Вокруг горы Кокташ

Dec 14, 2017 16:13

"Ой, полным полна коробушка..." - чего только нет возле горы Кокташ: поля, леса, пруды... орехи, ягоды, плоды...
Октябрьский поход по тем местам получился то ли гастрономическим, то ли природоведческим.

Коктебель, Кокасан, а теперь Кокташ - один за другим, мы с Лёшей посетили места, названия которых романтически окрашены в синие тона (тюрк."кок" - синий, голубой, небесный).
В начале октября в природе царило какое-то "послелетие". Осень не очень спешила к нам, а только заглядывала ненадолго в гости: внезапно могла разыграться непогода, но после неё снова светило жаркое солнце. Однако, ночи постепенно становились длиннее и холоднее. Я поняла, что надо ловить момент, и предложила отправиться в поход с ночёвкой. Намеченный изначально маршрут в течение прогулки изменился, так что, в итоге мы провели целые сутки в районе горы Кокташ.
Приехали мы в Синекаменку на автобусе (вернее, высадились из него на повороте, а потом 3 километра шли до села). В середине дня погода была совершенно летняя, мы упарились. Зато глаза видели осень: созревшие яблоки (вроде "кандиль"), рясную алычу и орехи, какие там грецкие орехи прекрасные! Невозможно было пройти мимо - Лёша набил ими все карманы.

На поле за Синекаменкой пришлось остановиться и упаковать как-нибудь всю тёплую одежду. Солнце светит - хоть загорай!
Тр-тр-тр - протарахтел по полю трактор, который вёл мальчик лет десяти. Юный водитель и ещё пара ребят-пассажиров задержали на нас любопытные взгляды. Вот это крутая игрушка - трактор, это вам не планшет какой-нибудь!

Лёша демонстрирует собранный урожай грецких орехов:

Когда мы подошли к опушке леса, там нас встретили деревья с первым отпечатком осени.

Зато дальше - ещё совсем зелёные буки!

До вершины горы Кокташ идти вроде бы и не долго, но и не так быстро, как мне казалось. Двигаясь всё время вверх, останавливаясь на развилках дороги, мы потратили на подъём 2 часа.

Осень знает толк в драгоценных украшениях...

Кокташ - чуть ли не единственная открытая вершина в этих краях. С "небесного камня" можно окинуть взглядом все окрестности.

Поднимаемся на высоту 804 метра над уровнем моря...

...и видим на юго-востоке - судакские горы в районе Междуречья...

...на северо-востоке - меловую гору Бор-Кая и, чуть ближе, село Земляничное...

...а прямо за нами - село Синекаменка:

И так, оборачиваясь вокруг своей оси, мы смотрели на все стороны света.

Наверху было не очень спокойно: рядом с нами гулял ветер.

Море - там! Вдали виднеется небольшая полоска морского горизонта:

Вершина горы Кокташ - это притягательная, эффектная, но не слишком большая скала. После любования видами мы спустились обратно к её подножию, где мягко стелилась сухая трава, и там устроили себе поздний обед.

Дары осени пришлись очень кстати!

Безоблачный день неуловимо превратился в облачный вечер... Я снова поднялась на скалу Кокташ, чтобы успеть снять оттуда закат солнца.

Но, всего пару минут солнце светило сквозь облака. Солнечные лучи в последний раз скользнули по лесу... и всё погасло.

Ещё во время пикника мы пришли к соглашению, что идти дальше слишком поздно. Плохо, если темнота застанет нас в каком-то неподходящем месте. Стоит ли сейчас покидать симпатичную и, так сказать, знаковую вершину Кокташа? Точно нет.
В это время, со стороны Земляничного, к нам подошли трое опытных туристов. Один из них подтвердил, что остаться наверху будет лучшим решением, так как в низинах ночью холоднее. А мне и не хотелось возвращаться лес и ночевать в окружении буков, на поляне. Я люблю простор, пусть даже ветреный.
Скоро туристы ушли (у них по плану был перевал Маски, хотя времени, чтобы  дойти туда засветло, уже не оставалось), а мы начали расставлять палатку, привязывая её дополнительно к деревянным колышкам и к веткам.

Ветер всё крепчал, но палатку мы закрепили хорошо, поэтому внутри неё он почти не чувствовался.
Перед тем, как окончательно забраться в палатку, мы поднялись по горе чуть выше и смотрели на горящие в темноте огоньки ближайших сёл. Довольно ярко светилось Земляничное, светились фары машин на дороге, а за хребтом на северо-западе небольшое зарево выдавало город Белогорск. С западной стороны от Кокташа совсем слабо помигивало село Поворотное. Луна пока не взошла. Ветер, пахнущий лесом, согревал и оживлял черноту...
В палатке мы удобно разложили вещи и ещё раз покушали. Тёплая одежда, спальник и почти полный термос горячего чая внушали уверенность, что ночью мы не замёрзнем! Меня больше всего занимало, смогу ли я заснуть в таких условиях. Вроде бы, отправляться на боковую в восемь вечера рановато. Но, оказалось, время летит быстро и сон приходит легко. Заснула я в Лёшином жилете, замотав шарфом всю голову. Помню, что выглядывала последний раз в темноту, а там - только яркая луна посреди чёрного неба.
Лёша положил рядом с собой крепкую палку. Так, на всякий случай! Вдруг что-то или кто-то побеспокоит нас ночью?..
И, ведь, действительно побеспокоило (но палка не понадобилась, сразу скажу): около полуночи я проснулась, услышав приглушённые мужские голоса. Кто-то шёл мимо нашей палатки, под светом луны... Фонарей я не заметила, о чём разговор - тоже спросонья не поняла. Так же и Лёша ощутил лишь близкое присутствие людей. Наверное, если бы голоса остановились, то пришлось бы выглядывать и знакомиться. Но они прошли не задерживаясь, ведь здесь - единственная тропинка через вершину горы Кокташ. Кто это был, до сих пор любопытно узнать...

