Обычай кровной мести в Ингушетии (из очерка Яковлева Н. "Ингуши").

Jan 28, 2012 04:16

          На фоне ежедневно мелькающего в СМИ кровопролития на Кавказе и в частности в Ингушетии за последние два десятка лет,с теплотой вспоминаются застойные 70-80-е годы прошлого столетия,когда в Ингушетии,единичные убийства,происходившие очень редко,долго обсуждались в обществе,на  предмет того- будет ли иметь продолжение данный случай или же стороны найдут в себе мужество,проявят благоразумие и конфликт в соответствии с общепринятыми нормами мусульманской морали будет исчерпан.В этой связи,большой интерес вызывает,описание этих процессов в более ранние времена в очерке Н.Яковлева "Ингуши".Вот,что он пишет:
"Если мы,жители деревень или городов Центральной России,попадём на Кавказ,то нас могут поразить здесь рассказы о частых случаях убийств между горцами,жителями этой страны.Мы услышим,что одно убийство,происшедшее даже только по неосторожности,непременно вызывает другое,так как родственники убитого мстят за его смерть убийце.Эта месть за смерть и называется "кровной местью",или "враждою"(по ингушски "доу"),а люди,которые враждуют друг с другом из-за убийства,называются "кровниками" или состоящими в "кровной вражде"(доухой).Со стороны,нам,русским,может показаться,что все эти убийства происходят только потому,что жители Кавказа меньше ценят человеческую жизнь,чем мы с вами."Удивительный народ!" скажет какой нибудь заброшенный случайно на Кавказ тамбовский крестьянин о наших ингушах,чеченцах и других:"и что это за люди,для них,что барана зарезать,что человека-всё одно."Такое объяснение годится,однако,лишь с первого взгляда." Не перечисляя всех деталей поведения двух враждующих сторон,количество определенных родственников привлекаемых по случаю кровной мести,материальных издержках приводимых Яковлевым,остановимся на его некоторых заключениях: "Существует,целый ряд уплат,которые ставили убийцу и его род в положение данников мстителей и могли превращаться в постоянную кабалу провинившейся семьи с ежегодной выплатой под угрозой смерти бесконечных выкупов.Если же убийца хотел очиститься перед мстителями,освободиться от постоянной угрозы смерти и стать вполне свободным человеком,он должен был вымолить себе прощение и выплатить самый большой выкуп,плату за кровь или "пхя".С этой целью иногда по целым неделям убийца и его род,безоружные,опоясавшись кушаками из белой материи,плакали на могиле убитого,втыкая в землю белое знамя.В посредники выбирали они наиболее уважаемых и влиятельных стариков всей округи,подсылая их к неумолимым мстителям.Старики неделями просили о прощении,становились при этом на колени,и все-таки только в очень редких случаях,когда убийство было явно случайным,ненамеренным,удавалось склонить мстителей к примирению и добиться разрешения внести плату за кровь.А полная плата за кровь во много раз превосходила все достатки горца и исчислялась в 120 коров,3 лошади(из коих одна под седлом),кусок шелка местного грузинского производства и одного быка для угощения в честь примирения.Эту плату с трудом собирали со всей фамилии убийцы и скотом и другим имуществом,стоимость которого нарочно выбранные оценщики с трудом переводили на скот.Примирение сопровождалось обрядом побратимства между главными ответчиками и главными мстителями.И все-таки даже примирившиеся ответчики и их потомки не могли чувствовать себя вполне равноправными свободными ингушами в присуствии своих бывших мстителей;у них сохранялось какое то приниженное,полузависимое положение по отношению к мстителям на всю жизнь.Но случаи такого добровольного прекращения кровной мести были крайне редки.Месть переходила обычно из поколения в поколение до десятого потомка,становилась бичом,постоянно висевшим над головами обреченных.Хозяйство преследуюмой семьи приходило в упадок;под угрозой смерти поля не обрабатывались,скот не выпасался,ежегодные выплаты довершали разорение.Неудивительно,что вся фамилия вздыхала свободнее,когда,наконец месть приводилась в исполнение и кто-нибудь своей жизнью покупал спокойствие своих сородичей;неудивительно,если на почве такой ужасной мести некоторые роды целиком выселялись в дальние края,целые селения разорлись и пустели,и даже брат иногда втайне старался подвести родного брата под удар мстителя,чтобы только самому поскорей освободиться от постоянной угрозы." В наше неспокойное время,когда известное кавказское гостепреимство может сыграть злую шутку с хозяином,любопытно читать у Яковлева о том,насколько святы были понятия "гость и хозяин",среди ингушей в былые времена: "Есть,однако,кроме ближайших родственников убитого,и другие лица,которые,по обычаю,имеют право получить плату за убийство человека,не состоящего с ними в родстве,или мстить за него убийце.Это прежде всего,хозяин дома,в гостях у которого находился убитый.Хозяин,принявший в свой дом гостя,отвечает за его целость и жизнь до той минуты,пока гость благополучно не доберётся туда,куда он собирался доехать,выезжая из дома хозяина.Из разговоров со своим гостем хозяин,конечно всегда знает ближайшую цель его путешествия.И вот,если гостя по пути от хозяина убьют,хозяин требует с убийцы уплаты "халхание"(компенсация за моральный ущерб-glg) за гостя в том же размере,как и за оружие.Права хозяина в глазах ингуша настолько святы и нерушимы,что это правило не знает решительно никаких исключений или смягчающих вину обстоятельств.Если даже заведомый убийца пришёл к кому нибудь в гости,то и тогда кровники,отомстившие ему на обратном пути из гостей,подвергаются мести хозяина дома или платят ему выкуп.Они не отвечают только в том случае,если при 2-х свидетелях заранее предупредят хозяина,что их кровник слишком часто ходит к нему в гости,укрывается у него от мести и потому,мол,пусть хозяин не считает себя на них в обиде в случае убийства.Даже если убийца сейчас же после убийства укроется у кого либо в доме,и прибывшая по следам беглеца погоня устраивает настоящее нападение,требуя выдачи убийцы,старый ингушский обычай решительно запрещает хозяину сделать это."Настоящий" ингуш с оружием в руках должен защищать в таких случаях жизнь гостя,как свою собственную.И если укрыватель достаточно влиятелен,а род его силён и многочислен,то убийца в этом случае может быть почти уверен в том,что в дело вмешаются посредники,нападающие в конце концов согласятся на суд,так как им невыгодно приобретать себе новых влиятельных врагов или,может быть,даже мстителей,обе стороны примут присягу о подчинении решению суда и дело окончится примирением с уплатой всех причитающихся с убийцы выкупов.Наоборот,всякое проявление слабости или уступчивости в этом случае может навсегда уронить робкого хозяина в глазах ингушей,поставить его вне ингушского общества и закона.Нам передавали,что в старое время был в горах такой случай.Один ингушский хозяин,приняв в свой дом спасавшегося от мстителей убийцу,легко выдал егоо преследователям,и те,как всегда в таких случаях,убили кровника.На следующий день явился к нему отец выданного убийцы и сказал:"Ты выдал моего сына,так отдай же мне своего".Несчастный вынужден был исполнить и это требование.С тех пор за ним укрепилась презрительная кличка "дважды умерший",и род его начал считаться наравне с родами рабов;из его фамилии избегали сватать невест и т.д.Словом,этот ингуш,не сумевший с оружием в руках защитить своё право хозяина,как бы потерял при этом все права СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА. (Яковлев Н. "Ингуши",М.1925 г.)

Н.Яковлев, Ингушетия, кровная месть, ингуши

Previous post Next post
Up