Давно я про Веймар не писала. А про этот портрет уже давно собиралась.
Christian Schad Portrait of Dr.Haustein (1928)
В 1924 году, доктор Haustein, консультант по кожным заболеваниям и заболеваниям, передающимся половым путем, открыл хирургическую клинику на Курфюрстендамм в Берлине. Это дало ему богатую клиентуру с высоким социальным статусом. Он приобрел репутацию модного врача, который также лечил проституток и снабжал их
пессариями* для контроля над рождаемостью.
Он жил в большом доме на улице Брегенцер, 4 в Берлине-Вильмерсдорфе, который стал центром высшего общества. В своих апартаментах он и его жена устраивали пышные приемы, на которые собирались писатели, композиторы, художники и меценаты. Во времена Веймарской республики большую часть населения Вильмерсдорфа составляли евреи. В этом районе жили многочисленные еврейские художники и писатели. Haustein, известный своей интеллектуальной и эротической вседозволенностью, считался бездельником и прожигателем жизни.
У него были отношения с моделью по имени Соня, от которой, как говорят, он был сексуально зависим. Среди его ближайших друзей были писатель Лион Фейхтвангер, композитор Фред Раймонд и художник Кристиан Шад, написавший его портрет в стиле магического реализма в 1928 году. На этой картине Соню также можно увидеть как тень на стене.
Haustein был академическим учёным и считался одним из ведущих специалистов по борьбе с венерическими заболеваниями. Начиная с 1916г. года он опубликовал более 70 работ, в том числе такие основополагающие работы, как «Венерические болезни, включая проституцию» и «Ранняя история сифилиса». С 1921 по 1923 год он работал в журнале «Социальная гигиена, благосостояние и больничная система».
Когда в 1933 году к власти пришли национал-социалисты, Haustein внезапно потерял свой статус представителя высшего класса и столкнулся с дискриминацией и преследованием. Его медицинская лицензия была отозвана, и ему пришлось пройти через обыски и допросы. 7 июля 1933 года он был арестован вместе с другими еврейскими и политически неблагонадёжными врачами и подвергся жестокому обращению в предварительном концентрационном лагере. После этого опыта у Haustein не осталось никаких иллюзий по поводу своей еврейской судьбы. Когда гестапо попыталось вновь арестовать его 12 ноября 1933 года, он покончил с собой, приняв цианистый калий.
--
В литературный и политический салон д-ра Haustein художник Кристиан Шад попал благодаря знакомству с энтомологом Felix Bryk.
На картине Шада Haustein сидит, сомкнув руки, взгляд его печален и как будто далёк от текущего момента. Из кармана торчит уретральный зонд - деталь, говорящая о его профессии. А на стене маячит тень его любовницы Сони. Жена Haustein покончила с собой в 1931г.
---
О какой именно Соне речь, мне рассказала Vera Brodsky на фб. Судя по тому, что у меня с ней несколько общих френдов из жж, то скорее всего, и она туда пришла отсюда. Вера знает много об этом периоде и читает лекции по теме, если я не ошибаюсь.
Так вот, этот портрет Сони вам наверняка уже где-нибудь да встречался.
Christian Schad, Sonja (1928)
Информация из
этого поста.
На этом портрете Кристиана Шада Соня, секретарша Романского кафе в Берлине, выступает как архетип «Новой женщины» [neue Frau]. Космополитическая обстановка кафе и культивируемая андрогинность субъекта подчеркивают понятие городской современности.
Ее настоящее имя было Альбертина Гимпель. Она была уволена с работы в нефтяной компании в 1933 году. Её спас вместе с несколькими другими евреями художник американского происхождения Франц Херда из Мюнхена. Альбертина переехала в Мюнхен и, не имея возможности бежать из страны, теперь была заключена в «Juden Haus», и ей было приказано явиться для депортации. Франц Герда смог защитить ее от депортации. Ему пришлось привести ее в свою художественную мастерскую и спрятать (с другим евреем, который тоже там прятался). Гимпель начала страдать от сильных панических атак, что подвергало опасности и всех остальных. Герда смог отправить ее к своей дочери в деревню, а оттуда к другим людям в сельской Баварии, которые прятали её у себя до окончания войны.
После войны Альбертина вышла замуж за Франца. Они переехали в Нью-Йорк в 1948 году, но затем вернулись в Западную Германию в 1962 году. Она скончалась в 1973 году.