Галеры для перевозки лошадей

Oct 31, 2011 18:59


Античность и Византия

«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
          В. Маяковский «ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»



Мозаика III-IV вв. из серии «Большая охота». Пьяцца Армерина, Сицилия

В античной истории и истории Средних веков достаточно примеров перевозки лошадей морем, однако большая часть этих примеров относится к транспортировке на короткие расстояния. Регулярные перевозки всадников вместе с лошадьми на длинные дистанции стали осуществляться лишь начиная с XII века, когда Венеция, а за ней и другие страны создали специальные корабли для обеспечения Крестовых походов. Это были как гребные, так и парусные корабли типов тарида и хеландий (о втором типе мы уже много говорили можно посмотреть по тегу, о тариде расскажем позже), с такой же системой гребли alla sensile, как и на биремах-галеях, на которых оба ряда весел располагались поверх палубы, оставляя таким образом трюм пустым для груза и лошадей. Сделаем короткий обзор развития транспортных судов для перевозки лошадей в период, предшествующий XII веку.

Первые свидетельства о переделке старых судов, νῆες (nēes) в транспортные средства для лошадей (nēes hippagōgai) мы встречаем у Фукидида, который описывает доставку кавалерии ἱππεῖς (hippeis) на Пелопоннес в 430 г. до н.э.:

В то время как пелопоннесцы находились еще на равнине, Перикл до появления их в приморской области снаряжал сто кораблей к нападению на Пелопоннес и по окончании приготовлений вышел в открытое море. На корабли он взял с собою четыре тысячи афинских гоплитов и триста человек конницы на судах, приспособленных к перевозке лошадей; тогда впервые сделаны были такие суда из старых кораблей
         История, II.56.1-2

Трудно по этому отрывку судить о типе используемых судов, но скорее всего это были не гребные триеры того времени, а парусные суда. Но перевозка лошадей по морю в то время была скорее исключением, чем правилом. Тот же Фукидид, излагая выступление Афинагора перед Сиракузским собранием, писал, что афиняне не были способны доставить лошадей для захвата Сицилии в 415 г. до н.э. Они перевезли 30 hippeis; однако Прайор в своей книге «Век дромона» сомневается, что всадники взяли лошадей с собой. Действительно, в первых сражениях афиняне несли тяжелые потери, потому что у них не было кавалерии для противостояния врагу. В течение зимы 415-414 гг. до н.э. они послали в Афины запрос на деньги и кавалерию. Было послано 259 кавалеристов, но без лошадей, так как ожидалось, что лошади будут получены на Сицилии:

По прибытии в Катану афиняне нашли там двести пятьдесят конных воинов, прибывших из Афин со сбруей, но без лошадей, так как последних они должны были достать на месте;
          Там же, VI.94.4

Таким образом, афиняне не пытались перевозить лошадей на Сицилию морем, так как у них не было для этого возможностей. Очевидные свидетельства о транспортировке лошадей на судах появились лишь в позднюю античность. На мозаиках Карфагена и из Пьяцца Армерина на Сицилии (историки не исключают, что обе были созданы одной и той же бригадой художников), показаны сходни для погрузки лошадей на суда. На мозаике из Карфагена сходня поставлена к носовой части корабля:



Мозаика из Dermech, Carthage, начало IV века

На мозаике же из Пьяцца Армерина, приведенной в начале поста, сходня поставлена к корме. Но и в том и в другом случае сходня поставлена поверх борта, экипаж удерживает ее, и не предусмотрено никакого специального порта («двери») в борту корабля для погрузки лошадей.
При таком использовании сходен возможно размещение их в любой части борта, и даже, как на этой мозаике Пьяцца Армерина, одновременно и в носу и в корме.



Использовали суда для перевозки лошадей и византийцы. Лев VI Мудрый (византийский император с 886 до 912) или писавший от его имени Никифорос Уранос уже включают транспорты для лошадей, которые они называют νῆες ἱππαγωγοί (nēes hippagōgoi) или πλοῖα ἱππαγωγά (ploia hippagōga), наряду с транспортными судами φορτηγοί (phortēgoi), или судами снабжения σκευοφόρα (skeyophora) в «вещевой обоз», τοῦλδος (touldos) или τοῦλδον (touldon) флота.

