Топонимия Ингушетии-Джейраховское общество.ЖIайрах-Шахьар(ЖIайрахой)

Feb 17, 2012 23:09

         Общество располагалось в бассейне правого притока Терека-Армхи,захватывая район Дарьяльского ущелья от с.Гвилеты(Гиелта),на юге и до г.Орджоникидзе(Владикавказ)-на севере.Из-за трудных климатических и экономических условий многие аулы,заброшенные ещё с 14-17 веков,в бассейне р.Армхи,превратились в руины.Жителей общества Джейрах называют и Фаьппи.По легендам и преданиям,в древние времена здесь жил народ,который назывался жиелти.В основу названия ЖIайрах могло лечь одно из следующих:1.Имя арабского завоевателя Джайрахана,совершавшего опустошительные набеги на Грузию и Северный Кавказ.2.ЖIар-крест.3.Жей-талисман,книга.(несостоятельность этих версий показана в статье Ш.Дахкильгова:"По следам легенды"-glg)    
 МИКРОТОПОНИМИЯ ЖIАЙРАХ-ШАХЬАР.ДАРЬЯЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ,БАССЕЙН ТЕРЕКА                                                   
Баш Лоам(Баш Лоам) "Тающая(?) гора"-вайнах.,возможно и от тюрк.баш-вершина,голова,если так,то Горная вершина;варианты:Саной лоам,-Санойев гора-вайнахский этноним(вероятно так вайнахи называли  Сванов-glg);Саьрмак бижаь корта,-Вершина,на которой дремал дракон,Казбек-гора расположена у истока и на левом берегу реки Терек,напротив Маьт-лоам(вайнахская эимология Баш Лоам- "тающая гора",подкрепляется ещё и апокалиптической легендой о таянии Казбекского ледника-glg).По представлениям ингушей и чеченцев,на вершине Баш-Лоам обитала Матерь Земли-Мехкан Нана(Кибела,Рея),одновременно является своеобразным Олимпом,где живут и совещаются все боги вайнахского Пантеона;здесь же прикован великан-нарт,доставивший людям на землю огонь из очага верховного бога Сиелы(Зеуса-Зевса)-Куркъо,получивший отражение и в поэме ингушского поэта Саида Чахкиева "Б1аьрхих бизза кад"(Чаша слёз).Куркъо-вайнах.Гордый мужчина,рыцарь.Срав. с адыг. къва, инг. къонгаш, ч1еб. диалектом чеченского языка-къала(мужчина),срав. с (а) къа'ла, и т.д.Чеч.Пхьармат,идентично инг.Куркъо,др.греч.Прометей.Срав.Къонах,къо+нах-мужчина+рыцарь. Гуьржин б1ен никъ,Б1ен никъ,Г1алг1ай никъ(Гюрджин бен никъ,Бен ник,Галгай ник) "Грузинская военная дорога","Военная дорога","Щитоносцев дорога"-варианты названий Военно-Грузинской дороги,из них устаревшее-Г1алг1ай никъ,т.е."Щитоносцев дорога".(на самом деле Г1алг1ай-автоэтноним ингушей и общепринятая этимология "Жители Башен"-glg). Гиелта(Гиелта) "Гвилети"-селение Груз.ССР,на р.Терек на с. с. Казбеги,на ю-Ларс;отсюда вышли ингушские этнические общества фамилий Газиковых,Котиковых,Хучиевых,Дзариевых,Досхоевых,Пошевых,Чербижевых,Кориевых,Бузуртановых,Озиевых, которые в наши дни широко расселились на равнине в долинах р.Терека и Сунжи. Кхер босса(Кхер босса) "Каменистый склон"-урочище на правом берегу Терека. Биерд баьккха чие(Биерд бяккха чие)-урочище на правом берегу р.Терек,на западном склоне хребта Дика-дукъ. Нажанай къухь(Нажанай кух) "Дубовой рощи поляна"-урочище на правом берегу р. Терек,на востоке Фуртовг. Шаршашкие(Шаршашкие) "Катаются(?) где"-урочище на востоке Фуртовг.(шарч или шерч-волы на инг.