Хольк: поиск продолжается
А в России метели и сон
И задача на век, а не на день.
Был ли мальчик? ― вопрос не решен,
Нос потерянный так и не найден.
А. П. Межиров. «По дороге из Ганы домой...» (1961) (Цит. по
http://www.ruscorpora.ru)
Итак, мы в прошлый раз попытались выстроить эволюцию холька на протяжении Средних веков и раннего Нового времени. Но достоверных подтверждений рассмотренного варианта морские археологи не нашли. Обнаруженные к настоящему времени артефакты не могут быть однозначно истолкованы как останки хольков. Так может быть и не было такого корабля? Вот и некоторые писатели считают, что хольками к концу XV века просто стали называть добрые старые коги . И находят между этими двумя типами кораблей лишь одно отличие: высокие кормовые и носовые надстройки у холька стали составлять одно целое с корпусом судна. На полном серьезе обсуждается идея, что хольк - это некая аналитическая категория, созданная в более поздний период для обозначения типа грузовых судов XV-XVII вв., которые мы не можем отнести ни к какому определенному виду.
Давайте сразу же эти крамольные мысли исключим из дальнейшего обсуждения: хольк вполне конкретный корабль, участник всех исторических событий той эпохи.
В бумагах, относящихся к периоду англо-испанской войны с 1585 по 1587 гг., накануне эпопеи 1588 года с Непобедимой Армадой, существует много донесений разведки о составе и активности флотов противника. Вот, например, английское донесение от 10 декабря 1585 года из Дартмута, сообщающее о прибытии в Лиссабон 80 хольков водоизмещением от 100 до 800 тонн из Голландии, Зеландии и Гамбурга:
Since the writing hereof here arrived in the harbour a merchant that came from Lisbon, one Walker Squior, who arrived here as upon the 10th of this present of December at night, who brought news that there is in Lisbon upon 80 sail of hulks from one hundred tons to 800 tons, of Holland, Zeeland, and Hamburg.
Papers relating to the Navy during the Spanish war, 1585-1587; Publications of the Navy Records Society, Volume 11(ed. Sir Julian Stafford Corbett,), 1898.
Вполне реальными кораблями были и шведские хольки. До 1550-х годов это были грузовые суда, построенные по традиционной северной технологии «внакрой» - в клинкер. (Jan Glete Swedish Naval Administration 1521-1721)
Но все же остается открытым вопрос, поставленный авторитетным морским археологом нашего времени Тиммом Вески (Timm Weski): Почему моряки позднего средневековья называли один корабль когом, а другой хольком? ( Why Late Medieval sailors called one ship a cog, another one a holc or a third one a kreyer remains mysterious.) Ответа на этот вопрос пока нет, а это значит что мы вместе продолжим искать его.