Галеры для перевозки лошадей

Dec 07, 2011 19:10



Хаос в семье, все друг другу не нравятся…
         Лесков. Зимний день

Эпиграф к тому, о чем все сейчас стучат по клавишам.. О выборах. На эпиграфе о них и закончим. И перейдем к нашим лошадям.

Транспортировка лошадей в VI веке

Рассказывая о перевозке лошадей по морю, мы особо остановились на античной эпохе и на Византии после IX века, а также на периоде Крестовых походов. Однако за рамками рассказа совершенно напрасно оказался VI век. Век славного византийского полководца Велисария, военные подвиги которого так красочно описаны Прокопием Кесарийским.



Велисарий. Гравюра с работы итальянского художника Сальватора Роса (ROSA, Salvator, 1615-1673)



Морская экспедиция Велисария 533 года к королевству вандалов Африке благодаря Прокопию известна в подробностях. Прокопий писал, что Велисарий взял с собой 5000 всадников (hippeis) (Procopius, History of the wars with an English translation by H.B. Dewing Published 1914 by S. Heinemann in London . Текст приведен на греческом с переводом на английский. Перевод на русский буду цитировать по Прокопий Кесарийский. "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история." М. Наука. 1993. пер. Н. Н. Чекаловой):

… шло приготовление и войска против Карфагена - десяти тысяч пеших и пяти тысяч всадников, набранных из регулярных солдат и из федератов.
         III.xi.2

В комментарии к русскому изданию написано: «Цифровые данные, касающиеся размеров войска, скорее всего точны, ибо основаны на официальных источниках, которые Прокопию как личному секретарю Велисария были вполне доступны.»

Однако некоторым историкам (J.H.Pryor и др.) численность всадников представляется завышенной, учитывая, что было всего 10 000 солдат (stratiōtai). По их мнению, представляется маловероятным, что византийцы обладали технологией транспортировки такого большого числа лошадей по морю от Константинополя до Африки, которая, по словам Прокопия, заняла три месяца.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что какое-то число лошадей было перевезено по этому маршруту, так как в Гераклее на суда было загружено несколько лошадей из императорского табуна во Фракии:

Весь флот следовал за кораблем главнокомандующего. Затем он пристал к Перинту{город на северном берегу Мраморного моря}, который теперь называется Гераклеей. Здесь войско провело пять дней, так как василевс одарил стратига большим количеством коней из своих табунов, которые у него пасутся по всей Фракии.
          III .xii.6

Кроме того, имеются непосредственные указания на то, что лошади находились на кораблях Велисария. Прокопий упоминает о выгрузке лошадей, вложив эти слова в уста Велисария во время его обращения к подчиненным командирам перед высадкой:

Я утверждаю, что надо немедленно высадиться на сушу, спустить с судов лошадей, перенести оружие и все остальное, что по нашему мнению, нам пригодится, спешно вырыть ров, укрепить его палисадом, который нам обеспечит безопасность ничуть не меньше любой стены и, если кто-либо пойдет на нас, отсюда развернуть военные действия.
          III.xv.29

Затем Прокопий пишет, что во время сооружения укреплений в месте высадки они наткнулись на большие запасы воды, достаточные, чтобы удовлетворить потребности всех воинов и животных:

Тут тем, кто копал ров, явилось великое чудо: из земли показалось много воды, чего прежде в Бизакии не было никогда, и вообще эта местность считалась безводной. Этой воды было вполне достаточно для всякой потребности, как для людей, так и для животных.
          III.xv.35

Очевидно также, что кавалерия использовалась в последовавших боевых действиях, а заключительное сражение при Трикамаре происходило почти исключительно между всадниками:

…на правом крыле находились Папп, Варват и Эган, а также все предводители конных отрядов. В центре был поставлен Иоанн, имея при себе щитоносцев и копьеносцев Велисария, а также войсковое знамя. Сюда вовремя прибыл и Велисарий с пятьюстами всадниками, покинув медленно продвигавшуюся сзади пехоту.
          IV.iii.4
Так что же, выходит, что Велисарий привез с собой из Византии боевых коней? Не будем торопиться с этим выводом.

