Коки (коги)
В XIII-XIV веках на Средиземном море возникает острая потребность в значительном удешевлении морских перевозок при сохранении, а по возможности и увеличении грузоподъемности парусных кораблей. В результате появляется новая модификация нефов, которая сравнительно быстро превращается в самостоятельный тип корабля - кок. Главным отличием нового корабля от его предшественника явились прямое парусное вооружение (средиземноморская нава, как мы помним, имела латинские паруса) и навесной руль на ахтерштевне (в отличие от пары рулевых весел на навах). Обводы нового корабля стали менее круглыми, что улучшило его мореходные качества. Однако отношение длины его к ширине осталось небольшим. Строились коки, как и навы, различных размеров. Некоторые из них имели водоизмещение до 1500 тонн, что позволяло разместить на судне 700-800 и даже более человек. Первоначально грузовые суда для морской торговли, коки вскоре стали широко использоваться и в качестве военных кораблей.
Битва при Слёйсе. Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара
Переход к новому типу, хотя и быстрый, происходил через ряд промежуточных ступеней. Соответственно, менялись и его названия. Вот далеко не полный перечень орфографически различных названий этого судна в средиземноморском бассейне: coca, choca, cocha, coqua, cocqua, qoqa, cog, coga, coha, koga, kogge, cogue, coque, coke, coge, cochis, coggis, kogcho, kocho, quoche, choque… Этих названий так много, что Laureano Carbonell Relat (“La «Coca», Nave del Medioevo” Revista de Historia Naval, 1986 №15) даже попытался дать их полный перечень, расположив названия кораблей в зависимости от конечной буквы. Список получился внушительный.
Этимология этого термина достаточно запутана и туманна, во многом имеет национальную окраску. Широко распространено мнение, что термин произошел от латинского concha - раковина. Аналогично рассуждая, можно прийти к утверждению, что и германское написание kogge также происходит от слова kok, имеющего тоже значение «раковина». Некоторые исследователи утверждают, что коки в своем названии имеют “арабский след». Так упоминаемый уже выше L. Carbonell Relat, изучив конструкцию арабских кораблей той эпохи, связывает европейский кок с арабскими kuggi и kuggr, которые, по его мнению, произошли от арабского koggi, « бочка».
Иллюстрация из манускрипта «Макамат» ал-Харири (1237)
Однако следует учитывать, что впервые корабли, которые можно назвать когами, упоминаются еще в 948 г. в северогерманских документах. Эти ранние коги находились под воздействием грузового судна викингов кнорра (Knarr) и имели кормовое рулевое весло. Навесной руль появился в Европе, как мы уже отмечали, около 1240 г.
Появление первых коков (когов) в том виде, в котором мы их сейчас себе представляем, большинство авторов связывают с Нормандией XI века, эпохой захвата Англии Вильгельмом Завоевателем. Основанием для этого служит упоминание кока в записях под 1066 и 1296 годами в Хронике Матфея Вестминстерского. Однако сейчас практически доказано, что такого хрониста не существовало вообще, что текст хроники написан между XIII и XIV веками, поэтому опираться на нее как на свидетельство появления термина в 1066 г. некорректно, скорее всего анонимный автор использовал известные ему термины из более позднего времени для обозначения кораблей эпохи Вильгельма Завоевателя.
Более весомыми являются свидетельства появления термина в германских землях XII века (E. Steinmeyer, E. Sievers Die althochdeutschen Glossen (1895)) в форме kogcho и kocho. В это время германцы под так печально нам известным лозунгом «Дранг нах Остен» вели территориальную борьбу с западнославянскими народами, особенно в бассейне реки Лаба и прибрежных регионах Балтийского моря от Шлезвига до Прибалтики. Рост населения этих территорий вследствие немецкой миграции и повышение вследствие этого потребностей в товарах привели к быстрому развитию торговли. В XII веке сформировалась Ганза как союз купцов, затем как союз купеческих гильдий и к концу XIII века как союз городов. В течение следующего столетия немецкие города достигли доминирующего положения в торговле на Балтийском, а затем и на Северном море. Центром морской торговли в этом регионе стал Любек. Основным транспортным средством ганзейских купцов стали когги, изображения которых были помещены на городских печатях Любека, Штральзунда, Данцига и других городов Ганзейского союза.
Городская печать Штральзунда (1329) (Kulturhistorischen Mseum in Stralsund )
Но упоминание о коггах встречается не только в источниках, связанных с деятельностью Ганзейского союза. В анонимной Historia anónima de Jerusalén, написанной в 1177 г. и опубликованной в Gesta Deiper Francos в 1611 г. упоминаются корабли типа coca. А в XIII веке coca (coga, coge, cogam, coggis, coggone) упоминается уже практически во всех документах от Гаскони до Фландрии, включая сюда и Англию.
Археологические изыскания дают основания для гипотезы, что местом рождения кока стало побережье Фризии, западной Ютландии.
Монеты с изображением кораблей типа кога (Dorestad, IX век).
