На абордаж!
Ух, страшно, страшно!
Дельвиг. Отставной солдат
Вернемся к тем минутам сражения при Лепанто, когда эскадры центра христиан и турок неспешно сближались друг с другом. Первоначально ветер, как мы помним, благоприятствовал туркам, поэтому их эскадра шла под парусами, используя весла лишь для того, чтобы держать строй. Но неожиданно ветер переменился, и капудан-паша отдал приказ убрать паруса. Теперь уже все галеры шли на веслах.
Два венецианских галеаса под командованием Франческо Дуодо, занявшие назначенную им позицию перед эскадрой Центра, действовали
таким же образом, как и галеасы на северном фланге.
Франческо Дуодо, командующий отрядом галеасов при Лепанто. (Guide to Medieval and Renaissance Manuscripts in the Huntington Library, DUCALI, Венеция)
Как и в случае галер Шулуч Мехмед-паши, галеры центральной турецкой эскадры распались на три группы, стремясь обойти мощные корабли. Те галеры, которые были ближе всего к венецианским плавучим крепостям, старались отойти от них на возможно бóльшую дистанцию, что привело к сумятице, нарушению боевого порядка. Галеры сталкивались между собой, ломая весла, повреждая рангоут и такелаж. Муэдзинзаде Али-паша отдал приказ сбавить ход, что шло вразрез с желанием капитанов галер как можно скорее пройти опасные галеасы. Но приказ был выполнен. И хотя галеры, сбавив ход, стали хорошими мишенями для венецианских артиллеристов на галеасах, сумятица и беспорядок в рядах турецкой центральной эскадры уменьшились.
Два венецианских галеаса (в верхней и правой верхней частях гравюры) после того, как мимо них миновала бóльшая часть турецкой эскадры. Гравюра 1575 г. неизвестного германского художника, из коллекции А.Констама.
Миновав галеасы, галеры османов открыли огонь из носовых орудий по кораблям христиан. Произошло это сразу после 11часов.
В 11.35, за пять минут до соприкосновения двух эскадр, Али-паша обнаружил, что в ходе недавней сумятицы его галера Султана сошла с курса, ведущего точно на галеру Дона Хуана. Турецкий адмирал приказал переложить руль на правый борт. Как пишет христианский хронист, после корректировки курса на острие атаки турок оказалась флагманская галера венецианцев (Capitana) под командованием Себастьяно Веньера. Но Али-паша не хотел атаковать никого, кроме главнокомандующего флотом Священной лиги. Поэтому он вновь изменил курс, нацелив свою галеру на Real Дона Хуана.
Конечно же наши рассуждения о «рыцарском» характере схватки между Доном Хуаном и Али-пашой, приведенные ранее, отражали лишь характер главных действующих лиц, но никак не характер самого этого события. Также как и утверждения о строго линейном ордере флотов Священной Лиги и Османской империи. На деле все было сложнее. В основной группе галер христианского центра были флагманские галеры Венеции (Себастьяно Веньер) и папского государства (Маркантонио Колонна). Каждого из этих флагманов поддерживали по несколько галер из их контингентов, находящихся во втором эшелоне центральной эскадры христиан. Их задачей было поставлять резервы на галеры командующих и оказывать любую другую помощь, если в ней возникнет необходимость. Такая же картина наблюдалась и на турецкой стороне. Султану Али-паши поддерживала галера второго визиря Пертев-паши и две тяжелые галеры эскорта флагманов. С кормы их прикрывали шесть галер резерва.
Палуба флагманской галеры христиан Real в кульминационный момент ее боя с турецкой Султаной. Германская гравюра, 1575, из коллекции А.Констама
Общая схватка галер на центральном участке сражения началась в 11.40 (Каппони считает, что это произошло сразу же после полудня). Выстрелы куршейных пушек христианских галер, которые были «припасены» на последний момент, произвели серьезные разрушения на палубах некоторых турецких галер. Но бóльшая часть кораблей османов сохранила боеспособность и развив максимальную скорость, на которую были способны гребцы, врезалась в строй кораблей Дона Хуана. И уже никакие маневры не могли изменить положение галер, никакие приказы не влияли на ситуацию. Али-паша, поняв, что все дальнейшее в руках всевышнего и его воинов, сам взялся за лук и присоединился к своим бойцам. А лучником Али был легендарным. Он, как пишет Констам, «вероятно был самым последним командующим на Средиземном море, который лично использовал лук в бою».
В своей богато иллюстрированной книге Lepanto 1571. The Greatest Naval Battle of the Renaissance (Osprey Publishing Ltd., 2003) Констам приводит изображение якобы Али-паши на палубе его галеры с композитным луком в руке.
Это фрагмент известного полотна анонимного художника шестнадцатого века, которое в настоящее время хранится в Лондоне (Национальный морской музей, Гринвич). Однако внимательное изучение картины показывает, что здесь Констам ошибся. На борту галеры можно рассмотреть полустертую надпись, из которой следует, что это не Султана, а галиот Триполи, который находился под командованием барбарийского корсара Пиали Мурада. Флагманская же галера Али-паши Султана изображена на среднем плане полотна.
В этой группе галер мы видим флагманскую галеру Дона Хуана с распятием на штандарте и двуглавым австрийским орлом на флаге, галеру Себастьяно Веньера с львом Святого Марка и Султану Али-паши, на которой поднят его флаг с тремя полумесяцами. На палубе этой галеры можно рассмотреть и самого капудан-пашу.
Командующий венецианским контингентом Себастьяно Веньер в том сражении тоже держал в руках арбалет, но, как пишут хронисты, не использовал его, уступая это право более молодым и сильным воинам. Основным в бою стало холодное оружие: трудно было найти мишень для огнестрельного в обстановке, когда все смешалось, и турки и христиане, все затянул густой дым. Стрелять приходилось на звук выстрела противника. Один хронист пишет, что если звучал выстрел со стороны галеры противника, сотни стрел устремлялись в его направлении. Абордажные партии не спешили высаживаться на корабли противника, пока число их защитников не уменьшится значительно. Особенно активно действовали турецкие лучники. Галеры христиан, утыканные турецкими стрелами, выглядели как дикобразы (irte di frecce come porcospini).
Себастьяно Веньер на палубе флагманской галеры Венеции. Фрагмент картины Андреа Вичентино, 1603. Находится во Дворце дожей (Palazzo Ducale) в Венеции.
Сражение постепенно превращалось с свалку. О том, как в такой обстановке христианам удалось изменить ход сражения в свою пользу, поговорим в следующий раз.