К 28-летию Закона «О реабилитации репрессированных народов» - самого гуманного закона России
26 апреля 2019
26 апреля 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал Закон «О реабилитации репрессированных народов». В преамбуле документа говорилось, что «политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной». Было решено способствовать возвращению депортированных народов в те места, в которых они традиционно проживали.
Ниже мы приводим полный текст самого гуманного закона в истории России
З А К О Н
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ
Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам.
Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.
Опираясь на международные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации.
Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.
Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.
В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.
Статья 4. Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Статья 5. Восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляется на основе законодательного регулирования межнациональных отношений.
Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.
Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.
Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Статья 8. Политическая реабилитация репрессированных народов, не имевших своих национально-государственных образований, означает их право на свободное национальное развитие, возвращение в места прежнего проживания на территории РСФСР, обеспечение им равных с другими народами возможностей в осуществлении своих политических прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.
Статья 9. Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению.
Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам устанавливается законодательными актами Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Статья 10. Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР».
Статья 11. Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей.
Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.
Статья 12. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивает силу.
Статья 13. Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу.
Председатель Верховного Совета РСФСР
Б. Н. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов РСФСР
26 апреля 1991 года
№1107-I
Более четверти века существует данный нормативный правовой акт, но положения его, к сожалению, не выполняются в полной мере. Искать виновных - это ворошить все события, последовавшие за принятием данного Закона, в их числе - этническая чистка (геноцид) ингушского населения Пригородного района Северной Осетии осенью 1992 года, военные действия 1994-2002 гг. в Чечне и т.д.
Именно они стали некой надуманной «причиной» для противников полной реабилитации ингушского народа. Впрочем, сегодня нам не стоит ворошить прошлое, надо просто помнить это «вчера» и идти вперед, смотря в будущее. Истина есть, и заключается она в том, что вне зависимости от меняющейся политической конъюнктуры и взглядов, время само всё расставит по своим местам.
Ингушетия, в начале 1990-х гг., на заре своего возрождения, заявила о себе, как о полноправном субъекте новой демократической России - со своей древней и богатой историей, нацеленностью созидать и развивать свою национальную государственность в составе Российского государства.
«Самый гуманный акт» в России принимался в непростое для страны время. СССР был обречен, будущее России и ее народов казалось неопределенным. Репрессированные народы хотели избавиться от клейма преступного режима и добиться полной реабилитации. Это представлялось необходимым, так как неоднократно из уст государственных деятелей Коммунистической партии СССР ранее приходилось слышать, что вас (в т.ч. ингушей) не реабилитировали, а помиловали.
Однако, несмотря на принятый Закон снова подняли головы разномастные «политологи» и «историки», которые в лучших традициях сталинщины (в котором они все еще пребывают) пытаются оправдать депортации целых народов. Для нормального человеческого сознания, инсинуации подобных идеологов от политики и исторической науки неприемлемы. Своими фальсификациями исторических фактов, в угоду псевдогосударственным интересам, подобные «персонажи» лишь тормозят процесс консолидации российского общества и наносят вред самой идее создания в стране полноценного гражданского общества.
Между тем, репрессированные народы России хотят лишь восстановления исторической справедливости, выраженной в полной политической, территориальной, социальной и культурной реабилитации. Это показало бы всему российскому и мировому сообществу торжество права и гуманизма в современной России.
«Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим (депортированным, - авт.) народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов», - отмечается в преамбуле Закона, первая статья которого гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».
Третья статья указывает на то, что «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством».
Отметим, что сам исторический нормативный правовой акт принимался усилиями многих лучших представителей ингушского народа и выдающихся общественных и государственных деятелей России, среди которых были патриарх Московский и всея Руси Алексий II, академик Дмитрий Лихачев и многие другие, которые направили письменные обращения депутатам Верховного Совета РСФСР.
В частности, патриарх российской интеллигенции, ученый, гуманист и высоконравственный человек Дмитрий Лихачев, известный твердой гражданской позицией, в своем обращении отметил: «Восстановление поруганной чести и достоинства репрессированных народов - дело чести народных избранников России!»
Безусловно, нельзя не упомянуть здесь тех наших земляков, кто пробивал не только исторический Закон «О реабилитации репрессированных народов», но и с началом перестройки в стране активно отстаивал возвращение ингушам и другим репрессированным народам их честного имени. Это - патриоты ингушского народа Бембулат Богатырев, Беслан Костоев, Муса Дарсигов, Ибрагим Костоев, Бексултан Сайнороев, Хамзат Фаргиев и многие другие, кто стоял с ними рядом. Весь ингушский народ, который поддерживал своих лидеров и активно помогал им.
Пусть простят нам те, чьи имена здесь не упомянуты, но мы уверены, что ваш подвиг и без высокопарных слов весьма значителен и архиважен для нашего народа. Ваши усилия и высокий гражданский подвиг навечно останутся в памяти ингушского народа.
Подготовил Алмазов И.Г.
http://ingarchive.ru/novosti/k-28-letiyu-zakona-o-reabilitacii-repres.html