Англо-французское противостояние в XVI веке (продолжение)

Sep 14, 2010 16:41


Гибель адмирала

Adieu, Panier, vendanges sont faites…

(Из песни сборщиков винограда)

(Panier - корзина для сбора винограда. Строка стала знаменитой после встречи в Архипелаге французской галеры капитана Болье  с неприятельской (венецианской). От неприятельского выстрела сорвало в море часть кормовой надстройки галеры и лейтенанта Панье (Panier), который успел только сказать: " Adieu, Panier, vendanges sont faites." - Прощай, Панье, урожай уже собран)

После того, как провалилась попытка захватить галеры Прежана де Биду с суши, адмиралу Говарду не оставалось другого выбора кроме как атаковать французов с моря (этого, как мы знаем, и добивался Прежан). Большая осадка флагманского корабля английского флота Мэри Роуз и других английских кораблей, угроза потерять их от огня артиллерии, расположенной на скалах Blancs-Sablons, вынудили Лорда-адмирала решиться на атаку с использованием малых кораблей и корабельных плавсредств. Чтобы этой атаке не помешали главные силы французского флота, Эдвард Говард усилил группировку своих кораблей на выходе из гавани Бреста.


Опытные моряки пытались отговорить Говарда от лобовой атаки на галеры Прежана, считая, что нужно дождаться судов снабжения, которые уже вышли из Англии, и после этого предпринять меры по планомерному уничтожению французского флота в Бресте. Но Лорд-адмирал был неумолим. В день Святого Марка, воскресенье 25 апреля 1513 года в 4 часа пополудни две адмиральские гребные баржи, на одной из которых находился сам Говард, а другой командовал лорд Феррерс, в сопровождении более мелких гребных судов, имея на борту 160 человек абордажной команды во главе с четырьмя опытными капитанами, направились к французским галерам. С бастионов, защищавших Blancs-Sablons с флангов, по англичанам был открыт огонь из пушек и арбалетов, которые, как писал очевидец тех событий капитан английского судна снабжения Germyn Эдвард Эхингем, «были установлены так плотно, что стрелы и ядра сыпались на нас сверху как град».

Пройдя через этот смертоносный град, Говард дал команду следовать к флагманской галере Прежана де Биду. После того, как бросили абордажные крючья, завели их тросы на шпиль и подтянули баржу к галере, Говард первым перешел на французского флагмана, сопровождаемый отрядом в 17 человек. Но прежде чем к ним присоединились остальные бойцы, французы перерубили тросы абордажных кошек (по другим данным, сами англичане не смогли удержать тросы на шпиле)  и оттолкнули английские суда, оставив Говарда и его отряд без поддержки. Не в силах больше выдержать перекрестный огонь французов, уцелевшие английские суда покинули место боя, оставив своего командующего в руках противника. Юнга, сопровождавший одного из английских капитанов, был последним, кто видел Говарда. По его рассказу, адмирал стоял, прижавшись к парапету галеры Биду, делая призывные жесты руками, сопровождая их призывом к своим бойцам вернуться: "Come aboard again! Come aboard again!" Когда он увидел, что его призывам никто не последовал, он снял с шеи адмиральский золотой свисток и бросил его в море. Конец адмирала был неминуем. Говарда подняли на пики и сбросили за борт. Под тяжестью доспехов Говард пошел ко дну. Так погиб первый профессиональный боевой адмирал Англии. Ему было 35 лет.

Услышав от пленных англичан, кто был командиром их абордажной партии, Прежан де Биду приказал прочесать дно бухты и поднять тело убитого адмирала. Нашли и его свисток, и золотую цепь, подтверждавшую его ранг, которые Прежан отправил королеве Анне,.

Обезумевшие, побежденные англичане, лишившись своего адмирала, вернулись в Плимут. Томас Говард, назначенный новым командующим вместо своего младшего брата, создал комитет по расследованию инцидента, который пришел к заключению: англичан напугали галеры.

В письме к премьер-министру Генриха Томасу Вулси Томас Говард написал:

«Никогда я еще не видел, чтобы люди испытывали больший страх, чем тот, который все наши капитаны и моряки испытали перед галерами; этот страх был так велик, что они с большей охотой пошли бы в чистилище, чем в Брест… одна из этих галер при спокойной погоде может потопить две наши галеры и гребные баржи, а своими веслами они способны потопить все шлюпки, которые находятся в зоне их досягаемости.»

Этот страх и чувство неполноценности нашли отражение в морской тактике и стратегии англичан в течение последующих шестидесяти лет.

Во Франции победитель англичан Биду не почивал на лаврах. Он стремился сохранить инициативу и господство не только у побережья Бретани, но в целом в Ла-Манше. Неблагоприятная погода воспрепятствовала его атакам на Плимут в начале весны, но летом  он держал англичан, ожидавших его появления, настороже,. В июне Томас Говард написал Вулси, что:

«…если галеры [Прежана] встретятся с нашими кораблями, мало хорошего следует ожидать; если к тому же море будет спокойным, то  это может грозить большой опасностью.»

Позже, Говард, уже граф Суррей, писал о безуспешных попытках отряда его кораблей организовать действия против галер. Говард никогда не возглавлял эти атаки против галер лично. Он был убежден, что единственный способ уничтожить их состоял в высадке большой армии для захвата галер с суши, когда они стоят на якоре. На практике такие попытки никогда не предпринимались. Однако, когда Прежан де Биду захотел напомнить англичанам о своих возможностях осуществлением рейда против порта Брайтон, его атака закончилась катастрофой и Биду, тяжело раненый, лишь случайно спасся. После этого, как мы уже говорили выше, Прежан вернулся на Средиземное море.

Несколько слов о последовавших далее событиях. Союзник Франции шотландский король Яков IV выслал свой флот на помощь Франции и объявил о мобилизации ополчения. 22 августа 1513 года шотландские войска пересекли английскую границу и захватили несколько крепостей. Навстречу шотландцам выдвинулись войска Томаса Говарда, графа Суррея, отца погибшего адмирала. 9 сентября 1513 года в битве при Флоддене шотландская армия была полностью разбита, король Яков IV погиб на поле боя. В марте 1514 года между Англией и Францией был подписан мирный договор, прекративший эту войну.

Генрих VIII вынужден был еще раз вернуться к вопросу о строительстве галер в своем флоте, когда возникла необходимость, после разрыва Англии с Римом в 1531 г., в отражении французского вторжения. Готовясь к этому нападению, Генрих приказал возвести оборонительные береговые укрепления и построить гребные суда для противодействия французским галерам. Корабельные мастера, имеющие опыт строительства галер, были наняты в Италии, чтобы осуществить личный проект короля и «построить гребные корабли согласно модели, которую он сам изобрел». Ценные данные о конструкции галер были получены после захвата в 1542 г. у побережья Дартмута французской галеры La Ferroniere, на борту которой находился племянник Прежана де Биду Пьер, Sieur de L'Artigue. Столкнувшись с перспективой длительного заключения, Л’Артиг обменял свои знания на свободу, оказав помощь английскому королю в сборке единственной настоящей галеры в его флоте. Другие попытки ввести в состав английского флота галеры (в частности купить в 1544 г. десять галер у императора Карла V) оказались безуспешными.

Говард адмирал, галеры Англии, Генрих VIII, Прежан де Биду, англо-французские отношения

Previous post Next post
Up