языке-glg). Тирк атаг1ие(Тирк атагие) "Долина Терека"-на правом берегу. Кашми дукъ(Кашми дук) "Кладбищ хребет"-рядом с развалинами Фуртовг. Т1о боха лоам(То боха лоам) "Камень(где) добывают гора"-на северной стороне Фуртовг.Такие карьеры находились во многих местах и были доступны всем.В карьерах горцы добывали кремни для кресал и ружейных и пистолетных замков,камни точильные,строительный камень для башен и склепов,камень для молотильных(болб) и трамбовочных(карчолг) катков,для поделки каменных ступ(мохк,морк),корыт(гуй,ной,к1ам).Хотя вся жизнь горца от рождения и до самой смерти проходила среди камней и на камне,все же камень в горах ценили высоко.Зодчий-каменщик был человеком всеми уважаемым в народе.Он хорошо знал свойства камня,умел выбирать нужный материал,а также и надежные места строительства высоких боевых и жилых башен.Каменный жернов для горской мельницы стоил коровы,арочный камень над входом в жилую или боеву башню стоил быка,венечный камень с локоть,завершающий крышу боевой башни,стоил коня,кремень с ноготок в ружейном замке мог стоить жизни человека.(Он мог дать осечку в момент встречи с врагом).Широко был развит в горах культ камня в период язычества.Определенный камень,валун,кусок,оторвавшийся от скалы,мог стать "священным".Ему молились,у "священного"камня приносились жертвы.Встречающиеся в Ингушетии и Чечне "Баьтт1ача кхиерагие","Ц1аьй-кхиерагие","Моцкъ-кхиериго"(в Хевсуретии,в Гудамакарском ущелье) представляют собой простые валуны,но в глазах горцев они долгое время оставались "священными" и "чудодейственными". Дошедшие до нас названия камня "кхер","т1о" принадлежат к древнейшему пласту языка.Производными от них являются "кхерам","ма кхера!","соца кхерам бац!","т1ом","т1ормиг"-от "т1ом бариг".Сравнить с чеберлойским диалектом чеченского языка "т1омариг".Т1ом+бариг=камни(где) хранятся.Сумка для хранения боеприпасов-каменных ядер. Саь-корта(Ся корта) "Оленья вершина"-на с-в Фуртовг. Сейсочча(Сейсочча) "Олень(где) останавливается"(?)-на с-в развалин Фуртовг,на вершине Мят-лоам.Возможно от Сей соцча.(может быть и "сейсачча" т.е. "набухло где" или на выступе-glg).Телт1и(Телти)-речка,левый приток Гийр-хий,течет с ю-з на с-в.На вершине Мят-лоам. Гаркх-хий(Гаркх-хий) "Гаркх речка"-течет с с-в на ю-з.Правый приток Арм-хий. Ж1ар лоам(Жар лоам) "Крестовая гора"-гора распложена на юге возвышенности Мартет1и,в звене Мят-лоам,на правом притоке Гийр-хий. Вашандара-хий(Вашандара-хий)-речка,левый приток Гийр-хий,течет с запада на восток.Возможно,вашан+дарйо=бурная речка с таджикского.(вероятно "в1ашаг1даьнна"-разделившаяся или же это имя собственное по аналогии с чеченским тейпом "Вашандарой"-glg). Сиелгача(Сиелгача)-урочище на с-в от Фуртовга. Ц1ели корт(Цели корт) "Цели вершина"-на востоке от Фуртовга.Лоам биердашкие(Лоам биердашкие) "Горным скалам к"-на востоке от Фуртовга,сенокос,пастбище. Сусонгишта(Сусонгишта)-урочище на с-в от Фуртовга. Керзигишта(Керзигишта)-урочище на с-в от Фуртовга. Шаьл маг1ие(Шял магие)-урочище на с-в Фуртовг. Къушап(Кушап)-урочище на ю-в Фуртовг. Араг1о-хий(Араго-хий)-речка течет с-з на восток,левый приток Гийр-хий. Пхьалашкие(Пхалашкие) "Там,где кузни находятся"(?)-на востоке.(наверное "пхьалехашкие",т.