Доисторическое искусство

Jan 17, 2014 21:30



Каньон Сего, штат Юта

Петроглифами называют изображения, высеченные на камнях и скалах во многих местах земного шара. Пришедшие к нам из глубины веков, уникальные памятники наших предков кладут начало истории изобразительного искусства. Способность создавать изображение и воспринимать его и есть то немногое, что отличает человека разумного.




Каньон Сего, штат Юта

Эти рисунки неплохо сохранились до наших дней.
Найдены они и в каньонах Северной Америки. Не одно поколение археологов пыталось понять духовный мир людей, которые населяли континент тысячи лет назад и оставили после себя наскальные рисунки. А для современных индейцев места, где обнаружены эти изображения, до сих пор имеют огромное значение и являются святыми. Существуют десятки тысяч петроглифов.



Каньон Лошадиная Подкова

Каньоны - своего рода визитная карточка США. Вековые скалы каньонов хранят в себе удивительные истории древности.
Все здесь пропитано духом коренных жителей Америки - индейцев, оставивших потомкам удивительные петроглифы, изображавшие их быт.



Каньон Сего, штат Юта

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, первоначально известного под названием Барьерный Каньон - это важнейший и самый знаменитый памятник первобытного изобразительного творчества в штате Юта (США).
Место, где река Колорадо огибает гигантскую скалу в причудливом изгибе - одно из самых живописных во всем Гранд Каньоне. Каньон Лошадиная Подкова образован устойчивым к эрозии песчаником мезозойской эры и является составной частью обширного плато Колорадо.



Наскальные рисунки с силуэтами людей были найдены и в других каньонах плато Колорадо. Все они выполнены в одном стиле, получившем название «стиль Барьерного Каньона».



Стилизованные человеческие силуэты величиной до двух метров вписаны в спрессованные в течение миллионов лет сложные скальные поверхности песчаников. Общим для скоплений изображений каньона является отсутствие культурного слоя перед ними и единый стилистический канон, обеспечивающий их удивительную внутреннюю мощь. При зрительном изучении петроглифов почувствовать удаётся намного больше, чем увидеть.



Безусловно, большинство древних рисунков имело культовый смысл. Но существует также много «практических» или «бытовых» изображений. Одни рисунки делались для того, чтобы обозначить тропу, указать путь к воде, отметить границы территории клана. Другие были иллюстрациями к мифам. Кроме того, индейцы высекали изображения, чтобы увековечить память об удачной охоте или героическом поступке точно так же, как теперь возводят монументы в честь различных знаменательных событий.



К числу наиболее ранних петроглифов принадлежат крупные антропоморфные фигуры - изображения людей или духов в человеческом облике с рогами и телами геометрической формы, похожих на пришельцев с других планет.
Эти рисунки сохранились наиболее плохо, они расположены тесными группами. Эти ранние человекоподобные фигуры являются целостными по замыслу и стилю изображения. Главную черту этого единства можно определить как «эпический монументализм».



Все фигуры имеют широкие плечи, подчеркнуто узкую талию, могучие бедра. Художникам удалось подчеркнуть силу и мощь изображаемых существ. Впечатление монументальности подчеркивают крупные размеры изображений и сходство позы фигур.





Что касается идейного содержания наскальных рисунков, то в их основе могут быть ритуальные действия и шаманизм.
На такой характер изображений указывают шаманские головные уборы. На изображениях можно видеть рогатых духов Воды, туловище которых передавалось треугольником.



Наскальные рисунки раскрывают мысли и чаяния древних людей, связанные с охотничьей жизнью, с заботой о благополучии. В основе этих изображений находится первобытная охотничья магия, стремление овладеть зверем. Люди питались мясом бизона и лося, одевались в одежду из их шкур, из костей делали оружие и предметы быта: наконечники стрел, проколки и украшения.



Песчаные скалы каньона Сего в штате Юта испещрены петроглифами не менее трех индейских культур и представляют собой искусство разных периодов ранней американской истории.
Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад. В 13 веке индейские поселения были заброшены, возможно, по причинам длительной засухи.

петроглифы, Искусство

Previous post Next post
Up