Солнце в день солнцестояния , а также несколько дней до и после него, надолго застывает в зените. В некоторых культурах Северного полушария Земли день летнего солнцестояния считается началом лета.
А вот в Древнем Египте день солнцестояния был первым днем нового года. В эти дни восходил Сириус и разливался Нил.
«Восход Сириуса и паводок Нила совпадал с любимым древними египтянами празднеством «Открытие года». В этот день в Мемфисе зажигались огни и по всей стране начинались торжества, посвященные реке, дарующей жизнь. Тысячи ладей, начиная от церемониального царского корабля и завершая тростниковой лодкой пахаря, появлялись на реке.
Накануне праздника, в «последнюю ночь года», египтяне дарили друг другу маленькие статуэтки кошек, которые должны были умилостивить грозную львиноголовую богиню Сехмет, в эту ночь составляющую при помощи двух павианов списки людей, к которым в наступающем году будут посланы ее стрелы-змеи, несущие смерть и болезни.
В реку бросали бесценные свитки папируса - «Книги Нила» с перечнем приношений, подносили жертвы, возносили моления. Все святилища Египта готовили к этим празднествам свои дары, среди которых - статуэтки Нила, выполненные из 21 разновидности материала - золота, серебра, железа, лазурита, алебастра, бронзы - и принесенных в дар речным водам.
После завершения праздничной церемонии вся страна начинала готовиться к новому торжеству, которое через год должно было вновь провозгласить силу великой реки. Горячо ожидаемый подъем Нила определяли храмовые ниломеры, движение воды в которых позволяло предсказать обычный, недостаточный или же чрезмерный разлив и подготовить страну к наступлению реки. Вместе с первым подъемом воды начинали играть на арфе. Так наступал День Года, время обновления солнечными лучами статуй богов, вынесенных процессиями верховных жрецов из святилищ на крыши храмов.
Новую, чистую воду набирали в священные сосуды для использования по нуждам культа. Большой новогодний сосуд Амона, увенчанный крышкой в виде головы овна в парадной короне, выносили на носилках сквозь врата первого пилона храма в Карнаке во главе большой процессии; жрецы окуривали сосуд благовониями, а за ним следовали носители меньших божественных сосудов и чаш. Наполненный водой сосуд с ликованием вносили обратно в храм. В реку бросали сосуды с молоком, медом, вином и маслом, в обмен наполняя специальные «новогодние сосуды» нильской водой.
На этих сосудах, чаще всего делавшихся из фаянса или глины, можно найти не только иероглифическое пожелание «хорошего Открытия года», но и изображения маски Хатхор или ее священной коровы на ладье, которые подчеркивали связь половодья с богиней, дочерью Солнца, которая, удалившись из Египта в неведомые южные земли, вновь вернулась, неся с собой ликование и благодать. У горлышка «новогодних сосудов» зачастую изображались две фигурки обезьян - павианов, держащих перед богиней свиток с именами живущих."
Солкин В.В. «Столпы небес. Сокровеный Египет».