е место сатисфакций-glg). Ялтигишта(Ялтигишта)-урочище на востоке Фуртовг. Можа 1ам(Можа ам) "Желтое озеро"-речка Телт1и берет свое начало из озера Можа 1ам.На хребте Дика-дукъ,на южном склоне Мят-лоам.(предпочтительнее-заболоченное или минеральное озеро,так как "желтое" звучит "1ажаг1"-glg). Т1аршовга(Таршовга)-урочище на востоке Фуртовг. Фуртовг(Фуртовг)-развалины на правом берегу Терека и на правом берегу р.Арм-хий,напротив Н.Эзми,на южном склоне хребта Дика-дукъ.Согласно народной этимологии,название Фуртовг возникло и двух основ:фур+товг,исходные формы которых должны были быть фарн и таукх.(народная этимология фур+тов,как и вариант с фу-семя,потомство,имеет надежную основу в ингушском языке,однако слово "фур" в ингушской топонимике встречается и в значении-Амазонки,и исходя из этого возможен ещё вариант Фур+Т1а+Ог1ув,т.е. на стороне или склоне Амазонок и из чего можно сделать вывод,что может быть местом ежегодных встреч Амазонок и Гаргарейцев являлась Столовая гора(Маьт-лоам)-glg).Фарн-осет.алан. счастье,таукх-тюрк.курочка(птичка).Фарн+таукх-счастья птичка,т.е.птичка,приносящая счастье.В ингушских сказках встречается птичка "фаьрхьазилг",название которой можно объяснить из тех же позиций.Фаьрхьазилг-птичка счастья.У ингушей и чеченцев были почитаемые птицы.Голубь у чеченцев-вестник мира и покоя,прислуживает богине мира Коке,по представлению древних чеченцев,ведающей миром и покоем в природе и обществе.У ингушей голубь-вестник нарта Соьска-Солса.Он так и называется в нартских сказаниях и сказках "Солса кхокха".На языческо-христианские праздники все ингушские женщины и дети приходили с бумажными и тряпочными,голубями насаженными на палочки.(20-30 лет назад во время мусульманского праздника разговения Ураза-байрам в Ингушетии ещё было принято дарить флаги с вышитыми голубями-glg). Удод,Тушоли-котам,т.е.курица богини Тушоли. Фуртовг-родина революционера,героя гражданской войны в Чечено-Ингушетии Гапура Ахриева. Г1имбихьие(Гимбихие)-так называют всю северную сторону,куда течет река Терек. Г1иринг атаг1ие(Гиринг атагие)-долина Терека,правая сторона берега.("боярышника долина"-glg). Дакай атаг1ие(Дакай атагие) "Ивовой(рощи) долина"-на правом берегу Терека. Окхарай лоам(Окхарай лоам) "Дичь,где водится(?) гора"-поднимается по левую сторону реки Арм-хий.Западный склон омывает река Терек. Окхарай ч1одж(Окхарай чодж)-боковое ущелье реки Арм-хий. Окхариера дог1а хий(Окхариера дога хий)-речка,левый приток Арм-хий,образует ущелье Окхарой ч1одж. Окхарой хьаст(Окхарой хаст) "Диких зверей(?) источник"-в районе горы Окхарай лоам.Левый берег реки Арм-хий. Сиеледа хий(Сиеледа хий) "Сиелы(божества) речка"-левый приток Арм-хий. Iарм-хий(Арм-хий)-река,течет с востока на запад,впадает в Терек справа,между Фуртовг и Эзми.Образуется из Iамг1ал-ч1одж,Шан-ч1одж,Ложхой-ч1одж,Сиеледа-хий и др. Iарм-запретная.(точнее Iамр-"из озера",что основательно разобрано и установлено Ш.Дахкильговым в статье "По следам легенды",а под названием Армна,перенесенным на Терек,вероятно из-за того что Армхи впадает в него,данный гидроним присуствует в Армянской географии 7-го века-glg). Курорт "Армхи"-расположен на левом брегу реки Армхи,имеет союзное значение. Биешнаг1ие(Биешнагие)-бывший аул между Ж1айрах и Эзми.