… с разбега волна на корабль налетает,
Ветром вскормленная, бурно несясь из-под тучи; забрызган
Доверху пеной корабль; дыханье ужасное ветра
В парусе воет; трепещут сердца корабельщиков бледных,
Страхом объятых, и еле они из-под смерти уходят.
Гомер. Илиада. Пер. Вересаева В.В.
Кораблекрушение. Philip Jacques de LOUTHERBOURG (1767), Akademie der bildenden Künste, Vienna
Прежде чем продолжить рассказ об устройстве гомеровских кораблей, сделаем несколько замечаний о роли морского дела в тот период греческой истории. Как пишет известный историк Сеймур в своем труде «Жизнь в эпоху Гомера», греки не были тогда «bold mariners», т.е. отважными мореходами. На щите Ахилла, который выковал ему Гефест, были изображены многочисленные сцены из жизни греков, однако не было там сцен морской жизни.
Полностью реконструкцию щита Ахилла и его детали можно рассмотреть
здесь Корабли не были приспособлены для длительного пребывания людей: на них не было ни коек, ни кают, ни камбуза. На ночь они приставали к берегу, где экипаж готовил себе ужин и устраивался на ночлег. Время в тот период не было определяющим фактором в мореходстве: финикийский торговый корабль, например, мог находиться целый год в одном порту:
Целый год финикийцы у нас оставались
Od. 15.455
Остаться на борту более чем на один день греков из гомеровских поэм могли заставить только чрезвычайные обстоятельства.
Гребли на корабле все члены экипажа, за исключением командира и, видимо, рулевого.
Когда мы
говорили об античных триерах, мы отмечали, что каждый гребец на этом корабле имел свое весло, свою кожаную подушку на банку и свою кожаную петлю для крепления весла к уключине. Об этом писал Фукидид в «Истории Пелопонесской войны». Видимо, такой порядок существовал и во времена Гомера. По крайней мере, весло было личной собственностью гребца. Товарищ Одиссея Ельпенор высказывает желание, чтобы его весло стало и его надгробным памятником:
Просьбу исполни мою и весло водрузи над могилой
То, которым живой я греб средь товарищей милых.
Od. 11.77
Весла, а не парус, были для Гомера «крыльями корабля» (πτερὰ νηυσὶ):
… и странствуй, доколе
В край не прибудешь к мужам, которые моря не знают,
Пищи своей никогда не солят, никогда не видали
Пурпурнощеких судов, не видали и сделанных прочно
Весел, которые в море судам нашим крыльями служат.
Od. 11.125
Весло было основным движителем гомеровских кораблей, поэтому герои «Илиады» и «Одиссеи» крайне редко дожидались попутного ветра, чтобы выйти в море.
Чтобы установить связь между кораблями Гомера и нашими представлениями о реальных кораблях его времени воспользуемся их изображениями на вазах геометрического периода, который соответствует гомеровской эпохе.
Можно говорить о трех типах кораблей, изображения которых помещены на вазах геометрического стиля. Первый, видимо, сохранился еще со времен Бронзового века. Он характеризуется отсутствием специальной балки для крепления весел, уключины крепятся непосредственно к планширю корпуса.
Подобный тип мы можем видеть, например, на кратере из музея Метрополитен в Нью-Йорке, где, по-видимому, изображен корабль беотийцев:
Второй тип уже чисто афинского происхождения. Здесь появляется специальная балка для размещения уключин, поднятая над бортом корпуса. В дальнейшем у галер ее стали называть постица. Можно отметить два варианта этого типа: первый (B), когда постица располагалась в той же вертикальной плоскости, что и борт корабля, и второй (C), когда постица была удалена от плоскости борта.
И, наконец, третий тип, который мы встречаем среди изображений греческих кораблей геометрического периода, это диеры. Они появились приблизительно в то же время, что и диремы финикийцев, но совершенно отличаются от них. Диремы финикийцев очень близки по своей конструкции к средневековым галерам системы alla sensile, расстояния между уключинами по высоте у них невелики, в то время как у греческих диер уключины верхнего ряда находятся на значительной высоте над уключинами нижнего.
Ассирийский военный корабль, построенный финикийцами и, по всей видимости, имеющий финикийский экипаж. Рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. Британский музей.
Аттический кратер с изображением диеры. Музей Онтарио, Канада. Найден в Фивах, датируется 710-700 г. до н.э.
Рисунок изображения с предыдущего кратера
Приведенные изображения показывают, что греческие двухрядные корабли диеры произошли скорее от греческих же пентеконторов, чем от финикийских дирем. И надо признать, что переход этот в греческом судостроении более революционен, чем последующий переход к триере, так как впервые подразумевал размещение гребцов более чем в одном уровне.
Возможная реконструкция положения гребцов на греческих диерах, приведенная на схеме ниже, показывает, что при таком размещении под банками (или поперечными бимсами, на которых сидят гребцы) было достаточно места для размещения продовольствия и товаров. Данный тип корабля оказался вполне подходящим для целей греческой колонизации, которая происходила в последующей истории Средиземноморья
Продолжим обсуждение этой темы в следующий раз.