Системы гребли (10)

Sep 04, 2010 16:46


Стиль alla sensile

Приблизительное уменье -  
Как сварганенный наспех дом:  
Если даже не мстит немедля,  
То обрушивается потом.

Р.Рождественский «О Мастерах»

Отчаяние - это первое чувство, которое охватывает любого исследователя, решившего проникнуть в тайны зарождения стиля гребли alla sensile.

Мы уже рассмотрели кратко имеющиеся графические свидетельства начального этапа развития этого стиля. Проанализировали также иллюстрации из Мадридского манускрипта Иоанна Скилицы и замечательные иллюстрации к поэме монаха Петра Эболийского. И выдвинули гипотезу, что эти изображения могут быть первыми ласточками системы гребли alla sensile. Но ничего основательного в подтверждение этой гипотезы ни мы, ни кто-либо другой предложить не смогли. А приблизительное знание сродни приблизительному умению, о котором писал Роберт Рождественский. Вот небольшая иллюстрация к его замечательным строкам из интересующей нас области. Когда в 1985 начали строить копию античной триеры Olympias, в качестве основного значения для перевода мер из старинных источников в метрические взяли соотношение: один классический афинский локоть (cubit) равняется 0,444 м. Но когда гребцы-энтузиасты сели за весла вновь построенной реплики, оказалось, что они очень стеснены в своей работе. Расстояния между уключинами (interscalmia), а значит и расстояния между банками, составлявшего два локтя, или при нашем коэффициенте перевода, ок. 89 см, оказалось недостаточно для свободного, а стало быть и эффективного, гребка.



Пришлось снова вернуться к первоисточникам. Оказалось, что размеры там даны в более ранних архаических локтях, который равнялся 0,49 м и стало быть давал интерскалмиум равный 0,98 м. Пустяк, вроде бы, неполные 10 см разницы, но эти сантиметры в значительной степени порушили все планы точного воспроизведения знаменитого корабля античности.


Несмотря на то, что огромное число западноевропейских галер участвовало в морских экспедициях между 1050 и 1250 гг., и что крестоносцы широко использовали корабли этого типа для своих целей, никаких сведений, проливающих свет на стиль гребли на этих кораблях не сохранилось. О всех галерах многочисленных гребных флотов Генуи, Венеции, Пизы на осталось никаких сведений, кроме разве что названия - galea. Хорошо известно, что Ричард Львиное Сердце арендовал галеры в Марселе для третьего крестового похода, венецианцы предоставили военный флот в составе пятидесяти галер для четвертого крестового похода, Фридрих II посылал военные и транспортные галеры на Восток между 1220 и 1228 гг., но, увы, никаких сведений об устройстве этих кораблей нет. Имеются некоторые отрывочные сведения о транспортных галерах - таридах - которые Людовик IX получил в Генуе для своего крестового похода в 1248 г., но ни слова ни в одном документе нет о конструкции боевых галер, которые он заказал в Марселе.

Чем это объяснить? Обескураживающе простой ответ на этот вопрос дает знаток предмета профессор Джон Прайор: галеры были настолько традиционны и неизменны в своей конструкции, что писатели того времени не считали необходимым описывать их во всех деталях. По этой же причине, мол, не сохранилось и никаких контрактов на постройку галер. Не знаю, насколько это объяснение отвечает сути вопроса, но для наших писателей и бытописателей это должно послужить уроком: не опускайте «очевидных» вещей в своих трудах праведных, иначе как еще наши потомки узнают о них.

Положение спасла «красная галера из Прованса». Именно так поименован корабль в документе, подписанном королем Сицилии Карлом I Анжуйским 20 января 1275 г., который был найден среди бумаг его канцелярии. Король приказал построить для своего флота галеры по образу и подобию, а также по размерам, соответствующим « красной галере, которая получена из Прованса». Естественно, в документе приводились данные, которые мы сейчас назвали бы «технической спецификацией корабля.» Помимо размеров, в этом тексте и сопровождающих его реестрах были сведения о стоимости, экипаже, вооружении и материальном обеспечении стандартной галеры.
Подробно мы обсудим эти бесценные данные позднее, сейчас же, поскольку нас интересует система гребли на «дочках» «красной галеры из Прованса», используем лишь некоторые из них. Но это будет при следующей встрече.

alla sensile, olympias, локоть, гребля-системы, галеры Карла Анжуйского

Previous post Next post
Up