Развертывание турецкого флота
У нас остался невыясненным лишь один вопрос, к которому мы и обратимся сейчас, прежде чем перейти к описанию сражения при Лепанто. Вопрос этот - состав и боевой порядок турецкого флота.
Ранее мы подробно осветили последнее совещание турецкого командования в Лепанто, где было принято решение о вступлении в бой с флотом христиан. В ночь с 6 на 7 октября 1571 года флот турок поднял якоря и направился к выходу из Патрасского залива. Турки покинули убежище, которое надежно прикрывали пушки фортов Румелия и Мореа (Kastro Moreas на юге, и Kastro Roumelias на севере, пролив между которыми ранее назывался Малые Дарданеллы).
Выход из Патрасского залива
Хотя капудан-паша турецкого флота Муэдзинзаде Али-паша в последние дни пребывания в Лепанто смог существенно пополнить личный состав на своих кораблях, а также погрузить новые запасы продовольствия и новые орудия на свои галеры, набеги на Крит и в Адриатику, серьезно ослабившие силы турок, все еще сказывались на боекомплекте кораблей его флота.
Дул легкий восточный бриз. В то время, когда флоту христиан пришлось бороться со встречным ветром, продвигаясь на веслах к островам Курцолари, турецкая армада использовала попутный ветер и шла под парусами. И лишь утром ветер, "per Popera del Signor Dio" («повелением Господа»), как пишет в своих воспоминаниях участник сражения, поменялся на обратный, дав отдых гребцам галер Священной лиги.
Турецкие галеры по ходу движения выстраивались в боевой порядок в форме огромного полумесяца, растянувшегося почти от одного берега залива до другого.
Когда Али-паша, наконец, увидел весь флот Лиги, построенный в одну прямую линию, он тут же начал менять построение своей армады, замедлив ход левого и правого крыла и выдвинув вперед центр, тем самым как бы спрямляя полумесяц, превратив его в прямую линию со слегка загнутыми вперед флангами.
Флагманский корабль Али-паши, Султана, находился в центре ордера.
Турецкая флагманская галера Султана, реконструкция с миниатюры.
Центральная эскадра турок, согласно принятым до последнего времени цифрам, включала 61 галеру первой линии и следующие за ними 5 галер и 30 галиотов резерва, всего 96 единиц. Напомним, что ей противостоял центр христианского флота в количестве 62 галер, за которыми располагались 38 галер резерва.
Боевой порядок турецкого флота. Центр
Список галер турецкого центра из книги Giovanni Pietro Contarini Historia delle cose successe dal principio della guerra mossa da Selim Ottomano a Venetiani. (1572)
Здесь еще раз заметим, что приводимые в различных источниках данные о численности кораблей обеих сторон порой существенно отличаются. А в последнее время появились цифры, основанные на архивах Османской империи, согласно которым эскадра Али-паши в центре была построена в две линии: в первой находилось 62 галеры, а расположенная за ней вторая линия насчитывала двадцать девять галер и восемь галиотов. Эти данные приведены у Н. Каппони (Capponi, Lepanto 1571. La Lega santa contro l'Impero ottomano). Резерв учитывался отдельно, о нем мы еще поговорим.
Корабельный состав и вооружение турецкой эскадры центра согласно данным Н.Каппони
Сравним эту таблицу с аналогичной для центра христиан.
Корабельный состав и вооружение христианской эскадры центра согласно данным Н.Каппони
Мы видим, таким образом, что эскадры центра обеих сторон, хотя и отличались по численности, по количеству орудий были практически равны, а если учесть еще 51 одно орудие на борту двух галеасов, то по огневой мощи христиане имели существенный перевес в центре.
Сделаем еще одно замечание к корабельному составу турецкого флота. Мы уже упоминали, что практически все корабли североафриканских корсаров, вошедшие в состав турецкого флота, были значительно легче стандартных галер союзников. Это были в основном галиоты, которые в отличие от галер имели одну мачту и обычно восемнадцать (иногда больше или меньше) банок на каждом борту (у галер - 24 банки).
Турецкий галиот
Более быстроходные и маневренные по сравнению с галерами, галиоты имели существенно меньшее артиллерийское вооружение. Имея небольшую осадку, галиот был незаменим при действиях на мелкой воде, а также для выполнения функций корабля снабжения и разведывательно-дозорного корабля.
Продолжим в следующий раз.