Галерные рабы из Западной Африки
Истощение мальтийского рынка и недостаток рабов в Ливорно дали дополнительный импульс для поиска новых источников рабов. Одним из таких источников могла стать Западная Африка, а именно территории региона Кабо Верде. Французский морской министр с энтузиазмом отнесся к подобной идее. Ни высокие цены, ни любые другие препятствия не могли, кажется, погасить этот энтузиазм. Сенегальская Компания могла поставлять рабов практически в любом количестве, и конечно же компания была полна решимости заняться этим делом. Кольбер вероятно подогрел эту решимость. Северные нейтралы или голландцы были согласны транспортировать этот груз в интересах Франции, как они неоднократно делали это в военное время. Что касается способностей западных африканцев к работе на веслах, Кольбер оптимистически заметил, что «эти naturels (туземцы) делают невероятную работу во всех американских колониях; имеется основание полагать, что они вполне подойдут и для галер, если с ними хорошо обходиться.» (Colbert, Jean-Baptiste. Lettres, instructions et memoires, ed. by Pierre Clement. 8 vols. Paris, 1861-82. III, pt. 1, 57n). Признание этих преимуществ, плюс тот факт, что западноафриканские рабы могли быть приобретены с минимальными трудностями и затратами, помогли, должно быть, в принятии положительного решения. Большим преимуществом при использовании этого источника являлось также то, что он не мог вызвать осложнений с мусульманскими странами Северной Африки.
Но не все морские чиновники разделяли энтузиазм министра по отношению к западноафриканским рабам и его веру в способности африканцев к гребле. Оппозиция конечно же состояла из лиц, чьи экономические интересы были связаны с закупкой рабов из обычных источников - купцов и корабельщиков из Марселя и других, имевших долю - законную или незаконную - в торговле рабами-мусульманами и не рассчитывавших на получение доли в перевозке рабов из Западной Африки, так как Сенегальская Компания имела там эксклюзивные права. Оппозицию также наверняка могли поддержать мальтийские рыцари. Давшие обет защищать веру и уничтожать пиратов и магометан, рыцари предпочитали обращать в рабство неверных из средиземноморских стран, а не приобретать западноафриканцев (которые, впрочем, также могли быть мусульманами) для работы на веслах галер, которыми они командовали. Учитывая, что капитанами почти половины французских галер были
мальтийские рыцари, и что младшие офицеры на галерах были тоже как правило рыцарями этого ордена, влияние их могло оказаться очень сильным. В любом случае морской министр был вынужден в 1679 г. сказать интенданту Бродару, что одной из главных обязанностей последнего является «убеждать капитанов в ценности черных». (У.Бэмфорд).
На самом деле, первым лицом, выступающим от имени различных сил, находящихся в оппозиции к использованию негров, был сам Бродар. Он противился даже идее использовать западноафриканцев в качестве эксперимента, подозревая, возможно, что «экспериментальное» использование могло легко привести к постоянному. Его бескомпромиссная позиция по этому вопросу вынудила морского министра в ноябре 1677 г. заметить, что «Его Величество удивлен своим интендантом. Даже не пытаясь разобраться, могут или нет негры работать на веслах, он решил абсолютно, что они не подходят для этой службы.»
Еще в 1676 г. министр предложил купцам из Ла Рошели, которые были вовлечены в торговлю с Африкой, снарядить судно под английским флагом (так как это было военное время) для доставки 200-300 чернокожих из Африки. (Masson, Paul. "Les Galeres de France, 1481-1781: Marseille, port de guerre," Annales de la Faculte de Lettres d'Aix, XX (1937-38), 266.) Кажется, ничего из этой идеи не получилось почти до конца войны. Но министр и король были твердо настроены на то, чтобы испытать этот шанс. Бродар не особенно демонстрировал свою позицию относительно объявленных планов, хотя министр неоднократно оказывал на него давление с целью выяснить его точку зрения. В конце концов в январе 1678 г. министр распек Бродара, сказав: «Вы ничего не написали мне по этому поводу; вы не могли забыть дело такой важности, как это.» Но от Бродара не последовало никакого ответа, по крайней мере в течение значительного времени после письма министра.
