Величественный уснувший вулкан - Кара-Даг

Sep 19, 2016 09:58

Знаменитый вулканический массив Кара-Даг находится в Восточном Крыму, у посёлка Курортное (вернее, посёлок появился там, благодаря Кара-Дагу). К западу от него раскинулось побережье, которое замыкается мысом Меганом (за ним - город Судак), а с восточной стороны к спящему вулкану прижался посёлок Коктебель (многие, по старой памяти, называют его Планерским). За Коктебелем, за велюровыми хребтами - город Феодосия.
Стоит увидеть собственными глазами, как сильно отличается Кара-Даг от всей, всей окружающей местности! Разве что флору - дубочки, грабинник, можжевельник, разные цветы и кустарники - можно увидеть и в других крымских горах. Но, зато, скалы и рельеф Кара-Дага, его горная порода, фактура и краски - очень редкое зрелище!

Прогулка по уснувшему 150 миллионов лет назад вулкану начинается на территории Карадагской биостанции - научного учреждения, основанного более ста лет назад. В тёплое время года тут работает Карадагский дельфинарий.
Между зданиями разбит небольшой ботанический сад, по которому приятно пройтись в ожидании начала экскурсии. В мае здесь цветут спирея, багрянник, ирисы, сирень, глициния, тамариск. На старенький асфальт и мозаику, которая изображает резвящихся дельфинов, падает тень от сосен, фисташки, сливы, грецкого ореха и айланта...

Узнав в кассе, когда начнётся сбор очередной группы (ориентировочное расписание: 8:00, 10:00, 12:00, 14:00, но лучше уточнить заранее по телефону (36562) 26-287), мы отправились гулять по парку. В запасе был целый час.

Люди, которые приехали своим ходом, обычно волнуются, и по несколько раз уточняют, сколько времени им придётся ждать, прежде чем взойти на Кара-Даг. Немного суеты добавляют улыбчивые тётеньки, продающие большие домашние пирожки. Они каждого предупреждают: "Подкрепитесь! Четыре часа на горе - устанете, обессилите без наших горячих пирожков!..". Подкрепившись, мы пошли к морю - хотелось поскорее увидеть Кара-Даг!

На берегу мы видим немного потрёпанный временем причал, катер на полозьях, гаражи и другие объекты скромной морской инфраструктуры, и хребет Карагач - западную часть вулканического массива.

Под резными фигурами лежит чудесная бухта и пляж, усыпанный гладкими камнями. Их уже так хорошо нагрело тёплое майское солнце!
Мы пошли по бережку, но вскоре разомлели и расположились у кромки воды. В этот раз я была в приятной компании своих родителей и маминых сестёр Елены и Александры. Александра - самая закалённая среди нас - с удовольствием искупалась в тихой, прозрачной воде...

Мама держит "типичный мандельштейн цеолитовой фации метаморфизма", как мы потом узнали в Музее природы Кара-Дага

Кстати, первое, что показывают экскурсантам - это скульптурная группа "Король с королевой спускаются к трону, а за ними в полупоклоне застыла свита". Короля можно отличить по короне с тремя зубцами. Размер фигур великанский!

Заприметив лестницу, ведущую с пляжа на вершину пригорка, я не смогла долго сидеть на одном месте.
На засушливом склоне холма растут кактусы и полынь, на вершине - посадка фисташковых деревьев. Рядом стоят небольшие жилые дома с палисадниками, а напротив них вьётся тропинка на Кара- Даг...

Но, нам туда нельзя: это заповедная территория. Поэтому, посещать Кара-Даг можно только с экскурсоводом.

В 11:50 мы вернулись в парк и зашли в Музей природы Кара-Дага. Там и началась наша экскурсия. Работник музея объяснил, почему Кара-Даг закрыт для свободного посещения: это уникальное природное образование, таящее массу интереснейшей информации для геологов, биологов, зоологов. То есть, задача заповедника - сохранение в нетронутом виде и научное изучение всего разнообразия живой и неживой природы древнего вулканического массива. Экологическая тропа, по которой мы сегодня пройдём - словно узкая ленточка, за пределы которой ступать не следует... В этих краях встречаются очень редкие представители флоры и фауны: 52 вида растений-эндемиков, 79 особо редких растений и 18 видов краснокнижных животных.
В Музее можно рассмотреть много-много интересного: экспозиция собиралась более 90 лет. Теперь она насчитывает множество видов птиц, млекопитающих, насекомых, растений и минералов. Так же, на стендах можно прочитать про карадагский массив и историю биостанции...

"Растительность скал и каменистых отложений". Лепесточки цветов тщательно сделаны из цветной бумаги.

Минералогическая коллекция Музея.

Как видите, экскурсия на Кара-Даг покупается у Карадагского заповедника, а не у Карадагской биостанции. Это разные юридические лица.

Сначала идём через парк...

А, вскоре, выходим на просторный пригорок, откуда виден хребет Беш-Таш. Экскурсионная тропа ведёт направо.

