В Черногорию мы ездили в июле, у нас была морская и горная части путешествия.
Сперва мы учились на яхтмастеров оффшор и немного ходили на яхте. Немного - это потому, что там особо некуда ходить. Чуть отвлекся, и ты уже в Хорватии. Так что в основном нарезали круги по заливам.
В Будву мы приехали на три дня раньше чартера, чтобы позаниматься теорией. Экзамен на яхтмастера оффшор в основном состоит из сплошных расчетов. Поэтому мы приходили к Славе Каверину учиться в первой половине дня. Решали задачи по прокладке курса с учетом ветра и течения, делали куски других тестов. До занятий я полагала себя чуть менее чем полной тупицей в теории, памятуя о поражении памяти и внимания в последние три года. Но нет, с хорошим учителем и в спокойной обстановке все получается считать. А у Рана все и так было в порядке, ведь капитан и главный теоретик из нас двоих он.
Во второй половине дня мы шли купаться и чуть-чуть гулять. В Будве довольно тесно и жарко. И дорого после Турции. Помню, два года назад мы ехали сюда впервые из Греции и нам казалось все дешевле и вкуснее. А сейчас избаловались.
Яхта наша стояла в марине Лазур, что под Херцег Нови.
Марина очень красивая, неподалеку есть пляжик и магазины.
Еще у нас было два участника из Литвы, которые сдавали экзамен на шкипера, Томас и Юстас, говорили мы с ними по-английски. Я все время про себя называла их «Юстас Алексу» и приходилось мучительно вспоминать второе имя.
Нам выдали огромный Океанис 46, 2014 года выпуска по имени «Стелла». У яхты был грот в закрутку, 4 каюты, широкая корма, которая откидывалась и поднималась как в фильме ужасов. И даже кондиционер был, правда, работал он только от береговых 220 на стоянке.
Вечером все сходили на закупки еды, в магазине удалось разменять 500-ку. Правда, это заняло дополнительное время, пришлось паспорт достать, все кассиры ходили к начальству совещаться. Для тех, кто не знает: в Европе почти невозможно расплатиться купюрой в 500 евро, ее нигде не принимают. Поэтому никогда с ними не связывайтесь.
В воскресенье 9 июля вышли под мотором в марину Тиват тренировать швартовку. Почти до обеда ее и тренировали. Это дело всем полезно и всех очень увлекает.
Потом мы развернули паруса и покатались в Тиватском заливе.
Фотографии той недели почти все про берега этих двух заливов - сперва Тиватского, а потом Которского. Но они красивые, хотя подробностей я уже не помню.
Вот тут прямо крен у людей приличный. Значит, есть ветер.
Переходы всю неделю были очень легкими - на большой яхте не качало, мы ни разу не брали рифы, ни разу не пристегивались. Одним словом, отдыхательный режим.
Вот примерно так.
После обеда дошли до выхода в море, всего накатали 26 миль.
Это крепости на входе в море, всего их три - на берегах по бокам и на острове.
На ночь мы встали на якорь возле острова Мамула.
Сперва это была крепость, потом тюрьма, ну а после из тюрьмы сделали отель. Феншуй в таких местах должен быть довольно своеобразный. Но мы в Новой Зеландии тоже как-то ночевали
в хостеле, переделанном из тюрьмы. Так что это общий тренд, не пропадать же добру.
По вечерам все были заняты делом. Мы с Раном писали тест по правилам МППСС (правила расхождения судов), ребята прокладывали маршрут на следующий день.
На следующее утро ветра не было и сперва мы поехали купаться к пещерам.
Тут есть что-то типа традиционной для Средиземноморья Голубой пещеры.
Когда заплываешь внутрь, а вода светится отраженным светом.
На фотографиях ничего такого особенного, но поплавать приятно.
Потом ветер появился и мы поставили паруса. Обедали в море, после тренировались по кругу выставлять все курсы и настраивать под них паруса с прекрасным ветром 12-14 узлов. Яхта ходит хорошо, даже лучше полным бейдевиндом, чем галфвиндом, больше половины скорости, разгонялись до 8 с лишним узлов.
Странная посудина на горизонте, очень непропорциональная.
Берега.
Слоеные пироги.
Вечером встали в марине Будвы. Настало время экзамена по метеорологии.