Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить…
А.С.Пушкин
Корабль прошел через историю человечества в таком многообразии классов, типов, видов, что только лишь перечисление их с самыми краткими определениями заняло бы не один том. Нас в этом развесистом генеалогическом древе интересует лишь одна ветвь - но это одна из самых мощных и раскидистых ветвей. Контуры ее определяют афинская трирема - римская либурна - византийский дромон - венецианская галера.
Не могу здесь не привести цитату из упомянутого уже выше А.Б. Снисаренко. Вот что он пишет о галере на стр.77 своей книги «Рыцари удачи. Хроники европейских морей» (СПб, Судостроение, 1991):
«Пожалуй, ни один класс
судов не породил столько противоречивых мнений,
нередко на грани фантазий, как этот. Забавно читать,
как иные «знатоки» переписывают друг у друга
«параметры галеры» - «точную» (до сантиметра!) длину,
ширину и осадку, водоизмещение и вооружение и много
чего еще. А между тем никогда и ни в одной стране не
существовало такого типа судна, как галера. С самого
начала это было собирательное, родовое понятие,
включавшее в себя ряд общих признаков,- точно так же,
как не существует просто судна дау. Даже слово
«класс» приложимо к галере с существенными
оговорками, так как галерами могли быть суда разных классов.
Применительно к античности, например, галерой
принято называть любое деревянное гребное или парусно-
гребное судно, не подходящее под понятие челнока.
Галера могла иметь один ряд весел (как пентеконтера),
два (либурна), три (триера), различаясь, естественно,
всеми своими признаками. Так повелось, и ничего тут не
поделаешь.»
Вот уж действительно, ничего тут не поделаешь. При всем честном народе, не во тьме ночной, а при ярком солнце происходит подмена понятий. Снисаренко смешивает термин галера как общеродовое понятие для парусно-гребных судов, распространенное по аналогии с существовавшей конкретной галерой, на все парусно-гребные суда всех веков и народов, с одной стороны, и галеру как конкретный тип корабля, возникновение, развитие и смерть которого можно проследить довольно просто по документам прежних эпох.
Если следовать логике Снисаренко, то не было таких кораблей как броненосцы. Броню носили и носят многие и многие типы кораблей и все их можно условно отнести к броненосцам. Но ведь не выкинешь из истории броненосец «Потемкин», даже если бы он не стал главным героем фильма Сергея Эйзенштейна. Можно бы его назвать каким-нибудь заковыристым иностранным словом, но ведь в период его существования в России еще не было такого мощного давления на словарь со стороны одного языка, какое отмечается в наше время, поэтому были миноносцы, а не дестройеры, броненосцы, а не айронклэды или что-нибудь вроде этого и т.п. Следуя такой же логике, придется вычеркнуть из голландской истории йот (“yacht”), «охотник», преследовавший пиратов на Балтике, лишь потому что яхты нынешних олигархов и маленькие прогулочные яхты - суда совсем не одного и того же класса и имеют, в общем-то, мало общего со старым йотом.
Нельзя не возразить Снисаренко и относительно размеров галер, точность («до сантиметра!») которых в работах некоторых ислледователей его так забавляет. Если не посчитать за труд обращение к документам XIII-XIV-XV веков, то можно найти там протоколы заседаний «судостроительных советов» того времени, например, в Венеции, утверждавших регламенты на постройку галер, где предписываемые размеры указывались с точностью до долей дюйма, как раз «до сантиметра», и не считаться с этим добросовестный историк не может. Валить в одну корзину античные триеры, арабские дау, средиземноморские галеры и применять к ним один аршин не есть достоинство, которым следует гордиться.
Галера была конкретным и осязаемым кораблем, а не призраком. И все же есть что-то мифическое в ее появлении. В темные века вошел дромон - а вышла оттуда галера, уже в конце 11 века вытеснившая само слово дромон. Что произошло в этом черном ящике, размеры которого почти три века - можно только догадываться. Но мы гипотез измышлять не будем, а попытаемся в дальнейшем лишь разобраться в некоторых очевидных фактах.