(возможно "биешангахье",т.е. "к огородам,садам"-glg). Фаздаран(Фаздаран)-возвышенность(848 м) над правым берегом Терека,с-з Дийка дукъ между Эзми и Ж1айрах,западнее.(фос+дуа+ара-место раздела военной добычи-glg). Атташкие(Атташкие)-между Фуртоуг и Ж1айрах.Название связано с током для обмолота хлебов. Дийччие(Дийччие)-урочище между Фуртоуг и Ж1айрах. Каразие(Каразие) "Коновязи к"-между Эзми и Ж1айрах,на западе. Ж1айрахой ч1одж(Жайрахой чодж) "Джайрахойцев ущелье"-река и ущелье,тянется с юга на север 1арм-хий.Речка,ч1одж берет начало на северном склоне "Ж1айрахой ч1одж корта" в звене "Охкурой-лоам",что находится на южной стороне Ж1айрах. Гумар-дон(Гумар-дон)-речка течет с восточного склона "Охкуройлоам",на западе и сливается с Тереком справа,недалеко от Ларса.На юге Ж1айрах(осетинское название по месту впадения данной речки в Терек-"идолопоклонников(?) река"-glg). Астас-дон(Астас-дон)-речка,течет на ю-з Джайрах,берет начало на западном склоне горы Мусолт1е и сливается с Тереком недалеко от Ларса.(осетинское название по месту впадения данной речки в Терек-"серединная или разделительная"(?) река-glg). Ж1айрах ч1ож корта(Жайрах чож корта) "Ж1айраха ущелья вершина"-возвышается над Ж1айрах на юге(3187 м) в звене Охкурой-лоам. Мусолт1и(Мусолти)-гора на юге Ж1айрах в звене Охкурой-лоам.Высота над уровнем моря 2381 м.С его склонов стекают речки:на севере Ж1айрахой ч1одж,Селет1и-хи,Ложхой ч1одж,левый приток Iарм-хий,на западе-Гумардон,Астас-дон,Зарас-дон-правые притоки р.Терек. Сампай-ц1ов(Сампай-цов) "Сампая(?) Цу(бог)"-здесь до 1927-30 годов стояло святилище,посвященное древнеязыческому верховному богу огня и домашнего очага Ц1у,на южной окраине,в 1км.от Ж1айрах,на северном склоне.(Сампай или Сампий-имя собственное,об этом говорят многочисленные ингушские фамилии-Сампиевы, с идентичным родоначальником-glg). Кисти-хий(Кисти-хий) "Кистинцев речка"-течет с юга на с-з,сливается с Тереком справа,рядом с Дарьяльским бывшим военным укреплением "Замок Тамары". Важаг1ат(Важагат)-куча камней в честь языческого бога Ц1у южнее Дж1айрах на крутом склоне горы.Последние религиозные празднества здесь происходили в 1927 году.Вокруг святилища стояли три огромные сосны,кругом был сосновый лес,так называемая "священная" роща,заповедник. Бат1ай г1ала(батай гала) "Батая башня"-над верхним Эзми,западнее Ж1айрах. Тиекъаш моттиг(Тиекаш моттиг) "Молитвенное место"-то же,что и Бат1ай г1ала. Чур некъена в1ов(Чур некена вов) "Чура потомков боевая башня"-в районе Ж1айрах. Льян некъена г1ала(Льян некена гала) "Льяна потомков(жилая) башня"-в районе Ж1айрах. Пхьуметта(Пхуметта) "Поселения на"-в районе Ж1айрах,южная окраина,древнейшая часть,(кстати отсюда вышли Хаматхановы). Маг1ач кхалл(Магача кхал) "Верхнее поселение"- в районе Ж1айрах,Эг1ач кхалла на западе."Эг1ач кхалл",левый берег 1арм-хи-Нижнее поселение-собственно нижняя часть Ж1айрах,правый берег Iарм-хи. Бор къоьнгий г1ала(бора кенгин гала) "Бора сыновей жилая башня"-в Ж1айрах. Iармхий ч1одж(Армхий чодж) "Армхи ущелье"-ущелье и река образуется из речек Iамг1ал ч1ож,берущих начало на северных склонах Iамг1ал ч1ожа корта. Курортие(Курортие) "К курорту"-курорт Армхи Всесоюзного значения на левом берегу реки Арм-хи.