Потому что не жаждали признаваться, но хотели обладать. В 1987 году в Минкульте в рамках систематизации архивов нашли упоминание об "уникальных объектах из больного троянского сокровища из Берлина", документ был подписан еще Норой Элиасберг, куратором Пушкинского, которая принимала клад. Антонова и тогдашний министр культуры Губенко наличие клада отрицали, комментировать отказывались и пускать в запасники тоже отказывались. Год или два спустя в архиве Минкульта был найден полный перечень экспонатов клада и протокол передачи в музей. Только после этого в 1994 году представители берлинских музеев были допущены в запасники трофейного искусства и подтвердили подлинность клада. В 1996 была выставка "Золото Шлимана". Это факты из музейной переписки, которая шла через меня. И ряд импрессионистов неофициально вывезли после войны и рассекретили тоже только в девяностые годы в Эрмитаже, мы ходили на ту выставку перед передачей обратно. И до сих пор (по обе стороны, кстати) регулярно всплывают объекты, которые снова и снова передают обратно. А золото Шлимана вот не отдали.
Сегодня, наверное, да. Но тогда великолепно просто, что и золото Шлимана, и Пергамский алтарь, и много всего другого вывезли. Античный мрамор турки при необходимости обжигали в печах типа угольных, мрамор когда распадается от высокой температуры, получается зола примерно как цемент. Они его разводили водичкой и шарашили цементом на строительные проекты. А также использование античных мраморов для строительства своего-чего-угодно. А также указанная выше переплавка золота и восприятие древних артефактов как золотого лома. Собственно, Германия потому так эффективно и сотрудничала с Османской империей в области археологии (правда, это было уже с 1870-х, Шлиман пришел сам и был первой ласточкой), что Германии нужно было добрать в музеи античных оригиналов (у них очень классическое образование, латынь-греческий до сих пор много где преподают), а Турция не воспринимала античность как свое собственное наследие и готова была его продавать по сходной цене. (А Греция, например, уже готова не была, потому что там травматически потоптались англичане)
Согласна. Тут еще можно попрыгать на античном наследии вволю без посторонних глаз, чего в Греции уже фиг сделаешь давно. Но уже археологические зоны облагораживаются и коллекции приводятся в порядок.
вообще и Помпеи производили гораздо более органичное впечатление, когда все, что сейчас в Национальном археологическом музее, было прямо там на месте. Но тырили же только так. Так что к тому, что люди, умеющие сохранять античное наследие, в какой-то момент перевезли его в безопасное место, лично у меня претензий нет ни малейших. Если страны нахождения экспонатов сегодня будут готовы обеспечивать нормальный уровень сохранности экспонатов на месте (чтобы не разворовали, не разрушили и от землетрясений не пострадали), я только за. А то я помню Пальмиру, и у меня до сих пор сердце кровью обливается.
"чтобы не разворовали, не разрушили и от землетрясений не пострадали" По-моему, в реалиях современного мира это совершеннейшая фантастика :-( Нет такого места, где это могли бы обеспечить.
Во всяком случае, Нефертити в Новом музее Берлина, на мой взгляд, в гораздо большей безопасности, чем в Египте. Хотя, конечно, ей было бы органичнее на своей земле.
В 1987 году в Минкульте в рамках систематизации архивов нашли упоминание об "уникальных объектах из больного троянского сокровища из Берлина", документ был подписан еще Норой Элиасберг, куратором Пушкинского, которая принимала клад. Антонова и тогдашний министр культуры Губенко наличие клада отрицали, комментировать отказывались и пускать в запасники тоже отказывались. Год или два спустя в архиве Минкульта был найден полный перечень экспонатов клада и протокол передачи в музей. Только после этого в 1994 году представители берлинских музеев были допущены в запасники трофейного искусства и подтвердили подлинность клада. В 1996 была выставка "Золото Шлимана". Это факты из музейной переписки, которая шла через меня.
И ряд импрессионистов неофициально вывезли после войны и рассекретили тоже только в девяностые годы в Эрмитаже, мы ходили на ту выставку перед передачей обратно.
И до сих пор (по обе стороны, кстати) регулярно всплывают объекты, которые снова и снова передают обратно.
А золото Шлимана вот не отдали.
Reply
Место ему по-честному в том троянском музее, чтобы хоть люди могли посмотреть. Но туда его точно не отдадут.
Reply
Собственно, Германия потому так эффективно и сотрудничала с Османской империей в области археологии (правда, это было уже с 1870-х, Шлиман пришел сам и был первой ласточкой), что Германии нужно было добрать в музеи античных оригиналов (у них очень классическое образование, латынь-греческий до сих пор много где преподают), а Турция не воспринимала античность как свое собственное наследие и готова была его продавать по сходной цене. (А Греция, например, уже готова не была, потому что там травматически потоптались англичане)
Reply
Reply
Если страны нахождения экспонатов сегодня будут готовы обеспечивать нормальный уровень сохранности экспонатов на месте (чтобы не разворовали, не разрушили и от землетрясений не пострадали), я только за.
А то я помню Пальмиру, и у меня до сих пор сердце кровью обливается.
Reply
По-моему, в реалиях современного мира это совершеннейшая фантастика :-( Нет такого места, где это могли бы обеспечить.
Reply
Reply
Leave a comment