Артиллерия галер и галеасов

May 08, 2013 13:13


Пушки для султана

Мы уже писали немного о турецкой галерной артиллерии. Сейчас попробуем оценить, насколько далеко Османская империя продвинулась в изготовлении морских орудий и попытаемся сравнить характеристики турецкой артиллерии с орудиями других средиземноморских держав.

Чтобы наши рассуждения не повисли в воздухе, рассмотрим кратко историю появления артиллерийских орудий на гребных кораблях. Одно из первых упоминаний использования пушек на галерах мы встречаем в Хрониках Жана Фруассара. Рассказывая о сражении между флотами Англии и Франции при Ла-Рошели в 1372 году, Фруассар сообщает, что у французов было 13 иберийских (вероятно, кастильских) галер, которые вели огонь из установленных на них орудий. (Для ориентира приведем общепринятую оценку появления артиллерии в Европе: 1320-1330-е годы.)

На Средиземном море первой страной, которая разместила артиллерию на галерах, стала Венеция. Это произошло в сражении при Кьодже в ходе войны 1379-80 гг.с Генуей, когда наряду с тяжелой осадной артиллерией на суше венецианцы использовали легкие бомбарды на своих галерах. Но после осады Кьоджи об использовании бомбард на галерах долгое время не упоминалось, видимо потому, что венецианский порох того периода готовили из кальциевой селитры и стволы очень быстро выходили из строя. Тем не менее, Венецию можно считать инициатором в размещении артиллерии на галерах. Прогрессу на этом пути способствовал и вечный дефицит в живой силе, который испытывала республика, и наличие специалистов высокой квалификации в Арсенале. Систематически венецианцы стали размещать тяжелые орудия на носу своих галер видимо с 1470-х годов, за сто лет до Лепанто.

Первым изображением носового орудия галеры считают гравюру голландского художника Э. ван Ревейка из Утрехта (Erhardus Reeuwich) из описания путешествия в Святую землю и на Синай, которое в 1486 году издал пребендарий Майнцского собора Бернхард фон Брейденбах (Bernhard von Breydenbach, Opusculum Santarum Peregrinationium…)






Это скорее всего сварное железное орудие, находящееся на неподвижном станке, видимо дульнозарядное. Расположено оно практически на самом носу. Ясно, что при стрельбе вся нагрузка передавалась на легкие носовые конструкции галеры, быстро разрушая ее корпус. Кроме того, перезарядка орудия в ходе боя была затруднена.

Теперь, после этого краткого обзора, вернемся к османам. Турки восприняли свое огнестрельное оружие из Европы, где полевая и осадная артиллерия стала активно использоваться начиная уже с первой четверти четырнадцатого века. К середине века испльзование огнестрельного оружия распространилось до границ Венгрии и на Балканы. Примерно с 1380-х годов с огнестрельным оружием познакомились и турки. А уже к моменту штурма и взятия Константинополя (1453 год) артиллерия стала играть решающую роль при осаде вражеских крепостей. К концу пятнадцатого века орудия на борту галер стали уже обычным явлением не только на европейских, но и на турецких галерах.



Вертлюжное орудие на борту турецкой галеры в битве при Зонкьо (1499). Деталь венецианской гравюры.

Кстати, Фредерик Лейн считает, что именно в бою под Зонкьо впервые зафиксировано потопление вражеского судна огнем корабельной артиллерии: турки потопили там венецианский корабль водоизмещением 400 тонн. Однако бóльшая часть морских историков с этим не согласна, полагая, что первый корабль был потоплен огнем морской артиллерии лишь в 1513 году. Большинство специалистов в этой области полагает, что вплоть до поражения Непобедимой Армады в 1588 году эффективность корабельной артиллерии оставалась крайне низкой и корабельные орудия неспособны были нанести тяжелые повреждения корпусам кораблей противника.

Вновь вернемся в Османскую империю. Историки называют несколько дат появления огнестрельного оружия у турок (1354,1364,1386 и 1389 гг.) Однако основанием для этих дат являются единичные источники, к тому же относящиеся к более поздним эпохам (Aşikpaşazade, умер после 1484, Neşri - после 1520, Kemalpaşazade - в 1534 и Şikari - в 1584). Естественно, сами турки, описываю свою историю, называют самые ранние из приведенных дат.

К ранним периодам истории огнестрельного оружия относится и создание на территории Османской империи собственного производства артиллерийских орудий. Общеизвестным примером высокого потенциала в этой области является так называемая Дарданелльская пушка, отлитая в 1464 году турецким мастером Муниром Али. Она весила 18,6 тонн, имела в длину 5,18 м и стреляла каменными ядрами диаметром 63 см. Казенная часть и ствол изготавливались отдельно, после чего соединялись на резьбе. Это, во-первых, облегчало отливку орудия, а во-вторых, давало возможность более легкой доставки его к месту осады.



Дарданелльская пушка. Подарена султаном Абдулазизом королеве Виктории в 1866 году. Первоначально хранилась в лондонском Тауэре, отчего ее иногда называют Тауэрской, затем была перемещена в Форт Нельсон, Портсмут.

Полагают, что Дарданелльская пушка была отлита по образцу базилики, созданной под руководством венгерского мастера Урбана в 1453 году. Эта базилика была отлита в Адрианополе и приняла участие в осаде Константинополя, куда была доставлена на повозках, запряженных пятьюдесятью парами быков. Путешествие длиною 200 км заняло два месяца.

Свойства металла, из которого была отлита Дарданелльская пушка, тщательно изучены Уильямсом и Патерсоном и опубликованы в статье A Turkish Bronze Cannon in The Tower of London (Gladius, XVII (1986), pp. 185-205). Для этой цели были взяты одиннадцать образцов с различных частей внешней и внутренней частей орудия. Их состав был определен с помощью электронного и химического микроанализа. Установлено, что бронза содержала от 4,8 до 10,1% олова, в зависимости от местоположения образцов. Мы уже отмечали выше, что по составу образцов, взятых с поверхности орудия, нельзя судить о составе металла во внутренних областях. Однако это позволяет определить, каким образом было отлито это орудие. Авторам исследования удалось установить, что обе части отливались в вертикальном положении, что естественно и соответствует более поздней практике литья бронзовых орудий. Но второе заключение, к которому пришли исследователи, не соответствует принятым позже нормам: обе части отливались дулом (для ствола) и открытой частью (для пороховой камеры) ВНИЗ. Из других исследований мы знаем, что в то время все европейские орудия отливались дулом вверх. Выявленная разница позволяет утверждать, что в пушечно-литейном деле турки не шли слепо в русле уже отработанных европейских технологий, но искали пути создания собственных технологических процессов в области отливки орудий из бронзы.

Продолжим в следующий раз.

флот Османской империи, литейное дело, артиллерия галер

Previous post Next post
Up