Лесное - Орта-Сырт: в лесу и на вершинах

Apr 20, 2017 13:42

"Первого апреля - никому не верю!" - все знают эту присказку. И всё же, я надеялась, что в этот день погода не будет жестоко шутить над нами, и наш давно запланированный поход на хребет Орта-Сырт обязательно состоится. Так и случилось. После марта, наскучившего унылой погодой, солнечное и тёплое первое апреля казалось настоящим праздником! Наконец-то можно идти в поход на весь день!
Орта-Сырт - это хребет, по которому интересно пройтись в любое время года. Пожалуй, самая красота - в мае-июне... Но, и в начале апреля там есть на что посмотреть!..

В поход собралась маленькая весёлая компания - я, Маша и Саша.
С утра мы приехали в симпатичное село Лесное, в котором начинается наш маршрут. А оттуда Сашин друг подбросил нас в лес на джипе - так мы сократили около четырёх километров пути. После этого нас ждала череда небольших подъёмов, ведущих к горе Большой Чатал и короткий привальчик у родника со скифским названием "Акинак".

Деревья в эту пору ещё совершенно голые, солнечный свет прорывается сквозь переплетение ветвей и стволов, и резкими, яркими полосами ложится на землю. Возле ручейков и на пригорках, среди вороха сухих листьев греются нежные первоцветы...

А на открытых склонах Большого Чатала - прекрасная сон-трава!

Это наш собственный, крымский вид сон-травы - прострел крымский.

Приветствует нас, распустив пушистые венчики...

Склоны окрестных гор залиты солнцем. Вслед за сон-травой потихоньку проклёвываются другие цветы и травы, среди них снуют клопы-солдатики в ярко-красных "кафтанах", чуть выше над прогретой землёй пляшет мошкара... Кажется - всё, мы дождались постоянного тепла, но - нет. Нет, нынешняя весна, одним словом - холодная (например, 19 апреля в Крыму выпал снег!). Жаль. Но, сейчас речь не об этом...

На скалах Большого Чатала растут живописные сосны. Сочная зелень на фоне серого камня выглядит очень красиво! Так же ласкает взгляд таинственный сиреневый цвет прострелов. Эти картины уже привлекали меня ранее...

Впереди, на западе - хребет, по которому мы пойдём через некоторое время. А далеко за ним белеет снег на вершинах Бабуган-яйлы...

На Большой Чатал мы свернули, потому что мне очень хотелось показать Маше открывающиеся отсюда виды. Зубцы этой горы возвышаются высоко над лесным ковром и над урочищем Карагач. Только с северо-запада Чатал прикрыт более высокими горами, которые местные жители называют просто "яйла".

На востоке - село Лесное, гора-скала Смаил (или Пика):

На севере - меловая скала Бор-Кая:

Над верховьями урочища Карагач. Позади - хребет Орта-Сырт:

Большой Чатал (тюрк."чатал" - вилы, рогулька) местные жители зовут Кошкой. И точно, поднявшись на вершину горы, мы увидели озорные кошачьи ушки!
Солнце бескомпромиссно светило прямо в объектив, поэтому, пейзажи я почти не фотографировала. Когда-нибудь надо прийти в гости к Кошке в правильное время и уделить ей побольше внимания...

Весна царит в просторе синем,
Смягчая силуэты гор
И непроявленностью линий,
И недосказанностью форм.
...
                                      /В.Рыков/

В этот раз всё моё внимание - прострелам!

Выпив чая возле озорных ушек, мы покинули Большой Чатал и вернулись на дорогу. Дальше - четыре километра пути на запад, до поворота к хребту Орта-Сырт.

С удовольствием идём по уютной лесной аллее...

На северном склоне Демерджинын-Тепеси, на высоте около 700 метров над уровнем моря, нам встретились ещё свеженькие подснежники!

Подснежник в юбке:

Начала цвести хохлатка Маршалла:

Клещ-краснотелка - единственный клещ, которого мы заметили в этот день. Кажется, в наших краях гораздо меньше клещей, чем, например, в степном Крыму.

