Бонеты и рифы
Судовой служитель .. должен уметь брать рифы и крепить паруса.
Полное собрание законов Российской империи, т. XXI, с. 170
Мы уже упоминали неоднократно, что использование паруса на кораблях должно в обязательном порядке предусматривать меры по изменению парусности в зависимости от условий погоды: от силы и направления ветра, волнения моря и т.п. Как это осуществлялось на галерах мы подробно
описали в нашем журнале.
О том, как эта операция проводилась в эпоху расцвета парусного флота написано достаточно много и подробно. С удовольствие даю ссылку на материал Владислава Бабкина (
http://www.shipmodeling.ru/content/structure/detail.php?ID=1005 ) , который обобщает морскую практику в этой области по публикациям второй половины XIX века.
Однако для более ранней эпохи информация довольно скудная, а по XV-XVI векам ее, можно считать, и вовсе нет. На это существуют объективные причины.
1. Первый работой в Европе, освещавшей морскую практику, принято считать «Зеркало морей» голландского мореплавателя и картографа Луки Янсена Вагенера (Lucas Janszoon Waghenaer, Spieghel der Zeevaert, 1584, Лейден)
Поэтому всю информацию по более ранней истории вопроса приходится черпать из анализа сохранившихся изображений, смутных намеков в литературных произведениях эпохи, инвентарных реестров корабельных верфей и контор. Но художники, как правило, не знали морского дела, поэтому корабли на их изображениях не всегда соответствовали своим прототипам, а интерпретация литературных записей была расплывчата и, за редким исключением, не позволяла реконструировать реальные образцы.
2.Имеющаяся информация дает нам возможность заключить, что существовали два способа уменьшить или увеличить общую площадь парусов - парусность - кораблей:
а) использование бонетов, т.е. дополнительных кусков парусины, которые тем или иным способом прикреплялись к нижней шкаторине основного полотнища паруса. На английских кораблях эпохи Тюдоров общей практикой было использование двух бонетов, нижний из которых назывался drabler, что вольно можно перевести «грязнуля», видимо из-за того, что этот бонет был всегда мокрым от морских брызг. Мы можем увидеть два бонета на изображении корабля с обложки «Зеркала морей», приведенной выше
Два бонета использовал на своей Санта Марии и Христофор Колумб. Вот отрывок из его дневника:
Среда, 24 октября. В полночь я поднял якоря и от Мыса островка, расположенного в северной части острова Изабеллы, где я находился, отправился к острову Кубе; от индейцев же я слышал, что он очень велик, ведет большую торговлю и на нем есть золото, пряности, большие корабли и купцы.
…
До наступления дня я плыл к западо-юго-западу. На рассвете ветер стих, и пошел дождь. Так случалось, впрочем, каждую ночь. Безветрие продолжалось до полудня, а затем поднялся слабый ветер, и я поставил все паруса на корабле: грот с двумя бинетами, марсель, фок, бизань и блинд.
… Так как ветер усилился, я же не знал, каким путем следует идти к упомянутому острову Кубе, а море у этих островов у берега все усеяно подводными камнями и мелями (хотя далее оно становится глубоким, и на расстоянии двух выстрелов из ломбарды уже нельзя достичь дна, и чтобы бросить якорь наверняка, нужно видеть место, ночью же плавать не следует), то я решил убрать все паруса, кроме фока (trinquete), и идти на нем.
Вскоре ветер снова усилился и гнал корабль вперед, что было небезопасно, тучи же сгустились, и пошел дождь. Поэтому я приказал убрать и фок, и за ночь мы прошли всего две лиги.
Перевод Яков М. Свет
Здесь перечислены все паруса «Санта Марии». Парусное вооружение флагманского корабля Колумба в реконструкции Пастора приведено на следующем рисунке:
И следом - план грота с бонетами:
Во французском языке термин bonnette означал не только бонет в буквальном смысле, но и лиселя - дополнительные паруса по бокам от основного полотнища. Поэтому, не зная контекста, трудно бывает установить, о каком именно элементе паруса идет речь.
Термин бонет вне всякого сомнения является интернациональным. Появился он в начале XIV века на Средиземном море. В известном словаре каталанского (валенсийского) языка (Diccionari català-valencià-balear Alcover-Moll) содержится ссылка на документ 1331 года, в котором упоминается бонет (boneta): Sexdecim maços de bodafions de boneta.
В английском языке бонет (bonnet) появляется в 1339 году. Этимологи считают, что бонет, прежде чем стать дополнительным парусом, который прикрепляется к нижней шкаторине основного паруса в хорошую погоду, ранее прикреплялся к верхней части паруса, или вообще ставился над основным парусом, отсюда и его сходство с другим значением термина бонет - шапка, шапочка. Гребцы галер носили красные головные уборы - bonnets rouges (не путать с фригийским колпаком), которые по-итальянски назывались Berrettino. Впрочем, это только одна из версий. В Королевском флоте бонеты сохранялись до 1720 года.
О втором способе менять площадь паруса в зависимости от погоды - об использовании рифов - поговорим в следующий раз.