В общем, ночёвка удалась. Смотрите, вот и утро!
Когда я проснулась, уже забрезжил рассвет - скорей, фотоаппарат в руки и наружу!..

Лёша провожает меня, а  сам вылезать из палатки пока не хочет.

Вот он, миг рассветный: солнце поднимается из-за склонов горы Сугут-Оба и тут же скрывается за облаками...

Я обернулась в противоположную сторону и увидела прекрасную картину: небо, облака, Луна - такие яркие, такие утренние! Люблю утро!

Вернулась к палатке.

Ку-ку!

Завтрак, распитие тёплого чая и сворачивание палатки заняло у нас немало времени. Мы успели привыкнуть к этому уютному пятачку на Кокташе, как к собственому дому! С одной стороны нас защищал от ветра орешник,с другой - густой низкорослый лес. Хорошенькая зарянка часто тинькала и перепрыгивала неподалёку с ветки на ветку. Среди травы под палаткой скрывался камень, и коврики всё время расползались, но это были единственные маленькие минусы ночёвки.

Перед тем, как собрать все вещи и покинуть Кокташ, мы ещё раз поднялись на его вершину.
Рассвет оттуда я не снимала, потому что... не была готова тогда бороться с ветром! Он сносил с ног!
Теперь мы тщательно упаковались в одежду и аккуратно пошли вверх, держась подальше от края скалы.

На плоской скалисто-травянистой вершине я почти сразу свалилась. Лёша удержался.

Можно было даже расслабиться и "прилечь" на ветер. По крайней мере, у Лёши это получилось.

Сняв кучу фотографий со смешными позами, я поковыляла вниз. Вот так Кокташ!

Горы и долины просыпаются:

Начался новый день. И нам пора было двигаться куда-то дальше. В первую очередь - спускаемся с Кокташа на дорогу, проходящую под его южным склоном.
По пути, знаю, есть местечко, откуда хорошо виден сам "синий камень":

При свете разгорающегося дня Кокташ не синий, а желтовато-серый - типичный коралловый известняк.

Где-то в расщелине скалы есть родник, но его не найти, не зная точного местоположения.

Хорош лес на Кокташе: то и дело встречались нам красивые мощные дубы, буки... С некоторыми хотелось обстоятельно поздороваться...

Дорога под Кокташем, по которой мы идём на запад:

Прошли через целую клумбу физалиса:

Лёша доволен: он нашёл вкусный кизил!

Кизиловых деревьев в этом лесу довольно много, но не каждое успело дать такой хороший урожай. Эти тёмно-красные плоды были просто высший класс!

Дорога длится... Развилки, боковые ответвления... Здесь совсем незнакомые нам места, мобильной связи нет, и, вообще, телефоны почти сели за ночь. Двигаемся в сторону села Поворотного - куда-то да придём.

Куда бы мы ни шли, в лесу было очень приятно, красиво, душисто...

Кора дуба:

Под дубом земля была усеяна его листочками и непонятными "яблочками".
Это галлы, или "чернильные орешки", которые образуются в мягких тканях листа под воздействием личинки насекомого орехотворки. Пишут, что галлы не угрожают жизни дерева. А для человечества - так вообще очень полезны.

Сколько зелёной листвы! Душа радуется - нам кажется, что вся осень в этом году будет мягкой, тёплой!

А вот и свет в конце лесного туннеля: мы вышли в какое-то поле.

Обернулись... Кокташ позади, большой участок леса пройден...

А время-то уже обеденное. Посреди поля, хорошо нагретого солнцем, мы остановились на отдых, достали остатки провианта, кушали и делились впечатлениями...
В воздухе плясала мошкара. Под солнечными лучами нам становилось всё жарче и жарче.
За полем мы видели дорогу и проезжающие изредка машины. Это была та самая дорогая, по которой мы сами не так давно ехали, следуя в каньон Кокасан. А в этот раз мы без колёс, поэтому крайне важно поймать попутку! Я уверила Лёшу, что до трассы, где ездят автобусы в Судак, идти далеко (восемь километров).

В поле - всякая живность. Мышиные норки, пасущиеся коровы, красивая хищная птица сарыч на сухом тополе. Улетел, как только я сделала пару лишних шагов, строго держит дистанцию!
Скорее всего, есть там и клещи. Крошечных чёрных, к сожалению, трудно вовремя заметить.

Отдыхали мы вблизи слияния рек Соллар и Кучук-Карасу. Но, в этот момент слияние можно было только воображать, ведь оба русла - совсем сухие.
Минуя раскидистую иву, мы перешли "реку" и попали в яблоневый сад. Лёша нашёл несколько яблок с побитыми бочками (видимо, их пробовали вороны или другие птицы). Интересно, каким был урожай и где он сейчас?
Сад тянулся вдоль дороги. Мы вышли на неё: сзади находилось село Поворотное, спереди - село Красная Слобода.
Вскоре мы забрались в попутную машину, доехали до основной трассы, затем долго ждали подходящий нам автобус. С пересадкой в Грушевке, добрались до Судака к вечеру. А перед глазами по-прежнему стояли ветреный Кокташ, добрый лес и тёплое поле.