Год спустя, в начале Готской войны в Италии, королева-регентша остготов, дочь Теодориха Амалазунта заявила о том, что оказала Велисарию неоценимую помощь в захвате Африки, обеспечив его армию большим числом лошадей:

… о великий государь; вспомни, когда ты шел походом против вандалов, мы ни в чем тебе не препятствовали, но предоставили тебе и свободный путь на врагов, и с великой охотой продавали тебе все, что тебе было необходимо; между прочим мы доставили тебе такое большое количество коней, благодаря которому главным образом и была одержана тобою победа над врагами. Ведь имя союзника и друга по справедливости заслуживает не только тот, кто в бою предоставляет свое оружие в распоряжение своим близким, но и тот, кто является готовым служить всем тем, что необходимо для войны.
          V.iii.29

Помимо этого, часть лошадей кавалеристы Велисария могли получить на Сицилии:

В тот же день попечитель государственной почты перешел на сторону римлян, передав им всех казенных лошадей.
          III.xvi.12

Ну и, конечно, Велисарий наверняка имел возможность захватить лошадей у вандалов в Африке:

… кони, верфи, вся Ливия и, более того, сам Карфаген уже в руках врагов.
          III. xxv.15

В итоге нет ясности, сколько лошадей взял с собой Велисарий из Константинополя.
Но несомненно, что на короткие расстояния перевозить лошадей византийцы могли. Об этом имеется много свидетельств, в частности, в описании последующей за походом в Африку Готской войны. В 547 г. Велисарий переправился из Рима на Сицилию и затем в Таранто с 700 всадниками и 200 пешими воинами. Однако, суда, на которых осуществлялась эта перевозка, скорее всего не были еще оборудованы кормовыми портами и сходнями для выгрузки лошадей. Косвенным подтверждением этого тезиса может служить провал попытки снять осаду с крепости Русцианы, когда кораблям Велисария, разметанным штормом, не удалось высадить десант на побережье, охраняемое всадниками короля готов Тотилы, так как у них не было возможности с ходу вступить в бой. Велисарий вынужден был отступить к Кротону, произвести там выгрузку воинов и лошадей после чего сухопутным путем отправиться в Пицену.

Между тем Велизарий … собрал большой флот и тотчас же с поспешностью поплыл к Русциане, стараясь всячески помочь осажденным. … Но во время этого похода поднялась ужасная буря, и, кроме того, весь этот берег не имел никаких гаваней; поэтому все корабли были разбросаны далеко друг от друга, так что им пришлось здесь бесполезно потратить много времени. Собравшись в гавани Кротона, они вновь отплывают к Русциане. Когда варвары увидали флот, они вскочили на коней и вытянулись вдоль всего берега, имея намерение помешать неприятелям организовать высадку.



Вандальский всадник. Мозаика.

Тотила поставил их в большом числе на берегу против корабельных носов, причем одни из них были вооружены копьями, другие стояли с натянутыми луками. Увидя это, римляне испугались и никак не решались подойти близко к берегу, но, поставив недалеко корабли на якорь, они ничего не предпринимали; потом, отказавшись от высадки, они повернули назад и, отплыв в открытое море, вновь пристали к кротонской гавани.
         VII.xxx.9-15

Транспортировка лошадей на короткие расстояния - это одно, но длительное путешествие требует качественных изменений используемых судов. В 533 году лошади армии Велисария в основном перевозились скорее всего на парусных судах. Из записей Прокопия нам известно, что флот тогда состоял из 500 кораблей грузоподъемностью от 3000 до 50 000 medimnoi, что соответствует 50-825 тонн.(« Для этого войска потребовалось пятьсот кораблей; из них ни один не поднимал больше пятидесяти тысяч медимнов, но и не меньше трех тысяч.») Парусные корабли для такого длительного путешествия были конечно предпочтительней галер. И хотя «были у них и длинные корабли, приспособленные для морского боя, в количестве девяноста двух», лошадей на них вряд ли помещали.
О том, какие условия необходимо было соблюсти для того, чтобы корабль смог принять на борт лошадей, поговорим в следующий раз.

Велисарий, галеры для перевозки лошадей, Прокопий Кесарийский

Previous post Next post
Up