Всюду-всюду первоцветы:

Время было обеденное, когда мы оказались неподалёку от поворота на Орта-Сырт. Аппетит уже нагуляли, поэтому решили остановиться в берёзово-сосновой рощице и организовать пикник.

Интересная тогда была "атмосфера", сонная: солнце сияло в зените, а вокруг - полная тишина. Даже ветер не шумел в ветвях, только из соседнего оврага доносилось журчание ручья. Ещё не наступило то время, когда вовсю распевают птицы, жужжат и стрекочут насекомые - всё только начинается...
Вода струится из недр хребта Хамбал и выходит здесь на поверхность, прямо возле дороги. >> (родник Камбал)

Недавно родник кто-то обустроил: теперь вода бежит по пластиковой трубе.

Под хребтом Хамбал:

Мимо зарослей терновника (жаль, тогда они ещё не цвели) мы проходим к "домику" и поворачиваем строго на юг. Вперёд, только вперёд, на Орта-Сырт!

Слева промелькнула турстоянка Ай-Серез, окруженная берёзами, а справа - звонкий водопад...

И - простор!..
Синеют горы, золотится цветущий кизил, светится на солнце волшебная сон-трава!

На самой северной вершине хребта, Лялель-Оба (777 м), я  бываю всегда с огромным удовольствием. Вокруг неё столько свободы! Россыпь гор - как на ладони. Сразу смотрю: на месте ли скала Кокташ, выныривающая из леса на западе, на месте ли "медведь" и "крокодил" (мысы Аю-Даг и Меганом), Судак и Междуречье...

Ближе к концу апреля весна воцарится здесь полностью...

В путь!.. Четыре километра - по хребту!

Покинутая Лялель-Оба:

Ящерка кинулась было в сторону от меня, но любопытство пересилило...

"И я там был!". Вот доказательство:

Над долиной Ай-Серез. Кстати, так же хорош вид и с противоположного хребта - обязательно покажу вскоре!

Оглядываемся назад: хребет стремится на север, к Хамбалу и горе Сугут-Оба. Слева раскинулась гора Улан-Кая.

Скалистая вершина Сунгурэгрек-Кая (723 м):

Ушастый Большой Чатал, который мы проведали утром, с этой стороны похож не на кошку, а на человеческий профиль:

Село Междуречье, Ай-Серез, утонуло в солнечных лучах:

Перед горой Теркез-Оба (773м):

Типичная для Судака картина: низкорослый лес, прогалины, сосновые насаждения на террасах и, обязательно, какая-нибудь скала.

Горы Сунгурэгрек-Кая и Теркез-Оба разделены седловиной:

Наша замечательная тропинка...

Изрезанный складками хребет уже начал собирать предвечерние тени.

Вечер похода преподнёс нам подарок - ещё один очаровательный букетик сон-травы:

Сиреневые птенчики:

До следующих встреч, сон-трава!

Шаг за шагом мы приближаемся к Кутлакской долине, уже скоро начнётся спуск в неё... Но, так хочется отсрочить этот момент, и мы решаем - надо ещё посидеть, попить чай с печеньем, да получше запомнить первый весенний поход...

Гора Юхары-Теркез (761 м), от которой уже рукой подать до дома:

С последней (юго-восточной) вершины хребта тропа (а потом - грунтовая дорога) уходит в урочище Карагач. Но, там - лес да лес. Мне больше нравится спускаться в Кутлакскую долину, хотя эта тропинка может показаться менее удобной.

Вниз, по пригоркам:

А вот и первые ирисы этого года! Уже расцвели на склоне, который развернут к солнцу подобно солнечной батарее:

Меж гор началась борьба света и тени:

Победили облака... Солнце уже скрылось за ними, когда мы окончательно спустились со склонов хребта и вышли на шоссе в Кутлакской долине. Наступали  первые мгновения сумерек.  Позади нас остался Орта-Сырт, а впереди  ждал приятный отдых и отличное настроение!