Билеты мы сохраняем до конца экскурсии: их наличие проверяет егерь, в паре с красивой овчаркой.
Первые полчаса пути проходят по отрогу хребта Карагач (тропа ведёт понизу в его дальнюю часть). Экскурсовод предупреждает всех о нагрузках на маршруте, о том, где будет подъём, а где - отдых. Прогулка займёт 4-5 часов (7 километров), поэтому, каждый должен подготовиться, на своё усмотрение: взять воду, головной убор, легкую куртку. Обязательна удобная спортивная обувь. И, самые необходимые вещи в наше время - это, разумеется, всевозможная фототехника!

Участок пути через лес мы быстро проходим вслед за проводником. Каждый может идти по мере своих сил, но сильно отставать, всё же, нежелательно: можно пропустить рассказ или не успеть полюбоваться интересными видами.
Перед первым солидным подъёмом в гору - довольно долгий отдых, сидим на лавочках. Экскурсовод отвечает на вопросы, шутит, рассказывает о Кара-Даге, а неопытных  успокаивает - подъём не так страшен, как кажется (он, на самом деле, хоть и крутой, но совсем недолгий).
Зато, преодолев его, мы оказываемся на просторе, и перед нами - прекрасный Кара-Даг, яркий и многоцветный в этот погожий майский денёк...

Севернее нас - высшая точка Кара-Дага, куполообразная гора Святая (576м)

Ветерок дует довольно сильно...

Теперь мы отправляемся в самое зрелищное место уснувшего вулкана - хребет Хоба-Тепе ("Пещерная вершина") . Там фантастические фигуры - румяные, словно обожжённые подземным огнём - греются под солнечными лучами. Полдень, конечно, не лучшее время для фотографа, но это неважно, когда вокруг такие жизнерадостные краски: зеленеет лес, недавно надевший молодую листву, а море и небо спорят друг с другом - чей цвет насыщенней. Нас окружают скалы - рыжие, серые и даже зелёные, и симпатичные цветы... Экскурсия превращается в настоящий весенний праздник!

Над скалой "Иван-Разбойник"

Нам туда...

Вдалеке, на горе Балалы-Кая, виднеются остатки советской установки для радионаблюдения Луны

Впереди показались хребет Хоба-Тепе и хаотичное нагромождение скал на нём - Мёртвый город

С этой смотровой площадки открывается отличный вид на самую динамичную часть Кара-Дага. А какое грандиозное впечатление она производит со стороны моря, если проплыть  под ней на прогулочном теплоходе! Взгляд не отведёшь...

Знаменитый символ Кара-Дага - Золотые Ворота - арка, выточенная водой и ветром из некогда целой базальтовой скалы.

На фоне вулканического хаоса...

Весной даже среди "руин мёртвого города" зеленеет трава...

Кара-Даг "жил" в эру царствования динозавров - так давно, что мы теперь можем только догадываться, как он выглядел изначально. Кстати, его большая часть, откололась и скрылась под водой  около 4 миллионов лет назад...

Александра фотографирует "Пряничного коня"

На фоне Эчки-Дага

Ярко освещённые солнцем, мы продолжаем прогулку...

Тропа обходит гору Ложа, на вершине которой - военная часть.
Мы пересекаем дорогу, проложенную к части из Коктебеля, выходим на хребет Магнитный. И встречаем там ещё один из знаменитых символов Кара-Дага -  скалу Чёртов палец...

Это жерловина вулкана. Когда Кара-Даг потух - лава и другие плотные вулканические породы застыли. А, со временем, окружающие их более мягкие горные породы осыпались, и мы теперь видим все эти причудливые фигуры...

Чертов палец - Шайтан-кая... Высота этой фантастической скалы около 60 метров.

С хребта Магнитного открывается вид на Коктебельский залив. Поразительно выглядела в этот день его вода и парящие над ней мысы...

На севере - эффектная гора Сююрю-Кая

Наша группа уже вернулась на дорогу, к подножию лесистой горы Святой. Мне, откровенно говоря, жаль, что многое осталось за кадром, на многое просто не хватило времени...
Теперь, по желанию, можно либо вернуться на биостанцию по тропе, которая идёт напрямик через балку, либо спуститься по дороге в Коктебель. Мы выбрали первый вариант, так как планировали  возвращаться в Судак из Курортного.

Горы окутало приятное послеобеденное освещение: немного сонное, навевающее мысли об отдыхе... В этом году май был очень тёплым. Трава быстро пожухла, и о том, что лето ещё не наступило, напоминали только фисташки, сверкающие на солнце совсем молоденькой оранжевой листвой.

Мы, всей нашей дружной компанией, вернулись туда, откуда начинали прогулку - под хребет Карагач. Теперь его фигуры видны ещё лучше, а ниже вынырнула из тени жила вулканической породы, окрашенная в необычный бледно-зелёный цвет. Это трасс -"черноморит" - красивый крымский самоцвет, ещё одно из сокровищ Кара-Дага.

Ожидая транспорт до Судака, мы снова посидели на берегу приятной бухты. Мимо проходил то один прогулочный теплоход (или катер), то другой, из дельфинария слышался свист дельфина, вокруг прогуливались или загорали другие отдыхающие... Чувствовалось, что лето - не за горами...

8 мая 2016г.

Кара-Даг, Курортное, вулкан, экскурсия, Карадагская биостанция, Карадагский заповедник, Крым