносёловки. Кстати, автомобильная дорога не заканчивается в Красносёловке: за селом продолжается узкий горный серпантин, и тот, кто рискнёт его преодолеть, окажется в селе Приветном (Ускут), на берегу моря! А в середине села, не доезжая до последнего моста через реку Танасу, можно заметить начало грунтовой дороги. Она сразу скрывается в лесу и уводит куда-то на юго-запад. Долго ли, коротко ли идти по ней - зависит от привычек путника. Но, в итоге, дорога приведёт на восточные отроги Караби-Яйлы. И, один из этих нижних отрогов - это Хузгунская поляна.
Протяжённость маршрута до Хузгунской поляны и обратно - примерно 11 километров.
Итак, сначала мы посетили дольмены Красносёловки, а после - ступили на дорогу!..

Дорога мне сразу же очень понравилась. Думаю, всем нам было интересно по ней идти!
Лёша удивляется пластам горной породы, которая похожа на рукотворную каменную кладку:

Я довольна: идти по дороге так приятно! Она спокойно понимается вверх. По бокам растут дубы, грабы, рябины, скумпия... Сейчас пройдём ещё несколько десятков метров, и попадём в любимый буковый лес.С видом на гору Кара-Тепе:

Кара-Тепе - высокая гора (832 м над ур.моря). Её название переводится как "чёрная вершина". Слово "чёрный" (кара) часто встречается в названиях крымских гор. Одно из объяснений этому, такое: горы, поросшие высоким буковым лесом, в холодное время года кажутся тёмными - почти чёрными.

Сегодня всё вокруг не чёрное, а зелёное - до того жизнерадостное!

Буковый лес!..

Пыльцеголовник длиннолистный (сем.Орхидные) - редкий вид

Часто замечаю красивые буки и дубы. Их густую листву пронизывает мягкий солнечный свет...

Симпатичные, но, наверное, несъедобные грибочки:

Лёша, знаток орнитологии, не одобряет: много скворечников, установленных на одном дереве - это совершенно бесполезно для птиц. Лесные птички не живут колониями.

Ятрышник пурпурный:

Подъёмы дороги были не крутые и преодолевались почти незаметно. Наш поход начался на высоте 350 метров над уровнем моря, а, спустя примерно 4 километра пути, мы поднялись на высоту почти 700 метров. Хузгунская поляна находится ещё как минимум на 100 метров выше. Мне кажется, я могла бы идти по такому приятному лесу хоть целый день! Но, всё же, именно ожидание, что вот-вот появится "свет в конце туннеля", очень окрыляло! На вопрос Лёши - когда же это случится - я уверенно ответила, что к 14-ти часам мы точно будем на Хузгунской поляне.

И правда, дорога под пологом леса в конце-концов закончилась. На последнем подъёме я спешила впереди всех, предчувствуя простор... Дорога выровнялась. Появилась опушка леса: к буковым деревьям присоединились невысокие клёны и рябины... И забрезжил тот самый "свет в конце туннеля"!

На часах было 13 часов дня, 53 минуты!
Все мы выходим на Хузгунскую поляну.

На противоположной стороне красносёловской долины темнеет гора Кара-Тепе:

Да, с высоты Хузгунской поляны нам видна вершина Кара-Тепе и, далеко на севере, - Белая Скала. Остальные примечательные виды пока скрыты горбатым склоном самой поляны. Что за ним? Где Караби-Яйла? Надо бы выяснить.

Но, сперва, - привал!
Как всегда, в таком походе обязателен чай из термоса, с шоколадкой.
Домашний банановый пирог, сыр, колбаса, огурцы и прочее в ассортименте!

Маленький ароматный шиповник:

Дальше события развивались таким образом: Саша не стал долго отдыхать, а пошёл на разведку вперёд по дороге. Ведь Хузгунская поляна известна вовсе не тем, что она - поляна! Нет, главное на ней - это смотровая площадка, Хузгунские скалы (Кузгунны-Каясы). Скалы находятся в южной части поляны, до них идти около километра. Туда-то Саша и отправился. Я тоже не стала долго сидеть на месте и вскоре спросила Машу, не хочет ли она ещё немного прогуляться. Машу уговаривать не пришлось! Оставив Лёню и Лёшу загорать на солнышке, мы с Машей отправились вслед за Сашей.

Боярышник цветёт:

О-о! Вот что обязательно нужно было увидеть в этот день: горы Шуври-Кая и Хриколь, и перевал Каллистон между ними!