Обстоятельства, когда возникла потребность в массовой перевозке лошадей морем, возникли при проведении Критских экспедиций 911 и 949 гг. Из инвентарных реестров экспедиции 911 года мы можем установить, что для похода было собрано 40 000 modioi овса. Здесь речь идет о мере объема modios, который в своей морской (thalassios) модификации был равен в среднем 16-17 литров. 40 000 modioi, таким образом, это около 660 000 литров овса. Средневековые документы утверждают, что потребление на одну лошадь на корабле составляло около 2,7 литров в день, для лошадей в кампании эта цифра увеличивается по крайней мере на одну треть. При четырехдневном путешествии из Пигелы (Phygela, Иония, Малая Азия) на Крит (около 350 км через острова Самос, Наксос, Иос и Фера) и длительности кампании (до первого пополнения запасов) в 15 дней этого количества достаточно для 10 000 лошадей. Ясно, что нужды в таком количестве лошадей не было и при меньшем количестве лошадей кампанию можно было вести дольше.

Какие типы кораблей использовали византийцы для перевозки лошадей? С одной стороны, парусные корабли были способны вместить значительно больше лошадей, чем галеры. С другой стороны, парусники были ограничены в выборе пункта назначения. В Средиземном море с его незначительными приливо-отливными явлениями парусники не могли подойти вплотную к берегу для высадки лошадей. Галеры же могли. Таким образом, парусные корабли подходили в том случае, когда в месте назначения имелся дружественный оборудованный порт или док. Галеры лучше подходили, если высадка планировалась на обороняемое противником побережье. Вероятнее всего, византийцы использовали как парусные суда, так и галеры, в зависимости от ситуации, как это делали европейские державы позже.
Известны только четыре византийских документальных свидетельства об использовании транспортных судов для перевозки лошадей.

1. Феофан Исповедник (мы говорили о нем раньше) писал, что в 763 году Константин V для экспедиции против болгар собрал флот из 800 хеландий, на каждом из которых было по 12 лошадей. Позже, в 773 или 774, против болгар был послан другой флот, несущий 12 000 «кавалеристов» καβαλλαρικόν (kaballarikon),: однако, Феофан не указывает, были ли лошади также направлены морем.

2. В анонимном Житии св. Антония младшего, действующий стратег морской фемы Кивирреотов (мы писали о ней), докладывал, что около 823-825 гг. большой мусульманский флот, состоящий из «триер» (“triēreis”), атаковал столицу фемы город Атталейя, (нынешняя Анталья на южном побережье Турции), в Памфилии и что 60 всадников сошли с кораблей. Мусульманский командующий был также верхом.
Действительно ли автор, используя слово triēreis, хотел сказать, что лошадей перевозили гребные суда, а не вообще какие-то корабли, сказать трудно. Однако если командующий был верхом, когда он сходил с корабля, как утверждается в Житии, тогда он должен был это делать с галеры, так как парусные корабли любого размера не могли подходить к берегу.

3. Автор первой части Продолжателя Феофана писал, что когда в 821 году Фома Славянин направился к Константинополю, он в Митилене «снарядил как биремы, так и круглые зерновозы вместе с кораблями для перевозки лошадей». Этот рассказ затем был почти буквально повторен Ионанном Скилицей. На листе 31 verso Мадридского манускрипта его Synopsis historiōn, художник, работающий в византийском стиле изобразил в составе флота Фомы одно из судов, перевозящих лошадей.



Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы (Madrid, Biblioteca Nacional) 1160 г.

Считается, что эта картинка почти наверняка являлась копией с византийского оригинала XI века, представляя таким образом единственное дошедшее до нас византийское изображение перевозки лошадей по морю. Для того, чтобы показать головы лошадей, художник нарисовал их над планширем, предполагая, что это был беспалубный корабль. Однако это только художественный прием. Что действительно важно, так это изображение гребного, а не парусного корабля. Таким образом, византийские галеры могли перевозить лошадей.

4. Наконец, Лев Дьякон, описывая последний и на этот раз успешный поход Никифора Фоки на Крит в 960-961 гг., дает нам представление о сходнях, используемых для выгрузки лошадей из судов, называя их κλίμακες (klimakes). Корабли флота он называет термином “огненесущие триеры”, после чего заменяя это название на «дромоны».
Таким образом, не может быть сомнения, что даже если византийцы первоначально использовали парусные корабли для перевозки лошадей, к девятому или по крайней мере к десятому веку они были способны перевозить их на галерах: дромонах или хеландиях.

Продолжим про лошадок в следующий раз.

хеландий, Продолжатель Феофана, modios, Феофан Исповедник, Скилица, галеры для перевозки лошадей, Пьяцца Армерина, кивирреоты, Фукидид

Previous post Next post
Up