Размеры кораблей

Dec 04, 2010 16:29


Грузоподъемность и грузовместимость венецианских кораблей

В XIII веке грузоподъемность венецианских кораблей оценивали в milliaria di lire grosse. Эта мера давала вес полезной нагрузки, которую корабль мог транспортировать, не погружаясь ниже ватерлинии, установленной по закону и нанесенной официальными экспертами из Consoli dei Mercanti (Торговая палата Венеции).


Вообще у венецианцев при взвешивании использовались четыре фунта: тяжелый фунт (Lira или Libbra grossa­), равный (по Martini, о его книге мы уже говорили) 476,99872 г , или грубо - 477 г; легкий фунт (Lira или Libbra sottile ), равный 301,230 г (Martini); фунт для взвешивания золота, серебра и жемчуга и фунт для взвешивания нитей из золота и серебра.

Следовательно,1 milliarium di lire grosse = 477 кг.

В XIVв. для этих целей чаще использовали milliarium subtile; также как и milliarium grosse, он использовался  для выражения грузоподъемности торговых галер.

1 milliarium subt. = 301 кг.

В отличие от купеческих галер,  для круглых судов приняли новую единицу. В 1362 г., а возможно, и раньше, Consoli dei Mercanti выпустил распоряжение классифицировать все круглые суда по числу botte, которые они могут перевозить. Ботта (попросту «бочка») была не венецианская botta, а критская, для перевозки вина. Но как и венецианская, она помещала 10 mastello (mastello - ушат, чан, бадья).

Таким образом, грузоподъемность заменили грузовместимостью. Так как же были связаны единица объема botta с единицей веса libbra? Попробуем разобраться в этом.

Прежде всего, приведем значения единиц длины, которые применялись в Венеции этого периода:

1 венецианская миля (Miglio veneto):                      1000 пассо (passо) = 1738,674 м

1 сажень (Pertica grande):                                          6 футов (piedi) = 2,086409 м

1 двойной шаг, пассо (Passo):                                  5 футов (piedi) = 1,738674 м

1 венецианский фут (Piede veneziano):                    12 дюймов (once) = 0,347735 м

1 дюйм (Oncia):                                                         12 линии (linee) = 0,028978 м

1 линия (Linea):                                                          10 децимов (decimi) = 0,002415 м

Сделаем к этой таблице лишь одно примечание. Оно будет касаться дюйма. Вообще-то в большинстве национальных систем дюйм - это 1/12 часть фута, и обозначается он термином Oncia, унция, что и означает «одна двенадцатая». Из унции у англичан появился инч (inch, от латинского uncia), что, собственно, одно и тоже. Однако у французов, и у целого ряда других народов подобная величина была связана с другим размером, антропоморфным - шириной фаланги большого пальца: фр. pouce; ит. pollice; исп: pulgada, (pulgar - большой палец); португ. polegada (polegar - большой палец); швед. tum (tumme - большой палец); голл.duim (вот он, источник нашего дюйма!) и т.д. Но тем не менее, и у этих народов по традиции дюйм - одна двенадцатая часть фута.

Лейн в своей упоминавшейся уже книге приводит два правила венецианского происхождения, которые дают объем или вместимость судна в botte: одно очень элементарное и никогда не бывшее официальным, второе - более сложное и официально принятое, по меньшей мере в течение определенного времени. Первое находится в тексте трактата Fabrica di galere (мы писали об этом трактате и еще неоднократно вернемся к нему). Нужно умножить наибольшую ширину Q, выраженную в футах (венецианских), на глубину трюма L (в футах); полученный результат умножить на длину киля P (в двойных шагах, пассо) и разделить на 6. Если брать все размеры в футах, то объем в ботта (botte) = (QxLxP)/30. Другое правило фигурирует в  декрете Consoli dei Mercanti, копия его приведена в книге, где были даны инструкции по оценке кораблей. Оно цитируется дважды: один раз по-венециански, другой раз - по-латински. Первый текст по-видимому, датируется XVI в., а второй - первой половиной XV века. Приведем суть описанной там процедуры.

Для оценки размеров корабля использовали два вида инструмента. Во-первых, шнур, размеченный в шагах, который служил для измерения длины корабля. Но точками разметки на шнуре были не применяемые в Венеции величины passo, а использовали для этих целей величину шага, равную 3 ½ венецианских фута. Это объяснялось тем, что бочки в трюм помещались не стоймя, а лёжа, и длина бочки как раз и составляла, с учетом зазоров, 3 ½ венецианских фута. Т.е. мерный шнур давал сразу количество бочек, помещавшихся вдоль измеряемого направления. Второй инструмент был попросту обруч с бочки. С помощью этого обруча находили число botte , которые можно было поместить под палубой от одного борта до другого и снизу доверху. Вычисление проводилось в трех местах: в центре, на одной восьмой длины, если мерить от носа в корму и в одной восьмой длины, если мерить от кормы к носу. Число обручей, полученных в центре, умножали на половину длины судна, выраженное в шагах. Эту величину складывали с числом обручей, полученных в двух других местах измерений, умноженных на четверть длины судна. В результате получали грузовместимость корабля в botte, не прибегая к трудной операции деления.

Можно вычислить величину botta исходя из приблизительных размеров бочки. По правилу, данному выше, можно определить, что она имела длину приблизительно 3 ¼ венецианских фута. В Fabrica di galere, f° 37, говорится, что поскольку высота первой палубы была 7 ½ венецианских футов, туда можно поместить 3 ряда botte , один поверх другого; и поскольку вторая палуба была в 5 ½ футов выше первой, туда можно поместить два ряда botte один на другой. Предполагается, что груз верхнего ряда размещался в шахматном порядке по отношению к нижнему ряду. Вычисления не очень сложные, но я не буду приводить их, чтобы не загромождать текст описанием проводимых операций. В грубом приближении получим, что каждая botta, которая использовалась как единица измерения грузовместимости кораблей, содержит от 650 до 750 литров.

Критские бочки для вина того периода не были жестко стандартизированы, имелись большие и меньшие botte. Вполне возможно, что венецианцы , когда они принимали критскую botta в качестве единицы для обмера внутренних помещений судов,  сначала имели в виду меньшую бочку, которая содержала приблизительно 480 л и была эквивалентна одному milliarium. Действительно, фактически удельный вес вина лишь немного меньше воды, маленькая botta содержащая 480 л, весила приблизительно 480 кг, почти столько же, сколько milliarium di lire grosse. Хотя botta была единицей объема, а milliarium единицей веса, как единицы измерения кораблей в то время они были почти эквивалентны. В последующем, в 1432 г.,  в интересах стандартизации торговли с другими европейскими странами, за норму были приняты самые большие из критских бочек, которые содержали 55 mistati, (605 литров).

унция, грузоподъемность, дюйм, fabrica di galere, метрология, Венеция, ботта, единицы длины Венеции

Previous post Next post
Up