Оказалось, что Хузгунская поляна - это большая всхолмленная вершина, частично покрытая лесом и вытянутая с севера на юг. Она соседствует с более высоким плато Караби. Дорога на Караби-Яйлу поворачивает с поляны на запад. А к живописной смотровой площадке Хузгуна ведёт неширокая тропа в юго-восточном направлении.
Мы с Машей остановились где-то в центральной части поляны, разглядывая окрестности......Тем временем, Саша уже стоял возле самих Хузгунских скал!

Когда я позвонила брату, он сказал, что этот скалистый обрыв совсем рядом... И, тогда, мы с Машей тоже поспешили к скалам. Жаль, что возвращаться за Лёшей и Лёней не хватало времени. Но они и так неплохо устроились на поляне, даже решили вздремнуть.

Идём на юг. Справа тянутся восточные отроги Караби-Яйлы.

Листья липы:

Выглядывает вершина горы Хриколь:

Ещё шаг, и ещё один, и вот уже макушки окрестных гор появляются над краем Хузгунской поляны, а потом - вся местность целиком! Скалистые обрывы и распахивающийся от них простор напомнили мне Эклизи-Бурун (Чатыр-Даг).

Общий вид на юг с высоты Хузгунских скал:

А теперь - подробнее.
Отроги Караби - Топарчих-Хыр (1041 м) и Аранлы (999,9 м):

Хузгун (кузгун) в переводе с тюркского - ворон. Значит, мы сейчас зашли на самый край Поляны Воронов! Птицы, ау!.. Мы часто наблюдаем в горах крупных чёрных птиц - воронов, но в этот раз их не заметили. Может быть, из-за того, что сейчас на краю скалистого обрыва сильно дул ветер...
Высота Хузгунских скал - 860 метров над уровнем моря. Кстати, море оттуда видно в небольшой просвет между горами Хургуч и Шуври-Кая! Далёкий морской горизонт... А ближе к нам расстилается другое море - лесное. Деревьями поросло всё: и ущелья, и склоны гор, и вершины... Только кое-где на горах есть прогалины и светлые скальные выступы.

Слева Хургуч, справа Шуври-Кая, а между ними море:

Шуври-Кая и Хриколь, меж ними - притягательный перевал Каллистон:

Маша спустилась немного ниже и сделала завораживающие снимки Хузгунских скал:

Западный склон горы Хриколь упирается в ущелье Тырхалу-Дере.
Там же находится перевал Узкие ворота, а ещё чуть западнее - Большие ворота Караби.

Крупным планом гора Шуври-Кая (Катран-Яккан-Тепе, высота 1015 м):

Хриколь (Хрыколь, высота 1036 м):

Под горой Хургуч (911 м) видим понижение местности - это перевал Алакат-Богаз, на котором мы все уже побывали в начале весны.
На дальнем плане - море...

Рассматриваем восточное направление:

Лес, лес, лес! Трудно угадать даже, что среди этого сплошного лесного ковра лентой вьётся дорога к Приветному, а по склонам гор проложены туристические маршруты.
Вдалеке, за несколькими хребтами, можно разглядеть большой зубец Кокташ:

Здесь в кадр попали Маша и гора Сори - Сахарная Головка (справа вверху):

Наслаждаемся всей этой красотой, запоминаем...

Ветер всё дул и дул, и врезался в скалы, и трепал кроны деревьев. И бежало вперёд время. Сильно ли мы здесь задержались? Я посмотрела на часы: оказалось, мы провели на краю Хузгунской поляны всего десять минут. Однако, сколько всего увидели своими глазами!.. Живая картина соединилась с теми фотографиями и описаниями, которые я нашла ранее в интернете. Ещё один уголок Крыма стал знакомым и родным!

Что делать, пришлось попрощаться с Хузгунскими скалами и возвращаться к месту привала.

Поделившись впечатлениями с Лёшей и Лёней, мы собрались и пошли обратно по той же дороге. Перед этим ещё пересеклись с группой джиперов, ехавших с Караби-Яйлы. Это были единственные встреченные в тот день туристы, и то - на колёсах.
Спуск вниз с Хузгунской поляны пролетел как один миг. Вот мы уже у машины. На Красносёловку падали косые солнечные лучи... Медленно, но верно приближался вечер. Пора на отдых, домой, ведь завтра начнётся очередная рабочая неделя... Но, без сомнения, ещё много будних дней будут скрашены яркими воспоминаниями о Хузгунской поляне!

13 мая 2018 г.

Каллистон, Ени-Сала, Хузгунская поляна, Белогорский район, Караби, Хузгунские скалы, Красносёловка, Хриколь, Шуври-Кая, Крым