Вариант-Мохт1е. Дика Дукъ(Дика дукъ)-хребет на северной окраине Фуртоуг,в массиве горы Ц1ен лоам. Саьн дукъ(Сян дук) "Олений хребет"-гора(845 м) северный склон Столовой горы. Охкарие(Охкарие)-гора,на южной стороне Джайрах,связанные с нею имеются названия Охкарие ч1одж,Охкариера дог1а хи,Охкурие хьаст. Дакох лоам дукъ(Дакох лоам дук) "Дика(богиня обитает) горы хребет",тянется с севера на юг между Iамг1ал ч1одж корта и Чимарша корта,северный отрог Iамг1ал ч1одж корта и Чимарша корта,северный отрог Iамг1ал ч1одж корта граничит с  Груз.ССР.                                                                                                                                                                                      
Дуьхьаргаш т1е(Дюхаргаште)-развалины давно заброшенного аула на западной окраине Хьарапие,на левом берегу р.Iарм-хи.В основу названия вероятно легло Дуьхьар-первотелка,метель.(народная этимология-Духьал+Гуча+Т1е,т.е на виду,напротив-glg).                                                                                                                                           МИКРОТОПОНИМИЯ
Б1аьг1ара хьаст(Бягара хаст)-родник на северной окраине Духьаргашт1е. Дийкие(Дийкие)-на с-з Духьаргашт1а,пастбище,сенокос.Древний культ может от Дика-богиня добра. Цонашка(Цонашка) "Покосам к"-на северной окраине Духьаргашт1е. Ц1ийлие(Цийлие)-культовое место на южном склоне Мят-лоам,на севере аула Духьаргашт1е. К1уппарштие(Куппарштие)-(?) урочище на окраине Духьаргашт1е.(вероятно "к1ув+бараш+т1е-"у добывающих смолу"-glg). Эрш некъат1а(Эрш неката) "Эрш дороге на"-на северной окраине Духьаргашт1а. Арж ковт1а(Арж ковта) "Арж(?) воротах на"-южной окраине Духьаргашт1а.(Арж может быть и имя собственное от слова Iаьрж(черный)-glg). Доаккхача кхашка(Доккхача кхашка) "Большим пашням к"-на юге Духьаргашт1е. Ткъамашкие(Ткамашкие)-урочище на северной окраине Духьаргашт1е. К1огарашкие(Когарашкие) "Ямам к"-на с-з окраине Духьаргашт1е. Йоккхача гулашка(Йоккхача гулашка) "Большим гулашкам"(?)-на с-з.(очевидно данный топоним отражает местный ландшафт,так как "гуолаш" означает голени или колени,а к(е) топоформант-glg) З1амига гулашка(Замига гулашка) "Маленьким гулашкам"-на с-з. Дукъ-т1а(дук-та) "Хребте на"-на с-з Духьаргашт1а. Iумара дукът1ара кашмаш(Умара дуктара кашмаш) "Умара хребта(с) кладбище"-на с-з аула,солнечные склепы Духьаргашт1е. Ирбиердт1а(Ирбиердта) "Острой скале к"-рядом с.Ц1ийла на северной окраине. К1оагчу(Коагчу) "Яме в"-на с-з окраине Духьаргашт1а. Хьарпхой к1оаг(Харпхой ког) "Харпхойцев яма"-на востоке Духьаргашт1а.                                                                                                                                                                           
Бейни(Бейни)-руины давно заброшенного аула на с-з Харапие рядом Кашет1а.Бейни-так называли ингуши мохевцев,но народная этимология объясняет это название иначе:"Погибшие(воины)".На ю-в окраине Чечни локализуется этническое общество Беной.(мохевцев ингуши называют-Биений,а данный топоним имеет точную основу "Бейна"(павшие)-glg).                                                                                                                  МИКРОТОПОНИМИЯ:
