Классификация кораблей

Sep 07, 2014 15:07


Классификация кораблей у Кристофоро да Канала: основной класс



Битва при Зонкьо 1499 г. Венецианская школа. (British Museum)

Продолжим обсуждение классификации кораблей, приведенной в рукописном трактате 1540 года Della milizia marittima libri quattro , di Cristoforo Canale.

Рассмотрев класс малых кораблей (фрегаты, саэты и др.), которые «поднимаются только на одну волну», Кристофоро да Канал переходит ко второму классу. Если корабли первого класса автор характеризует как «хорошие среди себе подобных» («nel suo termine è buona»), то корабли второго - «самые лучшие, превосходные» («ottima et eccellente»).

Какие же типы кораблей получили такую высокую оценку адмирала? К ним он относит суда, «которые способны оседлать сразу три волны» («cavalcando essi tre onde»). А это, по его мнению, обеспечивает синхронное движение носа и кормы корабля по волнам, их одновременный подъем и спуск, причем при максимальном подъеме центральная часть корабля не идет на излом, а поддерживается средней волной. Ясно, что здесь да Канал пытается теоретически обосновать лучшее поведение на волне достаточно длинных кораблей, не принимая во внимание ни различную длину морских волн при различных условиях (сила ветра, глубина моря и т.п.), ни их поведение при различных относительных направлениях волнения и курса корабля. Ясно, что эта попытка наивна и несовершенна, но до появления фундаментальных трудов Уильяма Фруда и Алексея Николаевича Крылова в этой области должно пройти еще более трех веков. Кто-то должен был делать первые шаги.

К кораблям этого класса Кристофоро да Канал относит галеоны, барзы, большие навы, ординарные галеры, галеасы, галеоты (i galeoni, le barze, navi grosse, le galere sottili, le galeazze, le galeotte).

Практически все корабли из этого списка нам хорошо знакомы, кроме того, мы планируем посвятить детальному описанию некоторых из них отдельные посты в будущем, но об одном из упомянутых кораблей мне хочется сказать несколько слов уже сейчас. Корабль в нашей литературе почти не описан, более того, вокруг его названия существует путаница не только в наших источниках, но и во многих иноязычных. Я имею в виду барзу (barza, мн.ч. barze).

Прежде всего отметем напрашивающееся утверждение, что барза - это один из множества орфографических вариантов известных терминов барка или баржа. В многотомном словаре итальянского морского языка (Corazzini) впрямую утверждается, что барза “не имеет никакого отношения к барке» (barza… non è che una cosa con barca).

Так что же это за корабль?

Практически исчерпывающую информацию о кораблях Венеции конца XV - первой трети XVI века исследователи получали из трех основных источников: 58-томного издания «Дневников» (I diarii…) Марино Санудо младшего (Marino Sanuto; 1466 - 1536), над которыми автор работал с 1496 по 1533 гг. , «Венецианские анналы» (Annali veneti dall' anno 1457 al 1500) венецианского капитана Доменико Малипьеро (Domenico Malipiero, 1428-1515) и «Дневники…» (I diarii…) Джироламо Приули (Girolamo Priuli, 1476-1547)

Именно в этих авторитетных источниках мы встречаем описание интересующего нас корабля - барзы. Мы не будем злоупотреблять Вашим вниманием и приводить обширные цитаты из этих объемных трудов, попробуем изложить суть дела вкратце.

Первым крупным «круглым» кораблем, построенным в Венеции не для купеческих, а для чисто военных целей была барза водоизмещением 1200 тонн. Построил ее в конце XV века знаменитый венецианский кораблестроитель Леонардо Брессан. Самое существенное ее отличие от больших купеческих парусников предыдущих лет заключалось в замене полных носовых обводов купца более низкой, острой носовой оконечностью, схожей с носом испанских каравелл той эпохи. Об этом мы можем прочитать у Малипьеро:

El mese de Zener, è stà preso de far do barze de 2,000 bote l’ una: le son nave tagliate a pruova con la forma de caravele de Spagna…
В январе месяце была начата постройка двух барз по 2000 тонн каждая; на этих кораблях нос вырезали по форме испанских каравелл…
          Malipiero, Annali…, col. 645

И если до этого термин barza (barze) у венецианских авторов широко использовался как родовое обозначение крупных парусных кораблей зарубежной постройки, то после появления головной барзы нового типа он стал вполне конкретным кораблем. Первая барза была построена по заказу Республики Леонардо Брессаном в 1492 году и предназначалась для борьбы с пиратами, досаждавшими морской торговле Светлейшей. Эффективность нового корабля по отзыву его первого командира была настолько высока, что Сенат республики немедленно заказал Брессану второй корпус нового судна. Вторая барза водоизмещением 1200 тонн была закончена постройкой в 1497 году. Она брала на борт 450 человек команды (экипаж и солдаты) и до четырехсот единиц различного огнестрельного оружия. В это время (апрель 1497 года) в Венеции собрались послы различных стран, обсуждавших возможность создания лиги против французского короля Карла VIII. Они дружно отправились в Арсенал, чтобы взглянуть на новое венецианское военно-морское чудо. Марино Санудо, который присутствовал при этом моменте, так описывает новый корабль: «Это крепость, … одно из самых прекрасных творений морской техники последних лет». Восторженные отзывы после двух месяцев плавния новый корабль получил и от его первых капитанов. И несмотря на то, что Сенат при заказе первого корабля предостерегал Леонардо Брессана от превышения предельного значения водоизмещения (720 тонн), смелый шаг кораблестроителя заставил руководство Республики при заказе очередного корабля согласиться со значительным повышением размеров барзы.

Г. Кандиани в книжке «Средиземноморских тетрадей» за 2012 год (т.84), описывая традиции венецианского кораблестроения, делает интересное замечание:

Les navires vénitiens, nommés « barze », étaient de grands bâtiments semblables а ceux que l’historiographie anglo-saxonne appelle généralement « caraques», mais ils étaient en théorie plus rapides.
Венецианские корабли, называющиеся « barze », представляли собой крупные суда, подобные тем, которые англо-саксонские историки называют общим термином «каракки», но были теоретически более быстроходными.

По мнению Кандиани, именно четыре больших (от 1500 до 2000 тонн) барзы были теми крупными венецианскими парусными кораблями, которые приняли участие в сражении при Зонкьо (в дальнейшем Наварин, Пилос) в 1499 году; мы писали об этой битве в нескольких постах, и планируем в дальнейшем описать ее более подробно. В начале этого поста как раз и приведено изображение кульминационного момента этого сражения.

В связи с упомянутым замечанием Кандиани напрашивается интересный, хотя и не бесспорный вывод: в конце XV- начале XVI века один и тот же широко распространненный в Европе тип парусного корабля имел различные названия: в Западной Европе это была каракка, в Венеции - барза, в других странах Средиземноморья - нава (в ее различных формах - неф, нао и т.п.). В развитие конструкции всех этих кораблей появился галеон, объединивший лучшие их качества. Первый образец галеона был построен на верфи венецианского Арсенала знаменитым кораблестроителем Маттео Брессаном. Конечно, это соображение нуждается в более четком обосновании; я думаю, мы обратимся к нему, когда вернемся к начатой ранее теме каракк.

Продолжение последует.

Кристофоро да Канал, каракка, галеон, Брессан, Венеция, классификация кораблей и судов, барза

Previous post Next post
Up