Сенегальская Компания согласилась поставить в Марсель 200-300 рабов первого сорта по 130 ливров за голову. Привлекательная цена, учитывая, что хороший турок стоил 350 ливров, а то и более. (У.Бэмфорд). Первая партия из 77 чернокожих, прибывшая в апреле 1679 года, включала 38 юношей, которые были еще слишком молоды для службы на веслах, но качество остальных не вызывало сомнений. Согласно Кольберу, «король никогда еще не имел более сильных или хорошо сложенных мужчин для своих галер.» По крайней мере еще три партии были доставлены в 1679-80гг. Из более чем 300 доставленных человек инспектора в Марселе отобрали 273.
Министр приказал, чтобы специальной заботой окружили тех из новоприбывших, кто выглядел больным или истощенным после путешествия на невольничьих судах. Министр, всегда внимательный к деталям, казалось, делал все для того, чтобы дать возможность чернокожим «преуспеть на галерах». Он назначил специального учителя для обучения их французскому языку и одновременно для выполнения роли переводчика и надзирателя. Он приказал также, чтобы чернокожие содержались отдельно от каторжников и турок, когда галера находилась в порту, потому что ветераны галер могли служить для вновь прибывших плохим примером. Он писал главе Конгрегации миссионеров в Марселе, прося, чтобы были назначены члены Ордена для «обучения их основам нашей религии и подготовки к обращению в христианство».
Министр настаивал, чтобы Бродар направлял отчеты об условиях содержания чернокожих , сопровождая их оценкой качеств негров как гребцов, так как «в настоящее время это является одним из наиболее важных дел, касающихся галер.» Министр зашел настолько далеко, что заявил: «легкость, с которой мы можем получать этих рабов, даст нам возможность вывести в море тридцать галер». Он с энтузиазмом добавлял, что возможно в будущем мы сможем использовать их для оснащения также нескольких галеасов. Отчасти такое внимание министра к неграм из Западной Африки можно объяснить его надеждами на возможность заменить неграми рабов из традиционных источников.
Но одновременно возникла почва для беспокойства. Стали поступать доклады об ухудшении физических качеств западноафриканцев, содержащихся в Марселе. Сначала казалось, что это могло быть следствием несоответствующего ухода. Еще в 1679 г. министр узнал, что восемнадцать чернокожих рабов умерли в госпитале для гребцов. Имелись причины полагать, что они умерли вследствие долгого путешествия на невольничьем судне. Условия выживших вскоре были улучшены.
В декабре 1680 г. министр узнал от главы Конгрегации, что в течение зимнего периода (1680-81) проводится религиозное обучение чернокожих. «Нет ничего более важного, - писал министр Бродару, - для славы Господа и службы королю, чем обратить их всех в христианство. Не покладайте рук, стремясь сделать как можно больше ради успеха в этом добром деле.» (Цит по У.Бэмфорду) В августе следующего года министр выразил удовлетворение, когда узнал, что «весьма значительное число чернокожих сейчас готовы к тому, чтобы крестить их», и призвал «продолжить работу в этом важном направлении для завершения обучения тех, кто остался в Марселе.» К этому времени пятьдесят человек были обращены в лоно Римской католической церкви. Крестил их лично герцог de Vivonne.
Хотя казалось, что министр одобряет работу миссионеров Конгрегации среди западноафриканцев, можно полагать, что он наблюдал за успешным обращением рабов из Западной Африки со смешанными чувствами, так как если они останутся язычниками или, например, мусульманами - в любом случае, их расхождение с христианской верой оправдывало нахождение их в рабстве в глазах христиан. Успех же миссионеров в обращении устранял основу их содержания в рабстве, и почти наверняка за этим последовало бы вдохновляемое церковью сопротивление продолжению их использования на галерах.