Местой некъена г1ала(Местой некена гала) "Местоя потомков башня"-в черте развалин. Шовхал некъена г1ала(Шовхала некена гала) "Шовхала потомков башня"-в черте развалин. К1ейвер некъена г1ала(Кейвер некена гала) "Кейвера потомков башня"-в черте развалин.Келига некъена г1ала(Келига некена гала) "Келига потомков башня"-в черте развалин. Бейнахой хьаст(Бейнахой хаст) "Бейнахойцев источник"-в черте развалин. Жажайн хьаст(Жажайн хаст) "Жажая источник"-в черте развалин.Выходит прямо из цельного камня. Маьт-лоамт1ара Ц1аьлг(Мят-лоамтара Цялг) "Мят горы святилище"-имеется в виду храм на вершине горы Мят-лоам(Столовая гора),посвященный древнеязыческому божеству огня Цу.Сохранились развалины.Северная окраина Бейни. Жажай хьаст к1алхара к1оаг(Жажай хаст калхара коаг) "Жажая источником(что под) яма"-северная окраина. Ц1е топпар боах к1оаг(Це топпар боах коаг) "Красную глину добывают(где) яма"-на западной окраине. Шина хьун юккъие(Шин хун юккие) "Двух рощ середина-на восточной окраине. Местой некъена хьех(Местой некена хех) "Местоя потомков пещера"-на южном склоне Мят-лоам,на севере Бейни. Шовхал некъена хьех(Шовхал некена хех) "Шовхала потомков пещера"-на южном склоне Мят-лоам на северной окраине. К1ейвер некъена хьех(Кейвер некена хех) "Кейвера потомков пещера"-на южном склоне Мят-лоам на северной окраине. Келига некъена хьех(Келига некена хех) "Келига потомков пещера"-на южном склоне Мят-лоам,на северной окраине. Лиервоккха молха(Лиервоккха молха)-целебный источник.Лиервоккха молха сложилось на основе следующих компонентов:лиер-умирающий,воаккха-спасающий(исцеляющий умирающего).Источник превратился в болото,зарос осокой,тропинок к нему нет.На севере Бейние. Ткъаршие(Тхаршие)-целебный источник недалеко от Бейние.Название могло быть дано по имени верховного древнеязыческого божества Ткъа,который по представлению верующих,ведал небом,громом,молнией,всеми небесными явлениями,но и т1арш-щит,в данном случае могло быть укрепление.В настоящее время место,где находился некогда этот источник удивительных свойств,затянуто болотами,заросло осокой,камышом. Цеп цонашка(Цеп цонашка)-урочище,пологий склон на восточной окраине. Утум-г1ала(Утум-гала) "Утум(?) башня"-на восточной окраине развалин. Берз к1оаг(Берз коаг) "Волчье логово"-на восточно окраине развалин. Ви-хьаст(Ви-хьаст) "Убивающий(?) источник"-на востоке Бейни.Сенокос,лес.(скорее "анафемы источник"-glg). К1иргаг1ача(Киргагача)-урочище на севере Бейни.Этимология не ясна.(К1арг+яг1ача-трухлявое дерево(где)стоит-glg) Бейни ара(Бейни ара) "Бейни поляна"-на западе Бейни.Стадион для военно-спортивных игр.
(Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии.Грозный.1978г.Ч.2.Стр.7-17)
Огромная благодарность А.С.Сулейманову,к сожалению ныне покойному,за этот бесценный и большой труд.(Дала къахетам болба цун.Дала сий доллда цун.)

Топонимия Ингушетии, А.С.Сулейманов, Бейни, Маьт-лоам, Духьаргиште, Фуртовг, Казбек, Армхи, Гвилети, Джейрах

Previous post Next post
Up