Никто не забыт,ничто не забыто.

Oct 29, 2012 20:02

  

 Из Справки об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта,его развития и роли в нем федеральнных органов власти и управления.
     В связи с возникновением вооруженного конфликта во второй половине 31 октября во Владикавказ прибыли вице-премьер РФ Хижа Г.С.,председатель ГКЧС РФ Шойгу С.К.,его заместитель генерал-полковник Филатов Г.В.,командующий ВВ МВД РФ генерал-полковник Савин В.Н.,которым было доложено,что ингушская сторона совершила заранее спланированную агрессию против СО ССР с целью отторжения Пригородного района.
Стихийно собравшееся осетинское население Владикавказа,Ир и близлежащих районов блокировало подразделения российской армии,здание Верховного Совета республики,требуя выдачи населению оружия и боеприпасов для отражения агрессии ингушей.Этого же мнения придерживалось руководство Северной Осетии в лице Галазова А.Х. и Хетагурова С.В. Последний потребовал у прибывших представителей правительства России выдачи не менее 15 тысяч автоматов и соответствующее количество боеприпасов.В противном случае он не гарантировал от захвата всего вооружения подразделений российской армии,дислоцируемой во Владикавказе.С целью оказать воздействие на армию в этом вопросе осетинами были захвачены в заложники жена и дочь начальника штаба армейского корпуса генерал-майора Скобелева.


Согласовав этот вопрос с первым вице-премьером Гайдаром Е.Т. и министром обороны России Грачевым П.С.,вице-премьер Хижа Г.С.в тот же день вынес распоряжение о выдаче 642 единиц стрелкового оружия(автоматов АК-74,ПКИ-1,РПГ-1,РПГ-74,20 гранат РГД),2 боекомплекта к нему,а также бронетанковую технику БМП-2-18 единиц.
Распоряжением от 1 ноября 1992 года Шойгу С.К. для обеспечения задач по наведению общественного порядка,стабилизации политической обстановки и охраны важных объектов разрешил выделить 57 единиц танков Т-72.
В последующем Хижой и Шойгу были даны письменные указания на выдачу МВД СО ССР и ВВ МВД РФ значительного количества боеприпасов.
Однако избежать нападения осетинского населения на воинские подразделения с целью захвата оружия и боеприпасов не удалось.
В это же время по телевидению Северной Осетии в довольно злом тоне выступили Хижа Г.С. и Филатов Г.В.,которые назвали ингушей агрессорами,осудили их действия.Это обстоятельство дало основание ингушской стороне обвинить их в проосетинской ориентации.
Аналогичную оценку их выступления дал свидетель Кантемиров Г.М. Допрошенный по этим обстоятельствам свидетель Филатов Г.В сообщил,что выступить по телевидению его попросил Галазов А.Х.,который и дал ему подготовленный им текст выступления.Не подозревая подвоха,он согласился.Оцениваая эти шаги федерального руководства,свидетель Тишков В.Л.,бывший председатель Госкомнаца РФ,заявил:"Это была полная индульгенция на проведение "этнической чистки" против таких же граждан,но другой (ингушской) национальности".
Почувствовав возросшую активность осетинской стороны,сосредоточение ВВ МВД РФ,подразделений ВДВ МО РФ,ингушская сторона начала добиваться встречи и проведения переговоров и в целом позитивно отнеслась к условиям сдачи оружия и захваченной бронетехники.1 ноября она безоговорочно приняла пункты соглашения,достигнутого при переговорах в штабе мотострелковой дивизии во Владикавказе.Однако по неясным причинам Хижа потребовал новых переговоров,которые так и не состоялись.
2 ноября Президентом России на территории Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение.На период ЧП в качестве особой формы управления была введена Временная администрация,которой подчинялись все органы власти управления этих республик.Однако впоследствии по настоянию осетинской стороны Указом Президента России от 4 ноября 1992 года было определено,что Временной администрации на территории СО ССР на этот период подчиняются только органы исполнительной власти.
Главой Временной администрации назначался Хижа Г.С.,его заместителем Шойгу С.К.
Был создан штаб руководства силами по поддержанию режима ЧП,который возглавил генерал-полковник Савин В.Н.
2 ноября в 15 часов 30 минут подразделения ВДВ выдвинулись к исходному рубежу на 3 км.западнее с.Дачное,откуда по плану должен был начаться ввод разъединительных войск.Однако на первом этапе операции внутренние войска МВД РФ бездействовали,чем воспользовались вооруженные формирования Северной Осетии и прибывшие для оказания помощи подразделения добровольцев из Южной Осетии,которые активизировали свои действия по разблокированию сел Карца,Чернореченское,Терк.Особая активность,бескомпромисность и жестокость проявилась с их стороны при ведении боевых действий за поселок Карца.
Заявления ингушской стороны о прекращении сопротивления и добровольной сдаче оружия осетинской стороной не принимались,население подверглось уничтожению,поселок разрушению(Здесь следует отметить:не осетинской стороне заявляли ингуши о прекращении боевых действий,а российским войскам,принявшим активное участие в уничтожении мирного населения-сост.) Акты поджогов ингушских домов,грабежа и мародерства со стороны осетинских вооруженных формирований имели место и в других населенных пунктах.
Вечером 2 ноября в Назрани был создан Чрезвычайный Комитет Ингушской Республики под председательством Богатырева Б.Б.,который прекратил свое существование бквально на следующий день,не внеся какого-либо позитивного вклада в стабилизацию обстановки.
4 ноября Хижой были назначены уполномоченный по Ингушетии Аушев Р.С. и комендант г.Назрань Цечоев М.С.
Лишь только 5 ноября подразделения внутренних войск были введены в п.Карца,с.с.Октябрьское,Дачное,Куртат,Чермен,п.п.Майский,Южный.В тот же день в зону конфликта прибыл министр безопасности РФ Грачев П.С.,министр внутренних дел РФ Ерин В.Ф. и министр безопасности РФ Баранников В.Н.Распоряжением Хижи по согласованию с министром обороны Грачевым,командующим объединенными силами МО РФ в зоне введения ЧП был назначен командующий СКВО генерал-полковник Шустко Л.С.
Для недопущения массовых беспорядков в Ингушетии и изъятия незаконно хранящегося оружия и боеприпасов у населения 10 ноября туда были введены войска.Следует отметить,что характер и способы осуществления режима ЧП в начальный период вооруженного конфликта не отвечали целям и задачам,для достижения которых он предназначался.В зоне ЧП продолжали действовать самостоятельные вооруженные формирования,в том числе прибывшие из другого государства-Грузии(Южной Осетии).
Задействованные объединенные силы МО РФ и МВД РФ не разделили противоборствующие стороны,не обеспечили ликвидацию или локализацию вооруженных формировани,не разоружили их,не была решена задача по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения района,освобождения заложников.
Несвоевременный ввод войск способствовал увеличению жертв среди гражданского населения.В ряде случаев,при прямом попустительстве объединенных вооруженных сил МВД РФ и МВД СО ССР вооруженными формированиями осуществлялось насилие над гражданами,грабежи,мародерство,поджоги и взрывы домов,незаконное заселение в оставленные беженцами дома и квартиры.

В.Костарев,                                                                                                                г.Москва,14 июня 1993 г.
Старший следователь по особо важным делам 
при Генеральном прокуроре РФ,старший советник
юстиции.

31 октября 1992 года, Генеральная прокуратура РФ, осетино-ингушский конфликт

Previous post Next post
Up