Продолжаю удить раритеты, которыми делятся на своих блогах некоторые добрые буржуи. В последнее время был хороший улов со стороны восточноевропейского около-прогрессива 90-х годов. Спасибо буржуям за щедрость и товарищу Флэнжеру (он же
zeuhler) за наводку. Следующие записи рекомендуемы всем, кто не ограничивает своё мироощущение музыкальными рамками.
Artist: Pavel Fajt
Album: Pavel Fajt & Pluto (1996)
Павел Файт - чешский перкуссионист-виртуоз, в основном играет в дуэтах с профе
ссиональными вокалистками - Ива Биттова (здесь также засветилась), Степанида Борисова, Анна Омле. На этом диске он записался с неким коллективом “Pluto”.
Итак, из наушников полился эдакий дюжий авант-рок с по-модерновому жестковатым звучанием, какое часто слышно у романтиков урбанизма (один трек так и называется - Tbilisi
) - есть тут местами душок поэзии метро и пустующих телефонных будок. При этом однообразностью не страдают - есть почти брутальная мощь (Lhar), есть и невинная лиричность (Pro Johanku). Пение полуречитативное, на чешском. Если сравнивать с известными именами, то это будет, возможно, поздний King Crimson, но только по форме, т.к. принципиально это другое.
Artist: Ještě Jsme Se Nedohodli
Album: Ještě Jsme Se Nedohodli (1990)
Тоже чехи. Инфы по ним на английском и русском почти нет. По-видимому, это одно из самых художественных new-wave-явлений Чехословак
ии. До некоторой степени сравнение можно провести также с King Crimson, но не поздним, а волнового периода. Впрочем, здесь форма не столько психоделического, сколько фантасмагорического характера. Я бы даже сказал - есть тут что-то от мифологии. Один чех в своем отзыве сожалеет, что незнающие чешского языка слушатели (я в том числе) не понимают текста песен, т.к. вроде он там очень силён и важен. Но вне рамок текстового смысла все преподнесено так, что мне припоминаются сценки из жизни мифологических божков какого-нибудь пантеона, с сопутствующими страстями и проказами. Причем даже самые серьезные страсти представлены в несколько комическом виде, в силу наивности самих мифов (но это не карикатура и вряд ли юмор вообще). Вокал также полуречитативного характера.
Artist: Domácí Kapela
Album: Nedele (1992)
Опять ч
ехи. По форме что-то близкое к zeuhl’у и RIO, во всяком случае, камерность звучания, характерная для этих ветвей, тут весьма выражена.
Атмосфера здесь как бы не очень светлая, иногда даже весьма гнетущая, особенно там, где есть почти колдовская репитативность (больше всего заметно в треке Indiáni Milujou Hory). Это, конечно, не из области страшилок от культа смерти - пусть этим балуются какие-нибудь чернушники и сатанисты с черепками на майках. Скорее, это что-то типа окошка в мир пороков, злонравия и беззакония. Напоминание, что не всё в нашем мире белое и пушистое. Хорошо это или плохо, но наш мир таков, и уж во всяком случае то, что нас радует, воспринималось бы не так остро и сакрально, если б не было того, что нас удручает. В целом, впрочем, эта запись не настолько уж тёмная и зловещая.
Artist: Księżyc
Albums: Nów (1993) & Księżyc (1996)
Польская к
оманда, играет специфический фольклорный авангард.
Настроение также немного мрачноватое, но этот мрак другой природы - не из-за обилия тьмы, а из-за нехватки света. Что-то вроде скорби и тоски по солнцу узника в темнице старого замка.
У Księżyc ярко выраженные звукообразы, причем для их построения в ход идет то мелодический метод, часто с распевами, то звукоориентированный, без выраженной мелодии. В записях чувствуется местами языческий, местами готический привкус - уж не знаю, является ли это особенностью польского фольклора или же авторским синтезом. Этническая эклектика в музыке для меня всегда интересна в той или иной степени, но не так часто встречаются настолько удачные вещи. Если, опять же, пытаться сравнить с ориентирами, то упомяну Dead Can Dance - похоже настроением, а иногда и музыкально.