Поэтому в настоящее время стало традицией считать, что коки были заимствованы мореплавателями Средиземноморья у кораблестроителей Северного моря, предположительно в конце XIII - начале XIV века. В Барселоне использовали коки начиная с первой половины XIV века. В генуэзских источниках кок впервые упоминается в 1286 году, в Венеции - немного позже - начиная с 1312 года. Нотариус Domenico сделал в этом году запись, что «navis vocata chocha» под командованием Beletus Vido, перевозивший груз соли, потерпел кораблекрушение в 1310 году. Примерно с 1400 года использовать коки начинает наряду с частными купцами и Венецианское государство. Большие конвои, которые ежегодно отправлялись из Венеции в поисках хлопка на Кипр и вина на Крит, состояли в основном из коков, особенно, когда галеры были заняты в военных предприятиях Венеции или вынуждены были оставаться поблизости от столицы, чтобы отразить ожидаемую военную угрозу. Но все же темпы внедрения коков в венецианскую морскую торговлю были заметно ниже, чем в Генуе, которая легче и быстрее стала отказываться от галер.
Первоначально корпус средиземноморских коков был, как и у их северных собратьев, набран внакрой (в клинкер), т.е. кромка вышерасположенной доски обшивки накладываются на кромку нижележащей доски, в отличие от принятого на Средиземном море соединения вгладь, встык (кравель).
Поперечное сечение кока (Центральный морской музей, Гданьск)
Однако почти сразу же нижнюю часть корпуса стали набирать вгладь, чтобы уменьшить сопротивление воды движению судна, а затем и весь корпус как и прежде стал набираться встык.
Средиземноморский кок первоначально имел только одну мачту и прямое (прямоугольное) парусное вооружение.
В XIV веке на коке в носу появилось некое подобие бушприта, что позволило в первой четверти XV века поставить уже две мачты, а в середине этого века довести число мачт до трех.
В начале XIV века существовали коки, имеющие до трех палуб. Водоизмещение их колебалось от 20 до 400 тонн. Веком позже генуэзцы располагали коком, имевшим водоизмещение 1500 тонн.
С середины XIII века коки, как купеческие, так и принадлежащие корсарам, имели на носу и корме по довольно высокой надстройке (кастль), иногда выходившей за габариты корпуса.
Кастли были прикрыты легкой деревянной обшивкой или обтянутыми кожей щитами, защищавшими моряков и воинов во время боя. Для размещения лучников предназначались и площадки или «бочки» на топе мачты. Эти сооружения хорошо видны на изображении битвы при Слёйсе в 1340 году, первого крупного морского сражения Столетней войны, приведенном в начале поста.
Вот как описывает кок Н.П. Боголюбов в своей «Истории корабля» (т.1, 1879, с.203-204):
Кокъ (сосса, cogo, cocho, cogge, cog, cok). Многіе писатели, говоря объ этихъ судахъ, согласны что онѣ принадлежатъ сѣвернымъ морямъ и относятъ ихъ начало ко времени завоеванія Англіи Норманами. Коку приравниваютъ они къ нефу, говоря, что она коротка, сравнительно очень широка, высока и сидитъ глубоко въ водѣ, почти на глубину равную своей ширинѣ,но сравнительно съ нефами легче на ходу и быстрѣе при поворотахъ. Кока встрѣчается въ документахъ XIII в. и доходитъ до XVI в. Англичане называли ее cock-boat. Въ 1331 г. была кока San Clementi o трехъ палубахъ и съ 500 человѣками матросъ и войска, но были и такія, на которыхъ помѣщалось до 800 и болѣе. Казари опредѣляетъ кокамъ грузу до 1500 тоннъ. По Сицилійскимъ хроникамъ, коки входили въ составы флотовъ какъ суда военныя, вмѣстѣ съ галерами и другими боевыми кораблями. Изъ всего этого слѣдуетъ заключить, что коки были большія грузовыя суда, имѣвшія сходство съ нефами, способные и къ военному дѣлу. Надо полагать (за неимѣніемъ другихъ данныхъ), что вооруженіе и парусность были также подходящія, мѣнявшіяся къ лучшнму сообразно съ временемъ. Байона первая ввела у себя коки и распространила по Средиземному морю.
Более прочная конструкция корпуса кока по сравнению с нефом позволяла новому типу кораблей совершать далекие морские и даже океанские плавания практически в любую погоду (мореходность коков, построенных в наше время по образцу своих древних собратьев, сохранялась по крайней мере при волнении до 6 баллов). Это удалось установить благодаря находкам морских археологов за последние пару десятилетий. Особенно интересными оказались находки останков немецкого кога в Бремене и голландского в Кампене. Прочность корпуса обеспечивалась мощными поперечными балками, концы которых выходили за пределы бортов.
Бременский когг (1380) в Бременсхавене (Deutsches Schiffahrtsmuseum)
О той роли, которую коки сыграли в морской торговле Венеции и взаимоотношении этих достаточно крупных судов с более мелкими торговыми судами мы поговорим в следующий раз.