В противоположность «духовному», физическое здоровье чернокожих гребцов в 1681 г. было значительно хуже. Обращение с ними в Марселе очевидно не соответствовало потребностям истощенных людей. Питание на галерах было плохое, без добавок. До осени 1681 г. эти африканцы получали обычный для французских осужденных рацион, который умышленно был скудным, якобы для того, чтобы поощрять людей к работе. Рацион состоял (официально) из двух фунтов хлеба или галет в день, трех унций бобов в супе, масла (или сала) соли и иногда небольшого количества вина. Всем гребцам давали умеренный «морской паек», когда они были в кампании, но в порту, как считалось, гребцы должны были работать и тем самым зарабатывать на дополнительное питание. С точки зрения современной науки об отбытии наказаний такая система может иметь положительный эффект, когда она прилагается к здоровым людям. И эта система имела несомненное достоинство, экономя для казны значительную сумму на питание для десяти-двенадцати тысяч человек на галерах. Но для западноафриканцев требовалось некоторое время, чтобы узнать специфические особенности их тюрьмы - работного дома. Вырванные из своего общества, лишенные опыта, квалификации и даже языка, необходимого для многих видов работы в новой окружающей среде, и удерживаемые в стороне от опытных гребцов, они по необходимости должны были испытывать трудности в добывании дополнительного пропитания. Еще в феврале 1681 года сообщалось, что они «страдают и умирают от зимних холодов», несмотря на то, что министр ранее потребовал, чтобы они были размещены в обогреваемых помещениях.
Но зимние холода и скудное питание были не единственными причинами того, что они, как сообщалось в августе 1681 года, «умирали каждый день». Их надсмотрщик и переводчик монсеньор Марьяж, как представляется, имел отношение к этому делу. По его собственной просьбе, он был сделан ответственным за их питание и обслуживание: его просьба была удовлетворена в надежде на улучшение их условий. Но спустя три месяца после того, как Марьяж получил эти полномочия, министр имел основания сделать ему выговор. Было обнаружено, что в отношении западноафриканцев продолжаются халатность и злоупотребления: «Его Величество неоднократно отдавал приказы, касающиеся непосредственно чернокожих в Марселе; однако сейчас ему стало известно, что они босы. Очень важно уберечь их от холода, полностью одеть их, дать им обувь, даже несмотря на то, что этот Марьяж отговаривается тем, что это будет дорого стоить казне, и что на эти средства он мог бы дать им восемь унций риса с бобами [в день].» Вскоре после этого было обнаружено, что Марьяж «злоупотреблял оказанным ему доверием, обращая часть средств в свою пользу.» Министр просил Бродара «посмотреть, может ли он быть уволен без ущерба для рабов. Если так, то дайте мне знать, и король его тотчас же уволит. В случае же, если он должен быть оставлен, за ним необходимо установить наблюдение.» С Марьяжем разобрались, но к следующему февралю (1683 г.) из первоначально прибывших 273 чернокожих остались в живых только 98 человек. Несколько лет спустя, поскольку 86 выживших чернокожих стали считаться «бесполезными и обременительными для Его Величества», министр одобрил их транспортировку в Вест-Индию для продажи.
Попытка использовать западноафриканцев не подтвердила, что чернокожие рабы физически не подходят или менее пригодны к работе на веслах, чем другие рабы. Однако один комментатор точно выразил взгляды на эту проблему, когда в 1692 году он заметил, что «закупки чернокожих являются тратами, от которых почти нет отдачи, так как , будучи неспособными выдерживать усталость, они непригодны для галер.» Подобное мнение совсем не соответствовало тому факту, что труд рабов из Западной Африки был основным на плантациях и в шахтах обеих Америк. Еще более удивительным это кажется в свете того, что чернокожие мусульмане обычно находились среди турок, которые вызывали такое удовлетворение при использовании на веслах французских галер. Точно установлено, что чернокожие из мусульманских стран, имеющие магометанские имена, присутствовали на галерах до и после периода 1679-82 гг., когда начали прибывать партии рабов из Кабо Верде.
Определенная часть позора, полагающегося работорговцам, может быть возложена на Людовика за использование тех категорий рабов, которые эксплуатировались купцами и плантаторами Вест-Индии, и которых не использовал систематически на своих галерах ни один правитель Средиземноморья. Западноафриканские рабы не были военнопленными. Никакой особый престиж не был связан с их использованием, по сравнению с тем, который был связан с использованием подданных правительств, определяемых церковью как враги христианской веры. Более того, рабы из Западной Африки отвечали с готовностью на все усилия по их обращению в христианство. После принятия христианской веры такие рабы приобретали право на освобождение, и заслуживали ходатайства миссионеров об их освобождении от весел. Людовик, морской министр и королевские чиновники в Марселе имели много убедительных причин для того, чтобы начать отрицательно относиться к использованию чернокожих из Западной Африки на французских галерах. Никаких серьезных усилий для обеспечения дальнейших поставок после этого неудачного опыта не прилагалось.
О рабах из Северной Африки поговорим в следующий раз.