Кристофоро да Канал и проблема использования рабского труда на галерах Венеции
Ведь Богу, Богу-то зачем
Галерный раб?
В. Шаламов
Разгрузка галеры. Три галерных раба на переднем плане. Гравюра флорентийца Stefano della Bella (1645)
Итак, исследуем некоторые положения трактата Кристофоро да Канала Della milizia marittima. Этот трактат состоит из четырех разделов, четырех книг (libri quattro). Написан он, как это было принято в те времена, в форме беседы автора с двумя известными венецианцами-знатоками военно-морского дела того периода и двумя известными венецианскими политиками.
Одним из собеседников был Винченцо Капелло, капитан-генерал (Provveditore dell’Armata) венецианского флота, командир эскадры в битве при Превезе (1538).
Тициан. Портрет Винченцо Капелло (ок. 1540)
Капелло только что вернулся из морской экспедиции против барбарийских пиратов и страдал от подхваченной в том походе лихорадки, которая в 1541 году свела его в могилу.
Вторым собеседником являлся Алессандро Контарини (1486-1553), прокуратор Святого Марка, также бывший одно время капитан-генералом венецианского флота.
Мавзолей Алессандро Контарини, Падуя, Базилика Святого Антония
В полемике также принимали участие Маркантонио Корнер (или Корнаро) - венецианский политический деятель, сторонник союза Венеции с Испанией, и Джакомо да Канал, бывший байло в Константинополе, не имевший, правда, никакого опыта морской службы.
Мы сейчас остановимся на предложенной да Каналом реформе венецианского галерного флота, в основе которой лежало коренное изменение системы комплектования корпуса галерных гребцов. Да Канал предложил заменить свободных гребцов-добровольцев на невольников.
Каторжники и рабы уже давно заняли места гребцов на галерах во всех основных морских державах Средиземноморья, в том числе в соседних Генуе и Папском государстве. Лишь Венецианская республика не желала использовать на своих кораблях невольников. Однако к середине XVI века людские ресурсы из Далмации и с греческих островов стали иссякать, морская венецианская держава, подобно шагреневой коже, сокращалась и пришло время думать не о моральных принципах, а о выживании Светлейшей .
Давайте посмотрим, какие доводы Кристофоро да Канал приводил для обоснования своей позиции.
Первое. Осужденные на галеры каторжники оказываются более эффективными гребцами уже просто потому, что они закованы в цепи. «Кандалы порождают страх в этих людях, а страх ведет к повиновению» («dalla catena nasce il timore in questi huomini et dal timore l’obbedienza»), так что следует ожидать существенного укрепления дисциплины на борту галер. Сомнительный тезис. Основную часть каторжников составляли воры и убийцы, у которых вряд ли развито чувство дисциплины и привычка к упорному труду. И трудно поверить, что плетью их можно превратить в совершенных солдат или гребцов.
Второе. При использовании невольников в качестве гребцов на галере останется больше места для солдат, так как каторжники и рабы требуют меньше жизненного пространства, чем свободные гребцы. Кроме того, невольники не смогут покидать свои места во время боя, в отличие от своих свободных собратьев. Аргумент, особенно в первой его части, также малоубедительный. В реальности нет прямой зависимости между качеством гребцов и количеством солдат на борту галеры. Кроме того, качество всей команды гребцов определялось не столько их способностью оставаться на местах во время боя, сколько общей натренированностью и физическими качествами, а здесь каторжники с их болезнями и высокой смертностью вряд ли могли превзойти свободных гребцов.
Третье. Кристофоро да Канал считает, что гребцы-невольники способны развивать большую скорость хода галеры, чем свободные гребцы. Объясняет это автор трактата тем, что свободные гребцы используют длинные и медленные гребки, которые называются “stroppata”. Мы уже описывали подобную систему, когда
говорили о способе гребли a scaloccio. Галерные же рабы, по мнению да Канала, одна нога которых прикована к банке, использую другой гребок, более короткий и быстрый - “rancata”. Этот аргумент Кристофоро да Канала требует более тщательного исследования, которое мы проведем в следующий раз.
А сейчас покажем, как теоретические изыскания венецианского флотоводца превратились в практические решения венецианского Сената.
15 февраля 1542 года группа венецианских патрициев внесла в Сенат республики предложение о кардинальном изменении структуры комплектования галерного флота. Предлагалось ввести в качестве одной из мер уголовного наказания ссылку преступников на галеры, ввести должность Командующего эскадрой таких галер (galee sforzate ) и создать необходимый административный аппарат. Инициатива была сначала отвергнута Сенатом, но уже 20 мая эта же группа вновь обратилась с ходатайством и сумела добиться согласия Сената начать рассмотрение этого вопроса. В итоге, 15 мая 1545 года осуждение на галеры было включено в кодекс уголовных наказаний республики и несколько месяцев спустя в состав венецианского флота была включена первая галера с невольниками в качестве гребцов. Ее капитаном и командующим всей новой эскадрой стал архитектор этой реформы Кристофоро да Канал, разработавший основные ее положения. Видимо, во время кампании при Превезе в 1538 году да Канал сумел близко познакомиться с системой использовали невольников на галерах западноевропейских флотов Священной лиги и обобщил этот опыт в своем трактате.